Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности)
Основу Конституции РСФСР 1918 г. (К) составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Разработкой проекта К занималась Конституционная комиссия (председатель - Я.М. Свердлов), созданная при ВЦИК.
Процесс работы над проектом К занял 4 месяца и сопровождался полемиками и дискуссиями. К была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов, опубликована в «Известиях ВЦИК» 19 июля 1918 г. и тогда же вступила в силу. К закрепила политическую основу государства - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Всероссийский съезд Советов провозглашался высшим органом власти, на нем избирался подотчетный Съезду Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).
ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом, формировал Совет народных комиссаров (СНК) – Правительство РСФСР.
По государственному устройству К объявила РСФСР Федерацией, субъектами которой являлись национальные республики.
На местах власть осуществляли областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов через создаваемые ими исполнительные комитеты.
К исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов относилось изменение К и ратификация мирных договоров Совместную компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК составляли: утверждение изменений К. принятие в состав РСФСР, вопросы войны и мира, осуществление внешней и внутренней политики, регулирование экономики, формирование государственной системы налогов, организация вооруженных сил. судоустройство и судопроизводство, общегосударственное законодательство.
Разделения властей по К не было: законодательные полномочия имели все высшие органы К закрепила принцип демократического централизма: вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим и широкие полномочия по реализации решений вышестоящих Советов на местах.
Конституционные права и свободы граждан в К не перечислялись назывались лишь те права и свободы. которые обеспечивает государство, однако их содержание не раскрывалось, они носили ярко выраженный классовый характер - предоставлялись только грудящимся. Правам граждан корреспондировали обязанности (трудиться, воинская обязанность). Провозглашалось отделение церкви от государства. Избирательным правом наделялись трудящиеся, достигшие 18 лет. независимо от вероисповедания, национальности, пола, однако сохранилась многоступенчатость выборов.
42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.
1917 г. Изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения по половому, национальному, вероисповедному принципам. Все граждане получили совершенно одинаковую гражданскую правоспособность.
Изменились отношения собственности. Масса объектов перешла в гос. собственность. Это земля, большой круг промышленных предприятий, транспорт. Появилась новая отрасль права – хозяйственная. Хоз. объекты по существу переходил из сферы чисто гражданских правоотношений в сферу административного регулирования.
Для данного периода характерно сужение спектра гражданско-правовых отношений. Широкий круг объектов перестал продаваться, покупаться, обмениваться Ипр. Гражд. оборот сузился также и за счет введения широкого круга монополий, т.е. возник круг объектов, которые могли продаваться только гос - вом. Частная торговля ими была запрещена. Была введена монополия внешней торговли. В этой сфере любые товары могли покупаться или продаваться только надлежащими гос. органами, что позволило установить полный контроль над валютным оборотом, воспрепятствовать вывозов капитала границу.
В апреле 1918 г. был издан декрет об отмене наследования. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тысяч руб после смерти собственника переходило в доход гос-ва. Декрет оговаривал, что в случае, если на иждивении наследодателя состояли нуждающиеся нетрудоспособные лица, то они имели право получать содержание из имущества умершего.
1918 – 1920 гг. Изменяется соотношение м\у важнейшими гражданско-правовыми институтами: вещным, обязательственным и наследственным.
В декретах Советской власти центр место занимает институт права собственности. Продолжается национализация различных объектов собственности. В августе 1918 г. б. издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в ноябре 1918 национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании..
Статус част. собственности превратился в наименее защищенную законом.
Обязательственное право. Поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, постольку из гражданского права постепенно исчезает и такой раздел, как обязательственное право. Юридически старые нормы обязательсвен. права не отменялись, а просто не использовались.
Вначале национализировали розничную и оптовую торговлю, затем сократился фактический товарооборот. Деньги как всеобщий эквивалент перестали осуществлять свою роль. Денежная эмиссия привела к обесцениванию денег.
Разные услуги предприятиям и трудящимся предоставлялись бесплатно: пересылка писем, пользование телефоном, водопроводом, газом, канализацией, жильем, транспортом и пр.
В ряде нормативных актов ограничивалась возможность заключения договоров подряда, поставки, комиссии, а договор дарения совсем отменялся.
Договор купли-продажи все меньше использовался, больше использовался договор мены.
В области найма жилья. В этой области стали действовать нормы админис. Права (а не гражданского). Реквизировались жилые (свободные и занятые) помещения, осуществлялось принудительное выселение эксплуататоров из Москвы. 25 мая 1920 СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, где имелись излишки жилой площади.
43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.
Коренные изменения в семейное право России были внесены большевиками, пришедшими к власти в конце 1917 г. 18 декабря 1917 г. был принят Декрет ВЦИК "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния". Согласно данному Декрету, признавались только гражданские браки (брак, зарегистрированный государственными органами); церковный брак был объявлен частным делом гражданина, он потерял свою обязательность. Необходимым условием для вступления в брак была добровольность. \
Был принят Декрет о расторжении брака. Развод оформлялся при обоюдном согласии супругов на основе их заявления в органы загса путем соответствующей отметки в книгах записи актов град. Состояния. Брак мог быть расторгнут по просьбе обоих или одного из супругов – как мужа, так и жены. При заявлении о разводе со стороны одного супруга требовалось предварительное определение суда, который одновременно разрешал вопросы о судьбе детей, присуждении алиментов на их содержание или оказании помощи одному из супругов.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, ьрачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) б. утвержден ВЦИК 16 сентября 1918 г. Данным Кодексом только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в Отделе записи актов гражданского состояния, порождал права и обязанности супругов. При этом браки заключались публично в специально предназначенном помещении. Вступающие в брак объявляли об этом словесно или письменно. Условиями вступления в брак были: достижение брачного возраста; взаимное согласие вступающих в брак. Кодекс установил единый возраст для вступления в брак – 18 лет для мужчтн, 16 лет – для женщин.
Кодекс распространял принцип единобрачия на всех граждан России.
Не имели права вступать в брак: лица, уже состоящие в зарегистрированном браке или браке, имеющем силу зарегистрированного; родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей.
При жизни брак мог быть прекращен разводом. Просьба о расторжении брака подавалась либо в местный суд, либо в отдел записей браков, где хранилась запись о заключении данного брака. Но в случае расторжения брака, нетрудоспособный супруг должен получать содержание от другого супруга.
Равноправие женщины с мужчиной подчеркивалось и решением вопроса о гражданстве супругов. Перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию жениха и невесты. В области имущественных отношений кодекс сохранял принцип раздельной собственности мужа и жены.
Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. На установленного отца возлагалась обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка.
Запрет на усыновление детей, гос-во по социологическим идеям планировало воспитывать таких детей самостоятельно.
44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.
Трудовое право впервые выделилось из гражданского права и стало самостоятельной отраслью. Первый Кодекс законов о труде РСФСР был принят в декабре 1918 г. Его разработкой занимались Наркомат труда и ВЦСПС. Принятию КЗоТ предшествовал ряд правовых актов советской власти (Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа, Постановление СНК от 29 октября 1917 г. ≪О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени≫).
КЗоТ воспринял все предшествующее законодательство и содержал разделы:
1) о трудовой повинности; 2) право на применение труда; 3) порядок предоставления труда; 4) о предварительном испытании; 5) о переводе и увольнении трудящихся; 6) о вознаграждении за труд; 7) о рабочем времени; 8) об обеспечении надлежащей производительности труда; 9) об охране труда.
В приложениях к Кодексу регулировались: порядок установления нетрудоспособности, выдача пособий трудящимся во время болезни, положение безработных, еженедельный отдых и праздничные дни.
Действие КЗоТ распространялось на всех лиц, работающих по найму. Однако за рамками его регулирования оставались отношения в сельском хозяйстве. КЗоТ вводил всеобщую трудовую повинность. Был провозглашен принцип ≪не трудящийся, да не ест≫. Трудиться должны были все граждане от 16 до 58 лет. Кодекс провозглашал право каждого трудящегося на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для данной работы.
КЗоТ установил 8-часовой рабочий день, сокращенный рабочий день -для работающих в ночное время, право на оплачиваемый ежемесячный отпуск. Профсоюзные организации контролировали вопросы найма, увольнения, оплаты труда, участвовали в разработке тарифных положений.
В условиях гражданской войны многие демократические положения КЗоТ не нашли своего применения, на практике действовали другие нормы: ограничивалось право работника на свободу заключения трудового договора (устройство на работу осуществлялось только через специальные государственные органы, работник мог быть направлен в другую местность, ограничивалась возможность ухода с работы).
На практике применялся детский труд (кроме подземных и вредных для здоровья работ). Для борьбы с нарушителями трудовой дисциплины были созданы дисциплинарные товарищеские суды, которые рассматривали дела о нарушениях трудовой и профсоюзной дисциплины. Самым легким наказанием был выговор, самым тяжелым -заключение в концентрационный лагерь.
45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.
Основы земельного права были заложены уже первыми актами Советского гос-ва. Декрет о земле законодательно закрепил государственную собственность на землю, все прежние категории землепользования упразднялись. Гос-во являлось единствен. собственником земли. Отсюда вытекал принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей предоставлялось только надлежащим гос органам. Земля передавалась в собственность и изымалась у них на основе административного акта.
Недра земли, их содержимое – руда, нефть, уголь и т.д., а так же леса и воды, имеющие гос. значение перешли в исключительное пользование гос-ва. Мелкими же реками, озерами. Лесами могли пользоваться общины.
Передача во всенародное достояние распространилось и на городские земли. Все гражданские земли о земле – купля-продажа, залог, дарение, завещание и пр. объявлялись недействительными.
Декрет о земле допускал возможность любых форм трудового землепользования при господстве так называемого принципа уравнительного землепользования. Крестьяне каждого отдельного села получили право поделить всю землю. Включая и бывшие помещечьи владения, на основе тех обычаев, к-ые сущ-ли здесь ранее, т.е. или по числу трудоспособных членов семьи, или по числу едоков.
В Декрете о земле допускались и коллективные формы землепользования. Закон о социализации земли, опубликованный 19 фев. 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.
Положение ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», опуб-ное 14 февр 1919 г., на основе национализации земли вводило понятие «единый государственный земельный фонд». Ст. 4 положения устанавливала, что в основу землеустройства должно быть положено создание единого производственного хоз-ва, снабжающего Советскую республику наибольшим кол-вом материальных благ при наименьшей затрате народного труда. Таким могло быть только коллективное хоз-во. Ст. 3 положения о социалистическом землеустройстве определяла единоличное хоз-во как временное и отживающее, основную роль в уничтожении эксплуатации должны были сыграть коллективные формы обработки земли. Т.о., в первую очередь землю получали колхозы и совхозы, во вторую – артели и товарищества по совместной обработке земли, в последнюю – единоличники.
В 1920 г. в решениях 8 съезда Коммунистической партии был взят курс на прочный союз с середниками. В земельном законодательстве большое внимание стало уделяться единоличным хоз-вам. Увидев, что при частых переделах земли пользователи мало заботятся о росте ее производительности, гов-во пошло на ограничение пределов земли. Наметился переход к принципу устойчивости землепользования. Особенно ясно это выражено а Декрете СНК РСФСР от 30 апр 1920 «о пределах земли» и в декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 27 мая 1920 г «об увеличении размера землепользования в трудовых хоз-вах.»
46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
Развитие уголовного права впериод Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с ≪революционным правосознанием≫, что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам.
Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве.
Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом.
Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение.
Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на ≪обычные≫, характерные для любой исторической обстановки, и ≪государственные, контрреволюционные преступления≫, направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер.
Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.
47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.
В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы: суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся революционным сознанием и Совестью.
Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917г. ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.
Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела с участием обвинителей, защитников и поверенных, которыми могли быть любые лица, обладающие гражданскими правами: предварительное следствие велось единолично судьей), кассационных инстанции (ими являлись уездные и столичные съезды местных судей, которые рассматривали не вступившие в законную сил/ приговоры и решения местных судов).
Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы.
Декрет о суде №2 (февраль 1918 г) санкционировал создание окружных судов (рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов), действующих в составе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гражданские дела), 12 заседателей и председательствующего члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии. Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы.
Декрет о суде № 3(июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народныхсудей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы.
На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или 6 заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства).
Параллельно срассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.
48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
Окончание гражданской войны, военной интервенции, активное недовольство населения методами ≪военного коммунизма≫ требовали изменений экономического и политического курса государственного развития.
Новая экономическая политика (нэп) на первый план выдвинула задачи восстановления разрушенного хозяйства, создания современной промышленности, развития сельского хозяйства. Переход к нэпу был провозглашен на X съезде РКП(б) в марте 1921 г.
Продразверстка была заменена продовольственным налогом, разрешалась частная предпринимательская деятельность, государственные предприятия переходили на хозяйственный расчет. Изменения в экономике обусловили и перестройку государственного аппарата. Чрезвычайные органы упразднялись или реорганизовывались. В результате сложилась следующая система, учитывавшая особенности государственного устройства как РСФСР, так и СССР:
на уровне СССР были созданы и действовали: Съезд Советов, ЦИК, СНК, СТО, наркоматы, Верховный Суд, ОГПУ, Красная Армия;
на уровне РСФСР действовали: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, Экономическое совещание, наркоматы, Верховный Суд, прокуратура в составе Наркомюста;
на уровне автономной республики действовали съезд Советов, ЦИК, СНК, наркоматы, Экономическое совещание, отделение Верховного Суда РСФСР, прокурор;
на областном уровне: областной съезд советов, исполком, экономическое совещание;
на уровне губерний: губернский съезд советов, исполком, экономическое совещание, суд, прокурор;
на уровне уезда: уездный съезд советов, исполком, экономическое совещание, народный суд, помощник прокурора губернии;
на уровне волости: волостной съезд советов, исполком, экономическое совещание;
на уровне города: совет депутатов, исполком, экономическое совещание, народный суд;
на уровне села: совет депутатов, исполком, экономическое совещание.
Как высший орган государственной власти Всероссийский съезд Советов наделялся полномочиями установления, дополнения и изменения Конституции и утверждением конституций автономных республик. К совместной компетенции Съезда и ВЦИК относилась ратификация мирных договоров, вопросы территориального устройства, объявление войны. На практике ВЦИК являлся реальным высшим органом государственной власти. Президиум ВЦИК Конституция определяла как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган власти РСФСР.