Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенный период

Экономическая политика Советского государства в послевоенный период развивалась противоречиво. Первоочередными задачами стали форсированное восстановление советской экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности, и конверсия военного производства.

Западная Европа для восстановления экономики получила по плану Маршалла 13 млрд. дол. В СССР главными оставались внутренние источники: централизованная экономика, репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд. руб.), перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный; сокращение расходов на социальную сферу; бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных; денежная реформа 1947 г. и государственные займы.

После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений. В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 4-ую пятилетку (1946-1950 гг.) были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г. Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.

4 декабря 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основные положения реформы включали в себя: выпуск денег нового образца 1947 г. (старые подлежали обмену в соотношении 10:1); переоценка вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. без изменения в номинальной стоимости; далее, чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому); отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами; отменялись коммерческие цены, и вводилась единые розничные цены.

Составной частью экономической политики послевоенного периода стала конверсия, которая проводилась частично. В условиях начала «холодной войны» огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л.П. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия - водородной бомбы, научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров. После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. чел. ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 1950-х гг. около 25 % годового бюджета СССР.

Однако положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось тяжелым. В 1946 г. в стране разразился голод, были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось. Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергалось судебным преследованиям за невыполнение норм труда.

56. Развитие СССР в годы «оттепели»

Период развития СССР с 1954 г. по 1964 г., когда происходила либерализация политического режима, получило название «оттепели». После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. развернулась борьба за власть, которая сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. Н.С. Хрущев занял пост первого секретаря ЦК КПСС.

В июне 1953 г. Л.П. Берия был отстранен от власти, а в декабре расстрелян. В январе 1955 г. после отставки Г.М. Маленкова с поста Председателя Совета Министров СССР центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к его Первому секретарю Н.С. Хрущеву, избранному на этот пост на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК. Хрущев взял курс на десталинизацию. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Начались процессы по реабилитации, для этого создана специальная комиссия под руководством П. Поспелова. К началу 1956 г. было реабилитировано около 16 тыс. чел.

Поворотным пунктом стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), который сопровождался разоблачением культа личности Сталина, началом массовой реабилитации репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием культа личности Сталина. Ему вменялось в вину: нарушение законности и массовые репрессии; просчеты и субъективные решения Сталина в годы ВОВ; нарушение принципа коллективности партийного руководства; действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства.

Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» был зачитан на закрытом заседании съезда. В открытой печати его опубликовали лишь в 1989 г. Все неудачи и поражения в докладе объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Культ личности рассматривался как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе не отражалась его связь с природой общественного и государственного строя СССР. Политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказались вне критики.

После съезда начался процесс реабилитации репрессированных, были восстановлены в правах целые народы, пострадавшие в сталинское время. В феврале 1957 г. была возвращена упраздненная в годы войны национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область (с 1958 г. - автономная республика). Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

XX съезд во многом изменил общественную атмосферу в стране. Под его влиянием произошел сдвиг в общественном сознании. Под влиянием оттепели сформировалось целое поколение шестидесятников - людей, которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. Новый импульс получила творческая работа научной и художественной интеллигенции, рождались новая литература, искусство, театр. В обществе начался процесс духовного очищения, который затронул и партию.

При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе. Союзным республикам предоставлялось право создавать на своей территории новые края и области. На XXII съезде КПСС в 1961 г. в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трех сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть.

Вместе с изменением общественной обстановки и курсом на реформы произошел раскол в партийном руководстве. 7 его членов из 11 - Н.А.Булганин, К.Е.Ворошилов, Л.М.Каганович, Г.М.Маленков, В.М.Молотов, М.Г.Первухин, М.З.Сабуров - приняли решение о смещении Н.С.Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Однако Пленум ЦК КПСС, заседавший с 22 по 29 июня 1957 г., осудил их действия как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС, и высказался за сохранение Н.С.Хрущева на посту Первого секретаря. Выступившие против Хрущева были объявлены антипартийной группой и удалены из руководства.

Венгерские события 1956 г. и последовавшая вскоре попытка смещения Н.С. Хрущева в 1957 г. подтолкнули партийное руководство к корректировке политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса либерализации. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение, представителями которого были В. Буковский, Б. Галансков и др. В обществе произошел спад критической волны, все реже поднимался вопрос о культе личности. После обнародования содержания закрытого доклада Н.С.Хрущева было принято решение временно прекратить его обсуждение.

Во второй половине 1950-х гг. ставилась задача быстрого повышения жизненного уровня населения, и даже превышения показателей капиталистических стран.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС было заявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР и переходе к развернутому строительству коммунизма. В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, где целью всей ее деятельности провозглашалось строительство коммунизма. Исторические рамки Программы были определены в 20 лет, в течение которых предполагалось воспитать человека коммунистического труда и завершить переход к эпохе коммунизма. Помочь этому был призван «Моральный кодекс строителя коммунизма».

В 1957 г. Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу. Произошло упразднение общесоюзных и республиканских министерств, вместо них созданы совнархозы. Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа, в целом, не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные. В целом, реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном, молодежи, было обработано 42 млн. га новых земель.

В 2 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу, в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в 5 раз. Также были изменены принципы планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим 5-тилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов, в результате чего их численность сократилась. В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС).

В целях «скорейшего решения задач коммунистического строительства» у колхозников были урезаны земельные участки. Работники колхозов превращались в наемных рабочих.

Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей.

В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации страны. Однако руководство партии оставалось на позициях коммунистической идеологии и сохраняло многие традиции сталинского руководства. Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено выступление 1,5 тыс. рабочих-строителей Казахстанской Магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 чел., 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли в промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

Несмотря на противоречивый характер, преобразования в жизни советского общества в эпоху Хрущева были значительными и представляли собой один из самых важных периодов в истории СССР с точки зрения модернизации. Однако в ходе ее не был поставлен вопрос о коренном преобразовании самой административно-политической системы. Частичными изменениями удалось выявить новые социальные ресурсы развития, но они оказались невелики, и в начале 1960-х гг. в социально-политической системе вновь обозначились кризисные явления.

57. Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов ХХ в.

За послевоенный период Советский Союз превратился в высоко урбанизированную страну. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Основные направления реформы свелись к следующему: новая административная централизация, упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение планируемых сверху показателей, рентабельность производства, размер прибыли).

В 1964 - 1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом, улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам 1966-1970 гг. были наилучшими за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, в 70-е гг. - КамАЗ и др.).

Однако с самого начала проявились противоречивость и непоследовательность реформы. Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно-хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию, по-прежнему, устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Слабо были затронуты реформой финансы и ценообразование. В результате, она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970-е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

Все больше стали нарастать негативные явления в экономике. Промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на 1 место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы.

Форсированными темпами развивалась нефте- и газодобыча в Западной Сибири. В 1980 г. комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы 2 крупнейших территориально-производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско- Экибастузский ТПК) и в Красноярском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км, строительство которой началось в 1974 г.

С приходом к власти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет, что создавало возможности достижения военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны. Укрепилась военно-техническая база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно до 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

К началу 1970-х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации (застоя). Началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). Соответственно с 6,8 % до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

Несмотря на усилия по интенсификации производства - кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т.д., экономика продолжала сохранять экстенсивный характер, организация социалистического соревнования и апелляций к рабочей совести не приносили реального результата. В результате, ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь, нефти). К концу 70-х гг. в условиях спада отечественного производства стали нарастать признаки товарного голода.

Уровень жизни медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем 5-тилетие оставался неизменным. Продолжала увеличиваться численность городского населения, сократилась доля сельского, возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых). Однако с развитием кризисных явлений в обществе ситуация в социальной сфере стала ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 1980-х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал в то время 77-е место в мире, по продолжительности жизни - 35-е.

58. Внешняя политика СССР в 70-х – начале 80-х гг. ХХ в.

Основными направлениями внешней политики СССР в 1970-х - начале 1980-х гг. являлись укрепление социалистического содружества; стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами; поддержка международного коммунистического движения, национально- освободительных и революционных сил в третьем мире.

На начало 70-х гг. приходится поворот в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал достигнутый к 1969 г. военно- стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав государств СССР и США.

Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и в 1979 г. — ОСВ-2. Процесс разрядки был закреплен Хельсинкским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.). Европейские страны, СССР, США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом совещания в Хельсинки стало обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась гонка вооружений, которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники.

Приоритетной задачей советской внешней политики стало укрепление позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 1970-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и подчас прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего, в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организации стран Варшавского Договора.

Продолжалось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном о. Даманском. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта.

СССР осуществлял последовательную поддержку национально- освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. руб. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны.

Во второй половине 1970-х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан, что являлось попыткой изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство страны во главе с Брежневым понимало, что этой акцией СССР противопоставил себя большинству стран, прежде всего, США и Китаю.

Используя афганский фактор, Запад развернул широкую кампанию осуждения советской агрессии. Почти все ведущие страны Запада объявили СССР научно-техническую блокаду в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе. В 1979 – 1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы стратегической оборонной инициативы (СОИ).

За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и опять к новому обострению международной напряженности. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

Наши рекомендации