Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
Статья 13, части 3, 4, 5 Конституции РФ: «В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нац. и религиозной розни».
Законодательная основа принципа политического плюрализма:
Конституция РФ (статья 13),
ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004),
ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001 (в редакции ФЗ от 28.12.2004),
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица.
ПП - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ.
ПП должна отвечать следующим требованиям:
- иметь региональные отделения более чем в 1/2 субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной ПП;
- в ней должно состоять не менее 50 000 членов, при этом более чем в 1/2 субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения (структурные подразделения ПП, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта РФ) численностью не менее 500 членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов ПП;
- руководящие и иные органы ПП, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
Цели и задачи ПП излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями ПП являются:
- формирование общественного мнения;
- политическое образование и воспитание граждан;
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Основные принципы деятельности ПП:
- добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность (информация об их учредительных и программных документах является общедоступной);
- их деятельность не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией.
Запрещаются создание и деятельность на территории РФ ПП:
- ПП, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;
- по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности - партия не должна состоять из лиц одной профессии;
- ПП иностранных государств и их структурных подразделений.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ПП, и наоборот, не допускается.
Способы создания ПП:
ПП создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц; может быть создана на учредительном съезде ПП, либо путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
ПП считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
Членство в ПП является добровольным и индивидуальным; членами могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.
Высшим руководящим органом ПП является съезд политической партии. Избрание руководящих органов ПП должно осуществляться не реже одного раза в четыре года; региональных отделений - не реже одного раза в два года.
ПП вправе:
- свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим ФЗ и иными законами;
- участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ;
- организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
- учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
- создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
- вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке, установленном избирательным законодательством.
ПП обязана: соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также устав ПП.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).
Ликвидация политической партии:
1.по решению ее высшего руководящего органа – съезда;
2.по решению Верховного Суда РФ (в случае неучастия ее в течение 5 лет подряд в выборах; отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 500 членов политической партии более чем в половине субъектов РФ; отсутствия необходимого числа членов политической партии (10000 человек); нарушения статьи 13 Конституции).
14. Общественные объединения, их виды, порядок образования, регистрации, приостановления и прекращения деятельности.
15. Конституционный статус религии и религиозных объединений в Российской Федерации.
16. Конституционно-правовой статус, порядок образования и деятельности политических партий.
17. Конституционное закрепление форм собственности, принципы экономического устройства Российской Федерации.
18. Конституционно-правовые основы деятельности средств массовой информации.
19. Конституционные основы внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
20. Понятие основ правового положения человека и гражданина как конституционно-правового института, принципы.
21. Понятия и принципы гражданства Российской Федерации.
22. Основания и порядок приобретения гражданства.
23. Основание и порядок прекращения гражданства.
24. Гражданство детей: получение, изменение, прекращение.
25. Органы Российской Федерации, принимающие решения по вопросам гражданства.
26. Понятие основных прав, свобод и обязанностей, их классификация.
27. Права, свободы и обязанности человека в Российской Федерации.
28. Политические права и свободы человека и гражданина. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.
29. Законодательные гарантии свободы слова и печати в Российской Федерации.
30. Личные права, свободы и обязанности и их соотношение с гражданскими правами.
31. Политические права и свободы, особенности их реализации.
32. Механизмы реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
33. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
34. Конституционные основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
35. Правовые режимы пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
36. Контроль органов государственной власти за пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации.
37. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
38. Правовой статус иностранных граждан на территории Российской Федерации, ограничение прав и свобод.
39. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
40. Порядок и основания предоставления политического и временного убежища иностранным гражданам.
41. Пределы допустимости ограничения прав и обязанностей в условиях режима чрезвычайного положения.
42. Гарантии прав, свобод и обязанностей, конституционно-правовые средства защиты основных прав.
43. Статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, иные правозащитные институты в России.
44. Федеративное устройство Российской Федерации как конституционно-правовой институт: понятие, принципы, характерные черты.
45. Федеративное устройство Российской Федерации. Становление и развитие Российской Федерации как федеративного государства.
46. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
47. Субъекты Российской Федерации, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.
48. Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами. Федеративный договор: содержание и значение. Предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
49. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации.
50. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения как субъектов Российской Федерации.
51. Понятие автономии, виды автономных образований в Российской Федерации. Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа.
52. Статус государственного языка. Языковое равноправие.
53. Административно-территориальное устройство: понятие, принципы, порядок изменения.
54. Понятие избирательного права, избирательной системы, избирательного процесса, выборов, их соотношение. Источники избирательного права Российской Федерации, правовое регулирование выборов в Российской Федерации.
55. Принципы избирательного права, формы их реализации.
56. Сочетание принципов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем Российской Федерации.
57. Участие общественных объединений в избирательной кампании.
58. Референдум Российской Федерации. Порядок проведения референдума в Российской Федерации.
59. Комиссии по проведению референдума и выборов, порядок их образования и деятельности, полномочия.
60. Списки избирателей. Порядок создания участков при проведении выборов, референдума. Округа: их виды и порядок образования.
61. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов (их списков) на выборах, их правовой статус, инициатива по проведению референдума.
62. Агитация при проведении выборов и референдума. Порядок финансирования выборов и референдума, избирательные фонды: порядок их создания и расходования.
63. Голосование и определение результатов выборов и референдума.
64. Понятие и основные признаки органов государства, их виды, особенности порядка образования, критерий их классификации.
65. Принцип разделения власти как основа построения системы органов государства.
66. Институт президентства в Российской Федерации.
67. Президент РФ: конституционно-правовой статус, порядок избрания, компетенция.
68. Конституционный статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
69. Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно-правовой статус, порядок формирования, структура.
70. Порядок формирования, компетенция Совета Федерации.
71. Порядок избрания, компетенция Государственной Думы.
72. Порядок созыва и проведения заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Парламентские процедуры.
73. Законодательный процесс.
74. Понятие законодательной инициативы, ее субъекты.
75. Порядок принятия, опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации.
76. Закон: порядок принятия, отличие от других нормативных актов.
77. Проблемы и механизмы обеспечения единства правового пространства на территории Российской Федерации.
78. Правительство РФ: конституционно-правовой статус, порядок формирования, компетенция.
79. Федеральные органы исполнительной власти: понятие, система, виды, структура.
80. Иные государственные органы, образуемые на федеральном уровне.
81. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации (принципы и виды судопроизводства).
82. Судебная система в Российской Федерации (виды судебных органов, порядок их образования и деятельности).
83. Конституционно-правовой статус судей.
84. Конституционный Суд РФ: компетенция, порядок образования и деятельности.
85. Конституционные основы организации и деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов Российской Федерации.
86. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, компетенция.
87. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации: порядок формирования, компетенция.
88. Система нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, законотворчество.
89. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед населением и государством.
90. Финансовые основы организации субъектов Российской Федерации.
91. Местное самоуправление: понятие, система, принципы осуществления.
92. Органы местного самоуправления: виды, порядок образования и деятельности, ответственность.
93. Предметы ведения местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления.
94. Территориальные основы местного самоуправления.
95. Финансовые основы органов местного самоуправления.
96. Ответственность органов местного самоуправления перед населением и государством.