Социальное программирование

ФУТУРОЛОГИЯ

(от лат. futurum — будущее и греч. — слово, учение), в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область науч. знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. В СССР термин «Ф.» большей частью применяется для обозначения совр. немарксистских концепций будущего (бурж. Ф.). Термин «Ф.» предложил в 1943 нем. социолог О. Флехт-хейм в качестве названия некоей надклассовой «философии будущего», крую он противопоставлял идеологии и утопии. В нач. 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностич. (предсказательные) функции существующих науч. дисциплин. С кон. 60-х гг. термин «Ф.», ввиду многозначности и неопределённости, вытесняется термином «исследование будущего». Понятие Ф. сохранилось преим. в виде образного синонима последнего. В бурж. Ф. выделилось неск. течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 60-х гг. преобладало открыто апологетическое, которое опиралось на разного рода технологич. теории, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономич. развития и пыталось доказать жизнеспособность гос.монополистич. капитализма, возможность его модернизации (З.Бжезинский, Г. Кан, Р.Арон, Б. де Жуве-нель, Ж. Фурастье). Представители реформистского течения доказывали необходимость «конвергенции» капитализма с социализмом [Д. Белл, А. Тофлер (США), Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), Ю. Гальтунг (Норвегия)], леворадикального — неизбежность катастрофы «зап. цивилизации» перед лицом науч.-технич. революции [А. Ускоу (США) и др.]. С кон. 60-х гг.бурж. Ф. переживает кризис. В нач. 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрёл т. н.Римский клуб, по инициативе которого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований и др. футурологи разделились на два осн. направления; одни из них развивают неомальтузиажские идеи социального пессимизма [Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер (США)], другие пытаются доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» гос.-монололистич. капитализма [Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Фер-кисс (США), Э. Пестель (ФРГ), К. Фримен (Англия), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эр-рера (Аргентина)и др.]

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ»

течение в совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого считают трудноразрешимыми глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (загрязнение окружающей среды, истощение минеральных ресурсов, быстрый рост населения, опережающий развитие продовольств. базы, и т. д.), без приостановки роста населения. Сложилось в 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии. Ведущие представители — Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер, П. и А. Эрлих (США) и др.

«Э. п.», как и противостоящий ему «научно-технич. оптимизм»,— понятие широкое, собирательное. В совр. зап. литературе к нему причисляются обычно представители самых различных направлений бурж. обществ. наук, выступающие против концепций социального прогресса. Науч. несостоятельность «Э. п.» — в игнорировании науч.-технич. и социальных факторов, которые обусловливают прогресс человеч. общества, в отрицании необходимости коренных социальных преобразований для успешного решения глобальных проблем.

«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ»

«тех-пологич. оптимизм», течение совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого возлагают надежды на решение противоречий капитализма и глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с помощью науч.технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии на базе господствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Противостоит «экологическому пессимизму». Ведущие представители — Д. Белл, Г. Кан, А. Тофлер (США), Б. де Жувенель, Ж. Фурастье (Франция), (5. Флехтхейм (ФРГ), К. Фримен, Д. Габор (Великобритания), Г. Лин-неман (Нидерланды), И. Кайя (Япония), А. Эррера (Аргентина) и др.

К этому течению в совр. зап. литературе причисляются обычно представители различных бурж. обществ. наук, выступающие против концепций социального пессимизма в основном с позиций модернизированных технологич. теорий. Науч. несостоятельность «Н.-т. о.» заключается в переоценке значения науч.-технич. прогресса при определении историч. судеб человечества и недооценке социально-экономич. факторов развития человеч. общества.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Социальное программирование — один из важнейших вариантов реализации требований социального прогнозирования. Если социальное проектирование сосредоточивает свое внимание на проблемах, связанных с процессом создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, явления и процесса; а социальное планирование предусматривает целенаправленное регулирование всех без исключения элементов социального развития любого из общественных объектов, то социальное программирование нацелено на решение значимых и важных социальных проблем, наиболее актуальных и перспективных для данного института, процесса или явления.Отбор наиболее значимого, решающего, определяющего судьбу и перспективы социального развития — главная задача социального программирования .

Продуктом социального программированияявляются программы, которые включают в себя цель и совокупность действий по решению существующих проблем. Программы предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦ-Х ПРОГРАММ:

1. Она олицетворяет противоречие между теми целями, к которым стремятся люди, общество, организации и теми условиями, в которых реализуются их устремления.

2. Обнаруживается недостаток или неполнота средств решения определенной задачи, но они не дополняются и не включаются в происходящий процесс управления.

3. Рождаются в результате нарастания дезорганизующих процессов, которые торпедируют нормальный, последовательный ход развития событий, в результате чего возникают напряженность, обострение ситуации, появляются различного рода конфронтационные действия.

4. Реакция на проблему субъекта управления, а также его отношения к способам его решения.

5. Выступает стимулом для поиска новых идей, новых подходов.

Классификация соц-х программ:

1) по субъекту воздействия(чьи потребности намечено удовлетворить — личности, группы, слоя, общества);

2) по предмету— социально-экономические, демографические, соци­ально-политические, культурные и т.д.;

3) по длительности осуществления — те­кущие, краткосрочные, среднесрочные и перспективные;

4) по объему — глобальные, региональные, конкретной орга­низации, личные;

5) по соответствию объективным потребностям — научные или псевдонаучные.

По содержанию социальное программирование представляет собой: постановку управленческой задачи, исходя из анализа проблем социального развития в реальной ситуации, возможность их разукрупнения на составные части (подзадачи), их взаимную увязку; установ­ление приоритетов и на той основе вы­деление ведущего звена; выявление ус­ловий и ограничений при решении сформулированных задач; обоснование возможных вариантов достижения наме­ченной цели и выбор среди них оптималь­ного; формирование соответствующего организационного механизма и оценку ожи­даемых последствий от практического воп­лощения избранного варианта действий.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧИТЫВАЕТ:

1) анализ и диаг­ностирование проблемы, ее актуальность;

2) выдвижение неотложных управленчес­ких целей и задач, поиск средств и ме­тодов воздействия;

3) разработку альтер­нативных вариантов действий;

4) оценку каждой альтернативы;

5) измерение и оцен­ку последствий реализации программ.

Для социальной программы важна комп­лексность, системность, конкретность, адресность, наличие обратной связи в про­цессе ее реализации.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ -это целенап­равленный, научно обоснованный процесс планового решения назревших (актуаль­ных) проблем на всех уровнях социальной организации общества посредством при­сущих ему специфических целевых, программ­но-целевых и проблемно-целевых средств и методов .  
Реализа­ция научных требований социального программирования не всегда приводит к желаемым результатам. Это случается тогда, когда не учитываются ограничения, накладываемые на процесс подготовки, обоснования и разработки социальных программ: минимизация задач, выбор наихудшего варианта, ориентация на минимум ожиданий; необеспеченность ресурсами, недооценка изменяющейся окружающей среды, ошибки в обосно­вании сроков и что особенно важно — игнорирование (полное или частичное) состояния общественного сознания и по­ведения, т.е. установок целесообразных ориентации и ожиданий участников про­граммируемого процесса.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

1. целевое комплексное программирование(совокупность взаи­мосвязанных и взаимосогласованных приемов, средств целенаправленного воз­действия на объект управления для дости­жения желаемых результатов).

К нему относятся: различные формы координа­ции деятельности; определенные способы концентрации, распределения и перерас­пределения наличных ресурсов; эконо­мическое и социальное стимулирование; формирова­ние положительной мотивации совмест­ной деятельности, ориентированной на конечные результаты; приемы и спосо­бы организационного проектирования.

Как специфическая форма оно пред­ставляет собой приложение фундамен­тальных знаний об обществе, о законах его развития и механизме решения про­блемных задач в социальной сфере. Его рациональное использование усиливает социальную ориентацию управления, де­лает его более гибким, мобильным. Про­граммирование , характеризуемое с техно­логической точки зрения, в данном случае используется как средство оптимизации процесса социального целеполагания.

Целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и со­гласование интересов социальных субъектов, координации их деятельности и кон-центрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфи­ческий научный метод , а с другой — как метод целевого управления. Примером такого подхода может быть разработка и реализация национальных проектов, объявленных Президентом России в об­ласти образования, здравоохранения, демографической и жилищной полити­ки. Сложность этого программно-целе­вого похода заключается в том, что пред­лагаемые меры выходят далеко за рамки самих объектов программирования : по­мимо финансового их обеспечения воз­никает вопрос, насколько подготовлены кадры для их реализации, как воспри­нимает эти намерения и изменения об­щество, как это скажется на развитии и использовании интеллектуального по­тенциала страны. А если к этому добавить и согласование интересов с мировым, в первую очередь, с европейским сооб­ществом, то сразу становятся очевидны­ми масштабы и сложность ее решения.

2. программно-целевой подход, который предполага­ет определение основных противоречий в развитии того или иного процесса (на­пример, в сфере демографической по­литики). На этой основе формулируют­ся главная цель и ее подцели (иерархия целей), что достигается при целостном и комплексном подходе, а также при от­боре таких средств, которые бы обеспе­чивали возможность учета всех без ис­ключения результатов, характеризующих реализацию намеченной программы.

Программно-целевой подход означа­ет постепенный переход к моделям стра­тегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Этот метод предполагает использование и по­стоянное применение пространственных и временных показателей, характеризу­ющих потребности социального разви­тия, возможность их локальной реали­зации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воз­действия на систему управления в целом.

В рамках общества сформированы и решаются актуальные проблемы, ко­торые имеют значение для той или иной сферы общественной жизни. К их числу можно отнести федеральные целевые про­граммы «Электронная Россия», «Детство», «Наукограды», «Молодая семья», созда­ющие условия для успешного решения конкретной социальной задачи. Их дли­тельность, направленность на достиже­ние намеченной цели определяется спе­цификой каждой из них, обусловленных особенностями назревшей проблемы.

3. проблемно-целевого подход - направлен на подго­товку эффективных решений по отдель­ным важнейшим и актуальным вопро­сам данного сообщества, организации, социального института. Он может так­же применяться при решении ключевых, неотложных задач социального развития вне зависимости от административно-территориальной или ведомственной принадлежности. В рамках производ­ственных организаций это может озна­чать сосредоточение внимания на раз­работке соответствующих документов по рациональной организации труда, по созданию благоприятного социально-пси­хологического климата, предупреждению конфликтов, подготовке и переподготов­ке персонала и т.д. Для территориальных и административных объектов такими проблемно-целевыми программами в на­стоящее время являются рационализа­ция пассажирских потоков, обеспечение качества потребительского спроса, бла­гоустройство, жилищная проблема, со­кращение преступности и укрепление правопорядка. В ряде случаев на основе проблемно-целевого подхода решаются экологические вопросы.

Общими объединяющими все про­граммы компонентами являются, во-первых, стремление определить ос­новное противоречие, решение которо­го стало бы узловым моментом для ре­ализации всего спектра поставленных задач. Во-вторых, возможность ограничить число компонентов (подпроб-лем),чтобы не упустить главное, сосре­доточив силы на решающих участках. В-третьих, для любой проблемы следует найти место среди более широ­кого круга подобныхдля того, чтобы не преувеличивать, не преуменьшить ее значение, ибо и в том и другом случае это может привести к серьезным про­счетам. В-четвертых, ни в коей мере не игнорируя теоретический ана­лиз проблемы, не упускать из вида здра­вый смысл, ибо он способен скорректи­ровать научные выводы, исходя из особенностей и специфики каждой кон­кретной программы.

И наконец, каждая программа должна сначала от­ветить на потребности первого этапа, а затем приступать к реализации тех из них, которые условно можно отнести ко второму, затем третьему уровню и т.д. В связи с этим любая программа долж­на получить признание актуальности со стороны общества (организации, инсти­тута, группы), доказать свою легитим­ность, а соответственно добиться под­держки. После этого начинается второй этап — разработка, обоснование и за­щита программы решения тех или иных проблем. Третий этаппредполагает организацию действий по претворению ее в жизнь. И следует обязательно пре­дусмотреть (это нередко забывают) этап угасания (завершения) программы, а не просто ее прекращение без должных выводов и заключений.

МЕТОДЫ С.П. проявляются в определении таких действий, которые указывали бы на способы и сред­ства реализации программ.

К таким мето­дам следует, прежде всего, отнести первое требование: 1. максимизация результатов в условиях заданной программы. Такое требование далеко не согласуется с ми­нимизацией затрат и то же время дости­жением оптимума.

2. Оптимизация затрат должна коррелировать с максимизацией ожиданий, т.е. быть направленной на реализацию возможно большего удовлетворения потреб­ностей людей, что почти автоматически ведет к снижению негативных оценок предполагаемых результатов.

3. обстоятельный и внимательный перебор различных вариантов, в которых эффек­тивность и результативность проявляет себя в наибольшей мере, а люди ощутят выгоду.

4. действия, предотвра­щающие риски, сбои и возможные издерж­кив силу непредвиденных воздействий окружающей среды или других соци­альных и политических сил.

АЛГОРИТМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ:

1. Диагностика социальных проблем, что включает в себя изучение конкретной ситуации, выявление наличия социальных проблем и их типологизацию (определение принадлежности к определенному классу).Диаг­ностика предполагает три взаимосвязан­ных уровня социологического анализа социальной проблемы: 1) анализ проблем­ной ситуации, опирающийся на объек­тивные характеристики социальных про­цессов и ориентированный на установление диспропорций в социальном развитии; 2) изучение социального самочувствия на­селения, оказавшегося в данной ситуа­ции, направленное на то, чтобы выявить, как сложившаяся ситуация отражается в общественном сознании; 3) исследо­вание поведения групп по интересам, участвующих в определении и решении социальной проблемы.

2. Отбор проблем, подлежащих решению программным способом. Отбор исходит из критерия напряжен­ности проблемы, т.е. степени достижения целей в случае ее успешного решения; определяется актуальность, важность и злободневность проблемы, ее комплекс­ность и сложность, т.е. необходимость концентрации ресурсов и координации деятельности всех исполнителей для ее решения, а также степень новизны проб­лемы, т.е. отсутствия апробированного опыта ее решения в сложившейся сис­теме управления, исходя из указанных критериев.

3. Определение цели, которую предполагается до­стигнуть в результате осуществления комплекса мероприятий.Ее формулиро­вание может осуществиться: 1) исходя из идеального представления о будущем; 2) исходя из реально существующих проб­лем; 3) исходя из наличного потенциала (возможностей). Каждый раз, когда осу­ществляется переход от идеалов к реаль­ным проблемам, а затем к возможнос­тям социального развития и обратно, цели более глубоко осознаются, уточня­ются и конкретизируются (В.Н. Минина, 1999). По сути дела они должны отра­жать стратегию развития, которая и зак­ладывает успех решения задач в интере­сах как данной программы, так и все­го общества.

4. Реализация ресурсного подхода, т.е. определение тех возможностей, которыми располагает субъект управления, будь это на уровне общества, региона или конкретной орга­низации. Причем ресурсный подход не должен ограничиваться материальными, финансовыми или трудовыми ресурса­ми. Их может оказаться недостаточно. На современном этапе развития обще­ства все большее значение приобретают научные и социальные ресурсы. Что ка­сается научных, то от них зависит все­сторонность, обоснованность, систем­ность при определении рекомендаций по выполнению программы. Но и научное обоснование может быть ограниченным, если оно не учитывает социальную со­ставляющую программы, что в конечном счете связано с потребностями людей, их настроением, желанием и пониманием назревших задач.

5. Отлаживание механизма реализации цели, т.е. определением тех средств, при по­мощи которых будет она достигаться. Это очень ответственный этап, ибо не­четкость, несбалансированность средств и методов ведут к деформации цели, наносят урон всей совокупности осуще­ствляемых программ, приводят к серь­езным социальным просчетам.

6. Регулярный и внимательный анализ хода реализации осуществляемой программы предполагает ее постоянную коррекцию.Дело в том (и это вполне естественно), что жизнь вносит коррек­тивы в ход реализации программы: вы­являются несовершенство или недостаточность средств, становятся явью но­вые общественные потребности, обна­руживаются противоречия между различ­ными социальными группами в период осуществления преобразований. И здесь определяется умение субъектов управле­ния реагировать на изменение ситуации, и особенно на созревающие латентные причины. Однако корреляция программ проводится не только из-за внутренних причин — она становится необходимой в результате вмешательства внешних факторов, что зависит от осуществляе­мой государственной политики, между­народной обстановки, возможных соци­альных катаклизмов.

7. Оценка достигнутого результата, его сопоставление с первоначальной целью, проведение диагностики и на этой ос­нове подтверждение, уточнение или фор­мулировка новой цели.

Социальные технологии

Термин «социальные технологии» — один из новейших в социологической науке. Данное понятие применимо как к уп­равлению обществом, так и к управле­нию конкретными организациями, лю­быми социальными объектами.

ТЕХНОЛОГИЯ (инженерное определение) – это совокуп­ность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, ма­териалов, полуфабрикатов или изделий. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по внедрению, технологи­ческие правила, карты, графики, ибо для организации нормального хода произ­водства необходима строгая последова­тельность технологических операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет труда в установ­ленных пределах.

В процессе научно-технических и ин­формационных преобразований значи­тельные изменения связаны с разработ­кой и внедрением новых технологий: биотехнических, безотходных, энерго­сберегающих и т.д. Новый шаг в разви­тии научно-технического прогресса на основе внедрения высоких и безлюдных технологий требует принципиально ино­го подхода к решению социальных воп­росов, таких как подготовка кадров, раз­витие профессионального образования, учет изменений в стимулировании, со­держании и условиях труда и т.д.

Социальные технологии существуют давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые зна­ния и информацию от поколения к по­колению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитив­но, эмпирически, опытно. Общественное развитие было возможно на основе со­блюдения апробированных правил, предпи­саний, традиций, культурных образцов,т.е. традиционных процедур и операций, ко­торые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руковод­ствовались в практической деятельности. Иначе говоря, суть социальной техно­логии не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процес­сы, а в том, каким образом это сделать.

Общество всегда искало приоритеты не только при реализации технических изменений, но и в сфере социальной политики, рационального использования человеческих ресурсов.

Исследования показали, что внедре­ние социальных технологий, направлен­ных на более полное использование творческих и интеллектуальных способ­ностей человека, могло обеспечить уве­личение промышленного производства на 20—25, а при реализации социальных резервов — на 40—60% (Э.А. Уткин, 1986).

В. Г. Афанасьев (1977) С.Т. определяет их как «элемент механизма управления и средства пере­вода абстрактного языка науки... на кон­кретный язык... достижения поставлен­ных целей».

М. Марков (1983) — как «способ реализации... конкретного слож­ного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвя­занных процедур и операций, которые выполняются однозначно...».

А.К. Зайцев (1989) — как «совокупность знаний о спо­собах и средствах организации соци­альных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели»

Иванов (1994) — система инно­вационных способов, средств разреше­ния сущностного противоречия взаимо­действия и самореализации социальных субъектов в диалоге человека и приро­ды.

В.В. Щербина (1993), социальные технологии представляют со­бой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятель­ности, совокупность приемов, направлен­ных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объек­та, достижение заданного результата.

В концепции К. Поппера социальная технология характеризуется как способ применения теоретических выводов в прак­тической деятельности. Автор разделяет ее на два вида — «частичную» и «холистскую» (утопическую) технологию. Частичная т. характеризуется не столько масштаб­ностью поставленных целей и задач, сколько реалистичностью, правильным пониманием того, что можно сделать с помощью имеющихся способов, форм и методов социального влияния. Она ба­зируется на анализе реальных процессов и их осуществления в ходе практических преобразований действительности. «Холистская» (утопическая) технология пы­тается в ходе социальных преобразова­ний решить поставленные задачи как можно быстрее, решительнее, в один прием, революционным путем. Поэто­му, по мнению Поппера, она не способ­на своевременно учесть и предупредить нежелательные, вредные последствия ме­роприятий.

Сущность социальных технологий может быть раскрыта только через выявление и использование потенциала со­циальной системы, человеческого ресур­са в соответствии с целями и смыслом человеческого существования и посред­ством совокупности методов, процедур, операций, приемов специального воздей­ствия, использования возможностей твор­ческой деятельности как субъектов уп­равления, так и социальных организаций в целом.

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — это совокупность последо­вательных операций, процедур целенаправ­ленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального ре­зультата.Социальная технология — важ­нейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие эле­менты с помощью операций и процедур. Процедура— набор действий, с помощью которых осуществляется управление про­цессом. Операция— непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

1. проект, технологи­чески оформленный программный про­дукт

2. деятельность, связанная с ре­ализацией намеченной цели.

Функционирование социальных тех­нологий всегда связано с требованием повысить эффективность социального управления, быстро и оперативно тира­жировать социальные приемы, процеду­ры, операции.

Особое значение для социальных технологий как практической, органи­зационной деятельности имеет наличие условий их реализации: знание структуры социального процесса, особенностей стро­ения и тенденций его развития; возмож­ность формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций, процедур. Характер социальных технологий, их особенности обус­ловлены внутренней природой самого объекта технологизации и установкой на ее разработку и внедрение.

ВИДЫ СОЦ. ТЕХНОЛОГИЙ:

Наши рекомендации