Казахстан в годы первой мировой войны 1914-1918 гг., национально-освободительное восстание 1916 года

Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины.

В 1901 году царским правительством был издан Закон об отводе казенных земель частным лицам. Под казенными землями подразумевались и земли казахов, объявленные государственной собственностью еще во время реформы 1867-1868 годов. В 1904 году было образовано Переселенческое управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра России на окраины.

6 июня 1904 года царское правительство издало Закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев». Переселенческое управление проводило изъятие земель у казахов, пополняя, таким образом, Переселенческий фонд. Однако основная волна переселенцев хлынула на казахские земли в годы русской революции.

Одной из основных задач первой русской революции было разрешение аграрного вопроса в стране. После поражения революции царизм стремился разрешить этот вопрос путем реформ, то есть, сохраняя власть и землю в руках помещиков, устранить причины кризиса в аграрных отношениях.

Автором реформ по аграрному вопросу был министр сельского хозяйства царского правительства П. Столыпин. Реформы были направлены на разрушение сельской общины и формирование социального слоя собственников в деревне. Однако при сохранении помещичьего землевладения вставал вопрос о новых землях для крестьян. В связи с этим начался новый этап переселения русских и украинских крестьян на земли Казахстана.

В начале XX в. переселение крестьян из внутренних губерний царской России в казахскую степь приняло большой размах. Так, с 1906 по 1913 годах в Акмолинскую, Тургайскую, Уральскую и Семипалатинскую области переселилось свыше 430 тысяч хозяйств.

Правительству необходимы были данные об «излишках» земель в Казахстане. С целью выявления «свободных земель» проводилось обследование казахского хозяйства. Преследуя колонизаторские цели, подхлестываемые царским правительством и наплывом переселенцев, землеустроители под видом излишков отбирали у коренного населения лучшие земли, не обращая внимания на нужды казахского хозяйства.

Массовое переселение крестьян из Центральных губерний России на территорию Казахстана привело к тому, что огромные плодородные участки были переданы на пользование крестьянам, а казахи вытеснены на пустынные и полупустынные регионы Центрального и Южного Казахстана. Некоторая часть населения, оставив этническую родину, вынуждена была откочевать в пределы соседних стран.

В 1906-1912 годах статистическими экспедициями, руководимыми П. Скрыплевым и П. Румянцевым, были обследованы казахские хозяйства в Сырдарьинской и Семиреченской областях. В 1904-1911 годах аналогичная экспедиция, руководимая П. Хворостинским, В. Кузнецовым и А. Переплетчиковым, провела статистическое обследование Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей.

Опираясь на данные статистических экспедиций 1907-1912 годах российское правительство в особенно больших масштабах проводило массовое изъятие земель у казахов. Переселенческий земельный фонд создавался путем насильственного изъятия главным образом уже освоенных казахами земель, имевших оросительные системы, лесонасаждения, постройки. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета. Политика Столыпина, в частности массовое переселение крестьян, способствовала дальнейшему обострению аграрного кризиса.

В начале 1913 года были утверждены «Временные правила о сдаче в аренду казенных участков земли в Сибири, Степном крае и Туркестане» для создания здесь крупных помещичьих хозяйств. В Казахстане начало создаваться помещичье землевладение. Военные и гражданские чины, купцы получили большие участки казахских земель в аренду более чем на 30 лет по цене 10-25 копеек за десятину, становились владельцами больших коневодческих и овцеводческих хозяйств, под которые отводились лучшие пастбища и земельные угодья.

В результате переселенческой политики царское правительство создало себе в Казахстане опору в лице кулаков-колонизаторов. Осенью 1910 года было принято решение об отводе кулацким хозяйствам в Сибири и Казахстане переселенческих участков под единоличное владение. В марте 1911 года министерство земледелия издало особые инструкции, по которым переселенческие управления могли создать участки, удобные для единоличного владения. Только в 1911 году в Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях был образован 431 участок для единоличного пользования и 919 хуторских участков.

Однако не все переселенцы приживались на новом месте. Значительная часть их вынуждена была вернуться обратно. Ежегодно в Россию из Сибири и Казахстана возвращалось от 40 до 110 тысяч семей переселенцев, значительную часть которых составляли «возвращенцы» из Казахстана. Крестьянское движение не прекращалось. Все это являлось свидетельством краха столыпинской аграрной политики. Обезземеливание казахов привело к обострению положения в Казахстане и новому подъему национально-освободительного движения.

Более медленными темпами осуществлялось промышленное освоение Казахстана. Развитие в Казахстане промышленности, особенно мелких промышленных предприятий и сети железных дорог ускорило рост городов. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными и торговыми, но и промышленными и культурными центрами. Росли города, основанные как опорные пункты при колонизации Казахстана. Одним из торгово-промышленных центров на востоке Казахстана стал Семипалатинск с населением в 1900 году 31 тысячи человек. На севере Казахстана в Петропавловске насчитывалось 21 750 жителей, действовало 66 различных предприятий по обработке сельскохозяйственного сырья с капиталом более 1 млн. рублей. На западе Казахстана торгово-промышленным городом был Уральск. В 1900 году там проживало 39 тысяч человек. Росту этого города содействовало проведение в 1895-1896 годах Урало-Покровской железной дороги. Быстро росли такие города, как Павлодар, Гурьев, Усть-Каменогорск, Каркаралы, Кокшетау. Увеличилось население Чимкента и Аулие-Аты. В центре Семиреченской области, городе Верном в начале XX века насчитывалось около 37 тысяч жителей.

В городах заметно росло казахское население. Усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало часть разорившегося населения уходить в города на поиски работы. Вместе с тем в городах Казахстана жили и крупные казахские баи, торговцы, перекупщики. Значительно увеличилось казахское население Верного, Семипалатинска, Петропавловска, Чимкента и других городов. В таких городах как Иргиз, казахи составляли треть населения, в Каркаралы - более половины.

Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие. Многие их них занимались сельским хозяйством. Вместе с тем в городах, являющихся экономическими и административными центрами, жило много чиновников и торговцев.

Появились казахские купцы-предприниматели. Многие из них продолжали вести свое хозяйство в ауле, владея большими стадами скота и имея значительные площади под посевами зерновых культур. Эти купцы были тесно связаны с рынком и вели коммерческие операции с крупными российскими фирмами и банками, выступая главным образом поставщиками сырья для их промышленности. Казахский капитал наталкивался на конкуренцию русских капиталистов, владеющих большей частью предприятий по первичной обработке животноводческого сырья и других продуктов сельского хозяйства. Кроме того, переселенческая политика задевала и экономические интересы байства. Именно поэтому казахская буржуазия стояла в оппозиции к царским властям в отличие от других колоний, где компрадорская буржуазия зачастую сотрудничала с колонизаторами.
19 июля (1 августа) 1914 года Россия вступила в первую Мировую войну, обладая низким военно-промышленным потенциалом. Вследствие войны Российскую империю охватил хозяйственный кризис, разруха, голод, эпидемии. Начало войны показало отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Отдельные победы русской армии не могли исправить общего положения на фронте, и Россия за 1915-1916 годы потеряла значительную часть своих западных владений. Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.

Для обеспечения фронта начали проводиться экономические мероприятия: реквизиция скота и фуража, повышение налогов. Был введен специальный военный налог. Кроме прямых и косвенных налогов, собирались различные «пожертвования», в счет которых у казахов собирался скот и юрты. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб.

Первая мировая война привела к упадку экономики Казахстана. В результате мобилизации мужского населения пострадало скотоводство, резко уменьшилось поголовье скота. С начала войны промышленность Казахстана работала только на военные нужды.

Активизация колониальной политики, выразившееся в аграрной реформе царизма, усиление гнета вызвало ответную реакцию населения, выразившуюся в росте забастовочного и стачечного движения, организации национальных формирований, деятельности интеллигенции. К 1916 году в Переселенческий фонд было причислено 40 млн. гектар лучших земель, а к 1917 году под различные статьи земельных изъятий было отмерено 45 147 765 десятин земли.

К концу 1915 года недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от «добровольных пожертвований» и конфликтов на этой почве с местной администрацией. В политических кругах России назревал вопрос о непосредственном участии инородцев в войне. Казахская интеллигенция на страницах газеты «Казах» предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии; во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии в Казахстане.

Однако российское правительство не собиралось вооружать «неблагонадежных туземцев». Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах.

25 июня 1916г. вышел указ царя о мобилизации инородцев Средней Азии и Казахстана и ряда других областей для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии. Набору подлежало трудоспособное мужское население в возрасте от 19 до 43 лет.

Усиление экономического гнета привело к росту недовольства среди населения Казахстана (в 1914-15 годах вспыхивали локальные вспышки недовольства: стачки на Карагандинских копиях, Спасском заводе, выступление солдаток в Акмолинске, Георгиевке, Зайсане, Верном, Кокчетаве). К середине 1916 года общественно – политическое движение охватило все слои казахского общества, а Указ 25 июня послужил поводом к проявлению недовольства в активной форме, что стало поводом к началу национально-освободительного восстания 1916 года.

Манифест царя был оглашен, повсеместно начали составить списки солдат-тыловиков, используя помощь местной администрации. С учетом того, что свидетельств о рождении у казахов не было, волостные управители по своему усмотрению начали определять число лиц, отправляемых на фронт. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Размах восстания привел к введению царскими властями поправок в объявленный Манифест, 20 июля объявили об отсрочке призыва до сбора урожая, а 30 июля - об отсрочке до 15 сентября 1916 года. Однако погасить пламя антиколониального восстания казахов не удалось.

Восстание охватило всю территорию Казахстана, главными очагами восстания выступили: Тургайский, Семиреченский и Чу-Таласский центры. В каждом регионе Казахстана восстание имело свои особенности, связанные с внешними и внутренними факторами. Общими чертами выступления была их стихийность, локальность, отсутствие четкого плана действия и единого центра.

Причины восстания стали следующие обстоятельства: усиление колониального гнета; изъятие земель; увеличение налогов и поборов; разжигание национальной розни; резко ухудшившееся положение народных масс; реквизиция скота и фуража у казахского населения.

Формы проявления недовольства были различными и зависели от местных условий: уничтожение списков; расправа с представителями феодально-байской администрации, уничтожение их имущества; столкновение с полицией и царскими войсками; уничтожение телеграфных линий, нападение на почтовые станции. Несмотря на репрессии, значительная часть казахов уклонилась от явки на сборные пункты.

Локальными центрами восстания стали: Сыр-Дарьинская область – Турар Рыскулов (руководитель); Уральская область – Сейткали Мендышев; Акмолинская область – Сакен Сейфуллин; Семипалатинская область. Особенностями каждого главного очага восстания можно назвать следующие моменты: Тургайский центр – самый организованный, здесь были созданы органы военного управления, четкая связь между районами, признанным лидером стал А.Иманов. Семиреченский очаг восстания отличился слабой связью между группировками и организацией, в каждом уезде были избраны ханы, лидеры отдельных выступлений не смогли объединится под одно крыло, большая часть руководящего состава представлена была административными лицами. Чу-Таласский центр примкнул к освододительному движения народов Средней Азии, здесь ведущие позиции заняли представители духовенства. Самым крупным центром восстания – стала тургайская степь.

Наши рекомендации