Общее и различное в государстве и праве
Государство – это суверенная организация политической власти в обществе представляющая собой систему государственных органов, имеющая свою территорию, население и имеющая право создавать правовые нормы для регулирования общественных отношений.
Право - как совокупность общеобязательных, формально и структурно определенных правовых норм, принятых государством и охраняемых им от нарушений и предназначенных для регулирования общественных отношений.
Выделяют три модели соотношения права и государства:
1. Государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)
2. Право верховенствует над государством (либерально – демократическая модель, теория правового государства)
3. Государство создает право, но в своей деятельности связано им (реалистическая модель).
Соотношение государства и права выражается:
· сходство права и государства:
- в основе их возникновения лежат одни и те же причины;
- и то, и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они друг без друга не существуют);
- у них общая цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества.
Но вместе с тем, государство и право – это принципиально различные явления, государство – это власть, это государственные органы, это сила, а право – это государственная воля, это правовые нормы.
· влияние государства на право:
- создает право;
- поддерживает гармоничность правовой системы;
- дает официальное толкование норм права;
- реализует нормы права в форме правоприменения;
- обеспечивает охрану права возможностью применения принудительной силы.
· влияние права на государство:
- констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства;
- законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц;
- является средством осуществления задач и функций государства;
- закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.
Различают два типа связей между государством и правом:
генетическую и функциональную. Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели: 1. Этатическая модель. Представляет право как явление вторичное, производное от
государства. Право есть система формально-определенных норм, содержащихся в источниках права, принятых или санкционированных государством и гарантированных его принудительной силой. Государство, как организация политической власти, имеет монопольное, исключительное право на издание законов и подзаконных актов, санкционирование других источников права, в которых закрепляет свою верховную волю и интересы. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению. Эта модель базируется на марксистской концепции государства и права. 2. Либеральная модель. Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право есть общая мера свободы и справедливости, а государство призвано для того, чтобы обеспечить и защитить эту мер свободы. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами. Функциональная связь означает, что государство и право есть
относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений. Реалистическая (прагматическая) модель связи между государством и правом представляется наиболее обоснованной. Государство создает право, но связано им. Она не утверждает только генетическую или только функциональную зависимость, а акцентирует внимание на соотношении государства и права с точки зрения: а) единства; б) различия; в) взаимодействия; г) противоречий между ними.
Единство государства и права в следующем. 1. В основе их возникновения одни и те еже причины. 2. Они объективно необходимые социальные явления, однажды возникнув, будут существовать столько, сколько и человеческое общество. 3. Общая цель – упорядочение общественных отношений и организации жизни людей, сочетание общественных, групповых, индивидуальных интересов, внесение
социальной стабильности. 4. Являются средствами социального управления
и инструментами социальной власти. Различия государства и права. 1. Государство является политической организацией власти, а право социальным нормативным регулятором общественных отношений. 2. Государство выражает силу, а право выражает
волю людей. 3. Первичным элементом государства является государственный орган, первичным элементом права является правовая норма. 4. Различны также их формы, функции и т.д. Ясно, что государство и право, различные по природе социальные явления.
Влияние государства на право. Государство создает право, дает официальное толкование правовым нормам, реализует правовые нормы в форме правоприменения, обеспечивает охрану правовых норм от нарушений. Влияние права на государство. Конституционно фиксирует и легализует существование и деятельность государства. Законодательно закрепляет форму государства, его механизм, структуру, принципы организации и деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц. Является формой осуществления функций государства.