Консульская служба в древности, средневековье, новое и новейшее время
Чтобы верно рассчитать возможности и средства консульской службы, расставить акценты в её деятельности, важно знать историю этой службы.
Первые признаки зарождения консульского института проявились ещё в рабовладельческую эпоху в Греции - проксения, Древнем Риме - патронат. Его происхождение связано с развитием международных связей, особенно торговли и мореплавания.
Вначале консульский институт возник как средство защиты иностранцев. Именно поэтому греческую проксению можно определить как особый институт, призванный защищать и оказывать помощь иностранцам. Отношение к иностранцам в зарубежных странах того времени не отличалось дружелюбностью:
законы Египта и Индии запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Аналогичным было положение иностранцев в странах Древнего Китая. В Древней Греции господствовало убеждение, что греки - избранный народ, а другие люди – варвары. Своеобразно регулировались отношения с иностранцами в образовавшемся в VIIвеке Арабском Халифате. Все мусульмане, независимо от государственной принадлежности, не считались иностранцами. Ими признавались только иноверцы. Иностранцы начали обращаться за покровительством к знатным гражданам города - проксенам , которые должны были заботиться об иностранцах и защищать их, в том числе размещать приезжавших иностранцев и даже ходатайствовать о допуске иностранцев на Народные собрания. При назначении проксена государство извещало об этом жителей. Проксен назначался иностранным государство из числа подданных страны пребывания. Таким образом, проксения имела прямое сходство с институтом нештатных консулов, которые появились позже.
Проксеном в древности назначались самые авторитетные лица страны. В частности, проксенами в своё время были: философ Демосфен, историк Фукидид и др.
Наибольшего расцвета институт проксении получил с V века до н.э. В этот период проксения оформлялась уже своего рода договором между странами. Но даже в это время проксеном можно было стать только по постановлению Совета и Народного Собрания.
а) Консульские функции в древности:
· через проксенов велись дипломатические переговоры;
· проксены принимали участие в разработке договоров с
представляемым государством;
· наблюдали за продажей товаров, оказывая содействие
иностранным купцам;
· нередко проксен принимал участие в разбирательстве споров
между страной пребывания и представляемой страной;
· были свидетелями при составлении завещаний иностранцами;
· устанавливали порядок ликвидации наследства иностранца, не
оставившего наследников;
· обеспечивали иностранца доступ в храмы для совершения
религиозных культов.
б) Права и привиллегии проксенов:
Обязанности, права и привилегии проксенов в греческих полисах различались по обьёму в зависимости от полисов и зависели от воли повелителя полиса.
Тем не менее, можно выделить общее:
· государство, назначившее проксена, гарантировало ему личную
неприкосновенность, безопасность как в мирное, так и военное время;
· проксены освобождались от уплаты большинства налогов;
· обладали правом на беспошлинный ввоз и вывоз товаров;
· обладали правом на первоочередное рассмотрение дел в судах;
· в любое время они имели доступ на заседания Народных
собраний и других высших органов власти;
· занимали почётные места во время театральных представлений;
· пользовались специальной печатью с гербом представляемого
государства;
· имели право помещать щит с изображением герба у входа в
жилище.
В Древнем Риме функции проксенов выполняли патроны. Как и в Древней Греции, в этой стране иностранцы были лишены почти всех прав, поэтому они были вынуждены искать покровителя- патрона. Вначале они это делали по собственному усмотрению. Затем патроном можно было стать только по решению Сената (парламента).
Патронами были представители очень знатных семейств:
- в Сиракузах - Цицерон;
- остров Хиос - Цезарь;
- Бетика - Плиний (младший).
Обязанности патрона в Древнем Риме были сходными с обязанностями проксенов в Древней Греции.
С развитием торговли между Римом и другими государствами в конце III в. до н.э. в Риме был создан институт иностранных преторов. В его обязанности входило решение споров, где обе стороны были иностранными. Претор назначался верховной властью республики из числа сенаторов. Они издавали эдикты (извещения), регулирующие отношения римлян с “перегринами” (лицами, не имевшими прав римских граждан), а также “перегринов” между собой.
И греческие проксены и римские преторы выполняли некоторые функции, свойственные современным консулам. Однако, были и существенные различия. В частности, если раньше покровительство иностранцам оказывалось через посредничество своих собственных органов власти (народное собрание, Сенат), то постепенно, это покровительство осуществляется уже за счёт назначения служащих представляемого государства. Консульский институт в тот период, несмотря на фактическое наличие консульств, не имел современного статуса. В частности, ещё не была общепризнанной практика назначения консулов от имени исполнительной власти. Эта практика закрепляется лишь с Х-ХI веков.
В рабовладельческий период развития обществазародились и отдельные нормы консульского права. Этому вопросу уделяли внимание многие выдающиеся деятели этого времени: Цицерон, Т. Ливий, Сократ, Платон, китайский философ Лао-Цзы и др.
Именно в Риме впервые сложилось т.н. “право народов” (jus gentium), которое регулировало отношения Рима с иностранными государствами, а также римских граждан с иностранцами.
Китай в 8-м и арабские страны в 9-м веках образовали из своих поселенцев за границей так назывемые “коммерческие трибуналы”, действовавшие в качестве первых консульств.
Значительные изменения в функционировании консульской службы произошли в последующее время, в том числе в рамках России, CCCР. В Республике Беларусь этот процесс происходил неоднозначно. В частности, в ВКЛ, хотя и существовали органы внешних сношений, они не были полностью самостоятельными и должны были согласовывать свои действия с рядом лиц и организаций. Министра иностранных дел не было. Его функции исполнял канцлер. С ХVII века ВКЛне могла заключать какие-либо международные договоры. Это была прерогатива Речи Посполитой.
В 1795 году произошёл третийраздел Речи Посполитой. Беларусь вошла в состав России. Возник так называемый “Северо-западный край”. Естественно, что в таких условиях, Беларусь не могла самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику.