Административно-правовой договор
Термин «административно-правовой договор» в настоящее время в законодательстве не употребляется (чаще используется понятие «соглашение»). Роль такого договора в деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) дискуссионна. Несмотря на ряд объективных причин, в административном праве нет единого подхода к договорным связям в сфере государственного управления. Существуют две основные точки зрения на природу и место административного договора в деятельности исполнительной власти.
Первая точка зрения основывается на том, что во всех отраслях права, включая и административное, договор приобретает смысл важного средства саморегуляции отношений партнеров, что административно-правовых договоров заключается очень много, и исполнительная власть активно занимается договорной деятельностью.
Даются различные определения административно-правового договора:
• соглашение между иерархически связанными или не связанными государственными органами и иными организациями по поводу совместного решения управленческих дел;
• основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного соглашения воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.
Существуют и другие определения административно-правовых договоров, однако суть их сводится к тому, что это соглашения двух и более субъектов административного права, влекущие установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Сторонники позиции, согласно которой органы исполнительной власти в своей деятельности используют множество видов административно-правовых договоров, проводят их классификацию по различным критериям.
По предметному критерию административно-правовые договоры делятся на:
• договоры о взаимодействии и сотрудничестве;
• договоры о компетенции;
• договоры-контракты с государственными служащими, военнослужащими и т.д.;
• договоры в сфере управления государственной собственностью и т.д.
По сфере действия:
• внутриаппаратные, внутриорганизационные: заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями;
• внешние: заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами и организациями.
По содержанию:
• организационные соглашения;
• договоры смешанного типа (регулирующие наряду с административными правоотношениями гражданские, трудовые и иные правоотношения).
Вторая точка зрения на природу административного правового договора заключается в том, что они чаще всего выступают в роли юридических фактов особого рода, вызывающих возникновение административно-правовых отношений. При этом они предшествуют собственно юридически-властной форме реализации исполнительной власти, сами таковой по своей сути не являясь.
При этом говорится о нескольких вариантах подхода к пониманию сути рассматриваемой проблемы.
Во-первых, на практике преобладают договоры (соглашения) так называемого смешанного типа, в рамках которых административно-правовые элементы проявляются частично и наряду с юридическими инструментами, используемыми гражданским, трудовым, финансовым и иными отраслями права.
Во-вторых, при заключении договоров (соглашений) исполнительных органов с негосударственными субъектами хотя и имеют место некоторые волевые начала (государственно-властный субъект имеет право в одностороннем порядке изменить условия договора или даже расторгнуть), но в целом при этом возникают отношения типично горизонтального характера, предшествующие принятию одностороннего властного решения. Следовательно, данный тип договорных связей не в полной мере является административно-правовым.
В-третьих, собственно административно-правовыми договорами (соглашениями) являются такие, которые заключены между различными субъектами исполнительной власти по поводу объема полномочий по ее практической реализации. Однако эти соглашения не порождают конкретных правоотношений, не подменяют собой правовые акты исполнительных органов.
Таким образом, ряд проблем, связанных с административно-правовыми договорами, решается неоднозначно и является предметом дальнейшего научного исследования.