Цели и задачи исследования
Цель исследования: Изучить политическую активность студентов и студенток БГУ (дневной формы обучения).
Задачи исследования:
1) Изучить уровень посещаемости политических мероприятий студентами и студентками БГУ, а именно их участие в дебатах, дисскусиях на политические темы, участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетах, конференциях, в выборах.
2) Выявить активность студенчества на выборах.
3) Выявить процент студентов и студенток, являющихся членами тех или иных партий, организаций политического толка.
4) Описать отношение студентов и студенток к политической ситуации в стране.
5) Изучить уровень знания и готовность поддержать студентами те или иные политические партии.
6) Выявить связь между политической активностью студенчества и степенью поддержки им органов власти.
7) Выявить уровень политической активности среди факультетов.
8) Выявить уровень политической активности студентов и студенток разных специальностей.
9) Выявить уровень политической активности студентов и студенток разных курсов обучения.
10) Выявить частоту использования студентами и студентками информационных источников для получения сведений о политической реальности.
Гипотезы исследования
1) Более 50% студентов и студенток БГУ регулярно посещают или готовы посетить политические мероприятия: дискуссии, дебаты, демонстрации, конференции.
2) Более 50% студентов и студенток БГУ участвует в выборах.
3) Менее 50% студентов и студенток БГУ принадлежат к тем или иным партиям, организациям.
4) Большинство студентов и студенток положительно оценивают политическую ситуацию в стране.
5) Большинство студентов и студенток знают от 5 до 10 политических партий существующих в РБ и готовы их поддержать.
6) Студенчество в полной мере одобряет деятельность основных институтов власти, что позволяет в дальнейшем судить о среднем уровне политической активности.
7) Студентки и студенты Исторического, ФФСН и Факультета Международных отношений в большей степени политически активны чем студентки и студенты других факультетов.
8) Студенты и студентки специальностей социология, политология, история наиболее активны чем студенты других специальностей БГУ.
9) Студенты и студентки старших курсов (4-5) более активны, нежели студенты и студентки младших курсов (1-3).
10) Большинство студентов и студенток ежедневно получают политическую информацию с помощью интернета.
1.6 Основные понятия исследования, их интерпретация и операционализация
Основным понятием моего исследования является «политическая активность». Под политической активностью следует практическую сторону политической культуры, основанную на вовлечённости в политическую жизнь общества. Прежде всего, это совокупность действий, направленных на изменение своего политического статуса и окружения. Политическая активность рассматривается в единстве двух компонентов: материального (реальное изменение политических компонентов), духовного (аккумуляция и трансляция политического знания, опыта, обмен информацией, межгрупповая и межиндивидуальная координация). Обычно политическая активность проявляется в деятельности, общении, поведении и может быть направлена на конструктивно-реформационные изменения политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм.
Далее мы проведем анализ основных понятий данного исследования.
Политическое поведение –любая форма действий в политике, любая форма участия в осуществлении власти или противодействии её осуществлению.
Политическое участие –включённость граждан в политической сферу, проявляющееся в формировании органов власти, в признании легитимности существующей власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за её осуществлением. Выделяют: 1) Формы активного участия; 2) Пассивные, или иммобильные, формы участия.
Операционализация
Политическая активность проявляется как:
- интерес к политическим событиям, частота участия в дискуссиях по политическим вопросам, знание о политических событиях и их субъективная важность, убеждённость в важности политической активности и в возможности изменений.
- степень принятия и не принятия оценочных суждений: о свободе, демократии, социальной справедливости, равенстве, индивидуализме, об экономической системе, о системе государственного устройства.
- оценочное отношение к различным политическим группам, партиям. Уровень знания и степень поддержки партийных программ, чтение и ознакомлённость с политическими событиями. Участие в политических мероприятиях.
- убеждённость в легитимности режима, степень поддержки институтов власти, отношение к ведущим политическим лидерам.
- ориентация на партийную деятельность, уровень включённости в деятельность групп, партий, движений, электоральное поведение, участие в выборах любого уровня, либо не участие, участие в митингах, протестах, шествиях.
- волнение, переживания, по поводу проведения выборов, инаугурации, по поводу политических ситуаций, негативное, позитивное отношение к политическим програмам, партиям, партий. Уровень предпочтительности той или иной, программы, партии.
Уровень политической активности – степень участия в политической жизни общества.
Можно выделить три уровня политической активности:
1) Низкий, характеризующийся практически не участием в политической жизни общества, что указывает на слабое проявление личности как субъекта политического поля. Политическая активность на низком уровне проявляется:
- в низком знании политических программ, партий.
- в низком осуществлении политических действий, проявляющихся в слабом участии субъектов в выборах, митингах, дискуссиях, дебатах и других политических мероприятиях.
- в не желании участвовать и проявлять политическое поведение в политике.
- в рассмотрении политики как ненужной сферы деятельности.
- в отказе от подержания политических программ и партий, по причине политической неграмотности.
2) Средний – более менее действенное отношение к политике. Проявляющееся в осознании важности политического поля и в конкретных политических действиях субъекта. Политическая активность на среднем уровне проявляется:
- в осознании важности такой сферы как политика.
- в политическом интересе, который проявляется через повышение политической эрудиции по средствам чтение газет на политические темы, слежка за политическими новостями через интернет и прочие источники информации, членства в организациях политического толка.
- в политических действиях или бездействиях по причине несоответствия или соответствия ожиданий и реальности политической системы.
3) Высокий- осознанность и деятельность наиболее профессиональных субъектов политического поля, проявляющаяся в занятии определённых политических должностей. Политическая активность на высоком уровне проявляется:
- в глубокой осознанности субъектов необходимости и важности политической жизни.
- в активном выражении своих политических интересов по средствам протестов, митингов, шествий, участия в выборах, занятия политических должностей в политических партиях и передовых действиях в этих партиях, слежке за изменениями в политическом поле по средствам использования информационных источников и ресурсов.
-в участии в дискуссиях, дебатах на политические темы, которые являются средством политической социализации.
Методико – процедурная часть
Обоснование выборки
В данном исследовании выборка будет целенаправленная многоступенчатая стратифицированная. В данной выборке генеральная совокупность (студенты БГУ дневного отделения) будет разделена на подвыборки, то есть студенты БГУ будут разделены по факультетам, специальностям, курсам обучения, это будет сделано для:
· упрощения последующего анализа массива данных,
· последующего сравнительного анализа частей генеральной совокупности,
· расслоение может дать выигрыш в точности исследования
Разделение студенчества по основным социально-демографическим характеристикам: полу, возрасту, месту жительства респондента. Именно эти характеристики носят ключевой характер и сильно воздействуют на большинство других признаков.
Целенаправленный отбор будет осуществляться при помощи квотной методики. Отбор нужного числа респондентов будет реализовываться при помощи задания анкетёру: указания о том, какова должна быть в его выборке доля респондентов, обладающих определённым сочетанием признаков, рассматриваемых отдельно друг от друга.
Опрос респондентов будет осуществляться по месту учёбы или по месту жительства. Генеральная совокупность будет составлять 20578 студентов обучающихся на дневной форме. В исследовании примет участие 1241 респондент.