Завоевание Китая монголами и правление династии Юань

Монгольская династия Юань (1271–1368).Сунская династия завершила свое правление с приходом монголов, вождь которых Чингисхан к тому времени осуществил успешные завоевательные походы в Западную Азию. Внук Чингисхана – Хубилай присоединил Китай к владениям империи монголов и стал основателем монгольской династии на китайской земле. Монголы рассматривали Китай преимущественно в качестве объекта эксплуатации, почти не обращали внимания на китайские традиции и ввели в стране новую иерархию, в которой все высшие посты были заняты самими монголами. На следующем уровне находились иностранцы, которых монголы использовали на высших административных должностях. Рангом ниже стояли китайцы-северяне, земли которых были отвоеваны у империи Цзинь. Наконец, низшую и самую презираемую группу составляли китайцы-южане, бывшие подданные Сунской империи.

Попытки монголов завоевать Японию и о. Ява закончились неудачей, но с территории Китая совершались различные дальние военные экспедиции. Внешняя торговля, получившая значительное развитие уже в сунскую эпоху, в этот период достигла нового расцвета.

На материке монголам удалось вернуть все территории, утраченные Китаем в сунскую эпоху, и даже присоединить земли, прежде никогда не принадлежавшие китайцам. Монголы покорили китайское государство Наньчжао на территории современной провинции Юньнань. Завоевание Тибета было осуществлено без особых военных усилий, и тибетские монахи стали играть значительную роль в культурной и политической жизни столицы.

В этот период на Восток начали прибывать первые христианские миссии, и монголы не только терпели их присутствие, но даже оказывали им поддержку.

Из стратегических соображений монголы основали свою столицу на месте нынешнего Пекина. Затем они обратились к старой китайской идее соединения столицы с более преуспевающими в экономическом отношении регионами при помощи Великого канала. Таким образом, долина нижнего течения р. Янцзы сохранила свое положение главного экономического центра, а вместе с тем и главного источника богатств и талантов.

Завоевание Китая монголами и правление династии Юань(1279-13б8)

В XII в. на территории современного Китая сосуществовали четыре государства: на севере - чжурчженьская империя Цзинь, на северо-западе - тангутское государство Западное Ся, на юге - Южносунская империя и государственное образование Наньчжао в Юньнани. Единого Китая уже не было. Более того, когда в начале XIII в. над страной нависла опасность монгольского завоевания, каждое из государств оказалось крайне ослабленным внутренними неурядицами и было не в состоянии отстоять свою независимость. Захватнические войны начались с нашествия монголов в 1209г. на государство Западное Ся. Тангуты вынуждены были не только признать себя вассалами Чингисхана, но и выступить на стороне монголов в борьбе против чжурчжэньской империи Цзинь. В этих условиях на сторону Чингисхана перешло и южносунское правительство. 1210г. - монголы вторглись в пределы государства Цзинь. 1215г.- Чингисхан после длительной осады овладел Пекином. Вскоре было полностью завоеваноЗападное Ся, а тангуты вырезаны почти поголовно. 1229г. - после смерти Чингисхана, великим ханом становится его сын Угэдэй. Он заключаетантичжурчжэньский военный союз с южносунским императором. Идя на этот союз, китайское правительство рассчитывало с помощью монголов разгромить давних врагов - чжурчжэней и вернуть захваченные ими земли. Война в Северном Китае продолжалась до 1234г. и закончилась полным разгромом чжурчжэньского царства. Сразу после этого монголы развязали военные действия против южных Сунов, расторгнув договор с ними. Начиная с 1257г. монголы наступали на Южносунскую империю с разных сторон. Занять южнокитайскую столицу Ханчжоу удалось в 1276г.

Впервые в своей истории весь Китай оказался под властью иноземных завоевателей и вошел в состав гигантской Монгольской империи. Столицей империи стал Пекин. Страна переживала глубокий упадок, само развитие процветавшего Китая было повернуто вспять. В этих условиях перед правящими кругами Юаньской империи с неизбежностью встал вопрос о стратегии отношений с покоренным китайским этносом. Усилия монгол были направлены на то, чтобы не раствориться в массе китайцев. Основой политики юаньских правителей стал курс на утверждение привилегий монгольского этноса. Юаньское законодательство делило всех подданных на четыре категории по этническому и религиозному принципам. Первую(1) группу составляли монголы, в ведении которых сосредоточилось руководство практически всем административным аппаратом и командование войсками.2-иностранцы, которые примыкали к монголам (именно в монгольский период в Китае брали на службу выходцев из Средней Азии, Персии и даже европейцев). Они так же, как и представители господствующего этноса, пользовались особым покровительством властей. З - китайцы-северяне, ассимилированные кидани, чжурчжэни, корейцы и т.д. 4-самый низший разряд населения- жители Юга Китая.

Монголы переняли китайскую модель развития общества, в частности традиционные представления о сущности власти императора как единого носителя всех функций управления. Была создана специальная группа ведомств, состоящая из 15 учреждений. Главным управленческим органом монголов стал традиционный императорский совет - кабинет министров с 6 ведомствами. Также существовал так называемый, цензорат для надзора за чиновниками. Основой могущества монголов оставалось их преимущество в военной области: они обеспечили себе ведущие позиции в управлении военными делами. Под управлением центрального правительства, по существу, находилась лишь столица- г. Даду (совр. Пекин) и примыкавшие к столичной области северо-восточные пределы Юаньской державы. Остальная территория была поделена на 8 провинций. Был восстановлен традиционный китайский институт экзаменов (постепенное приобщение монгольской элиты к китайской культуре). 1291г. - указ об учреждении публичных школ и академий. В них находили применение своим знаниям южносунские ученые, не желавшие находиться на службе у юаньского двора. Однако приобщение монгольских правителей к китайской культуре встречало противодействие в самой монгольской среде. Так окончательное восстановление экзаменационной системы, против которой была монгольская знать, произошло только в 1313г. (для монголов и иностранцев предусматривалась иная программа, чем для китайцев). Тем не менее, учреждались монгольские школы по китайскому образцу, обучение монгольской молодежи происходило на китайских классических книгах. Можно сказать, что политика "заимствования" монголов была вынужденным компромиссом, уступкой китайцам, из-за ослабления монгольской власти над Китаем и определенной китаизации монгольского двора и знати.

Социально-экономическая политика государства: взамен бессистемных поборов монголы перешли к фиксированию налогообложения; было создано налоговое управление в провинциях, проводились переписи населения. На юге Юаньской империи большинство земель осталось у китайских владельцев с правом купли-продажи и передачи по наследству. На Юге налоги были более тяжелы, чем на Севере. Политика завоевателей способствовала разорению слабых хозяйств и захвату земли и крестьян монастырями и влиятельными семьями. В ходе покорения Китая монголами местное население оказалось на положении невольников, чей труд фактически был рабским. Тяжелыми поборами облагались цеховые ремесленники. Купцы и их организации также облагались тяжелой податью и платили многочисленные пошлины. Финансовая политика монгольских властей ухудшила положение всех слоев населения. Резко обострились отношения и с китайской элитой общества.

Еще в середине XIII в. монголы предпринимали завоевательные походы в другие страны, однако уже в 90-х гг. XIII в, с ослаблением военной мощи империи юаньские императоры отказались от завоеваний. К середине XIV .в. империя Юань пришла в полный упадок. Политика властей разрушительно действовала на жизнь города и деревни Северного Китая. К тому же разразившиеся стихийные бедствия сокращали посевные площади и вели к разорению земледельцев. В 30-х гг. XIV в. начали повсеместно восставать крестьяне. К движению против монголов присоединялись и религиозные организации (тайное буддийское "Общество Белого лотоса", формировало "красные войска"). Оно выдвинуло идею воссоздания китайского государства и восстановления власти династии Сун. Восстание "красных войск" охватило почти весь север страны. Повстанцы заняли Кайфын, Датун и др. крупные города. В 1351г. восстания охватили и центральные р-ны Китая. В Аньхуэе восставших возглавил Чжу Юаньчжан. Антимонгольское движение в Центральном Китае продолжало крепнуть. Чжу Юаньчжан обосновался в Нанкине. Поскольку китайские чиновники в этом крае не поддержали власти Юаней ( как это было на Севере), он многих из них назначил советниками. Одержав победу над соперниками он отправил войско на север и в 1368г. занял Пекин, Последний из правящих потомков Чингисхана бежал. Чжу Юаньчжан, провозглашенный в Нанкине императором новой династии Мин, еще около 20 лет отвоевывал территории страны.

Династия Мин (1368–1644).

В ходе восстаний, происходивших в завершающий период монгольского правления, богатые китайские семьи стремились вернуть себе утраченные позиции. Чжу Юаньчжан, ставший основателем Минской династии, не был представителем шэньши и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался создать. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. Даже должность канцлера – главного политического советника императора при всех китайских династиях – не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание ударами палки высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало обычной практикой. Известны случаи, когда чучело казненного чиновника вешали в кабинете его преемника.

Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Однако вскоре правителей стала привлекать роскошь дворцовой жизни, и власть оказалась в руках евнухов. Время от времени между чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань.

Попытки усилить действенность тех конфуцианских концепций, которые подчеркивали необходимость уважения человеческого достоинства и независимость творческой индивидуальности, делались еще в сунский период. В минскую эпоху их продолжил один из величайших китайских философов Ван Янмин (Ван Шоужэнь, 1472–1529). В конце правления династии Мин конфуцианское учение вновь вернуло себе жизненность и силу. Фигуры величайших представителей конфуцианской философии, которым удалось сохранить свое влияние при династиях Мин и Цин, продлили конфуцианству жизнь еще на 300 лет.

Со временем Минам удалось восстановить власть империи над большей частью своих бывших территорий на северо-западе. Получили дальнейшее развитие и внешнеторговые связи. При поддержке двора китайские торговые суда достигали даже берегов Африки. Первые императоры минской династии пытались держать контроль над внешней торговлей в своих руках, что было и доходным, и престижным делом, однако частные торговые предприятия вскоре стали успешно конкурировать с государственными. Большие группы китайских поселенцев высаживались на острова Юго-Восточной Азии и устраивали там китайские колонии. Такие не связанные с сельскохозяйственным производством сектора экономики, как горное дело и металлургия, также получили значительное развитие.

Вскоре у северо-восточных границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 объявил себя ханом и основал династию Цзинь («Золотая»). Таким образом была создана маньчжурская империя, которая была типичной приграничной империей, однако Нурхаци в гораздо большей степени использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил черты, присущие войскам степных народов, сочетались с китайскими методами жесткого управления и контроля. Какое-то время все его внимание занимали приграничные войны, а отдельные походы более крупного масштаба успешно отражались минскими войсками. Поэтому почти случайно маньчжурам удалось пробиться через проходы в Великой Китайской стене. После этого, несмотря на попытки отдельных минских князей опереться на дух патриотизма, исход борьбы был предрешен. Даже такие отдаленные провинции, как Юньнань и Гуйчжоу, где отдельные отпрыски минской династии удерживали свои позиции, в конечном счете оказались в руках захватчиков. Преемник Нурхаци Абахай в 1636 провозгласил себя императором, а маньчжурскую династию переименовал в Цин («Светлая»).


1.1.10 Маньчжурская династия (Цин) (1644–1912).

Династия, образованная маньчжурами, с точки зрения государственного устройства была более китайской, чем все другие династии, прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли абсолютно все китайские традиции управления. Династия Цин отличалась от исконно китайской лишь тем, что гарнизоны маньчжурских войск, дислоцированные в стратегически важных пунктах по обе стороны горных проходов, вынуждены были добиваться поддержки китайского населения. К концу 18 в. империя Цин распространила свою власть на северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Протекторат над Тибетом был восстановлен, а некоторые гималайские государства были превращены в вассалов. Был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Во время правления династии Цин упрочились контакты Китая с Западом, и в страну стали проникать западные религия, культура и технические достижения. Еще в поздний период минской эпохи в Китай прибывали многочисленные миссии Римской католической церкви, по большей части иезуиты, организовавшие приходы в провинциях и даже наладившие связи с императорским двором. Иезуиты являлись представителями не только западной церкви, но и западной культуры. С помощью европейских астрономов был разработан китайский календарь, европейские географы создали карты Китая. Европейские мастера отливали китайские пушки, а европейские архитекторы строили китайские дворцы. Китайские пейзажи рисовали европейские художники. Наконец, уровень сельскохозяйственного производства поднялся на новую высоту при помощи европейских агрономов.

Наши рекомендации