Социальное программирование
ФУТУРОЛОГИЯ
(от лат. futurum — будущее и греч. — слово, учение), в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область науч. знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. В СССР термин «Ф.» большей частью применяется для обозначения совр. немарксистских концепций будущего (бурж. Ф.). Термин «Ф.» предложил в 1943 нем. социолог О. Флехт-хейм в качестве названия некоей надклассовой «философии будущего», крую он противопоставлял идеологии и утопии. В нач. 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностич. (предсказательные) функции существующих науч. дисциплин. С кон. 60-х гг. термин «Ф.», ввиду многозначности и неопределённости, вытесняется термином «исследование будущего». Понятие Ф. сохранилось преим. в виде образного синонима последнего. В бурж. Ф. выделилось неск. течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 60-х гг. преобладало открыто апологетическое, которое опиралось на разного рода технологич. теории, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономич. развития и пыталось доказать жизнеспособность гос.монополистич. капитализма, возможность его модернизации (З.Бжезинский, Г. Кан, Р.Арон, Б. де Жуве-нель, Ж. Фурастье). Представители реформистского течения доказывали необходимость «конвергенции» капитализма с социализмом [Д. Белл, А. Тофлер (США), Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), Ю. Гальтунг (Норвегия)], леворадикального — неизбежность катастрофы «зап. цивилизации» перед лицом науч.-технич. революции [А. Ускоу (США) и др.]. С кон. 60-х гг.бурж. Ф. переживает кризис. В нач. 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрёл т. н.Римский клуб, по инициативе которого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований и др. футурологи разделились на два осн. направления; одни из них развивают неомальтузиажские идеи социального пессимизма [Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер (США)], другие пытаются доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» гос.-монололистич. капитализма [Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Фер-кисс (США), Э. Пестель (ФРГ), К. Фримен (Англия), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эр-рера (Аргентина)и др.]
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ»
течение в совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого считают трудноразрешимыми глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (загрязнение окружающей среды, истощение минеральных ресурсов, быстрый рост населения, опережающий развитие продовольств. базы, и т. д.), без приостановки роста населения. Сложилось в 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии. Ведущие представители — Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер, П. и А. Эрлих (США) и др.
«Э. п.», как и противостоящий ему «научно-технич. оптимизм»,— понятие широкое, собирательное. В совр. зап. литературе к нему причисляются обычно представители самых различных направлений бурж. обществ. наук, выступающие против концепций социального прогресса. Науч. несостоятельность «Э. п.» — в игнорировании науч.-технич. и социальных факторов, которые обусловливают прогресс человеч. общества, в отрицании необходимости коренных социальных преобразований для успешного решения глобальных проблем.
«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ»
«тех-пологич. оптимизм», течение совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого возлагают надежды на решение противоречий капитализма и глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с помощью науч.технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии на базе господствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Противостоит «экологическому пессимизму». Ведущие представители — Д. Белл, Г. Кан, А. Тофлер (США), Б. де Жувенель, Ж. Фурастье (Франция), (5. Флехтхейм (ФРГ), К. Фримен, Д. Габор (Великобритания), Г. Лин-неман (Нидерланды), И. Кайя (Япония), А. Эррера (Аргентина) и др.
К этому течению в совр. зап. литературе причисляются обычно представители различных бурж. обществ. наук, выступающие против концепций социального пессимизма в основном с позиций модернизированных технологич. теорий. Науч. несостоятельность «Н.-т. о.» заключается в переоценке значения науч.-технич. прогресса при определении историч. судеб человечества и недооценке социально-экономич. факторов развития человеч. общества.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Социальное программирование — один из важнейших вариантов реализации требований социального прогнозирования. Если социальное проектирование сосредоточивает свое внимание на проблемах, связанных с процессом создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, явления и процесса; а социальное планирование предусматривает целенаправленное регулирование всех без исключения элементов социального развития любого из общественных объектов, то социальное программирование нацелено на решение значимых и важных социальных проблем, наиболее актуальных и перспективных для данного института, процесса или явления.Отбор наиболее значимого, решающего, определяющего судьбу и перспективы социального развития — главная задача социального программирования .
Продуктом социального программированияявляются программы, которые включают в себя цель и совокупность действий по решению существующих проблем. Программы предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦ-Х ПРОГРАММ:
1. Она олицетворяет противоречие между теми целями, к которым стремятся люди, общество, организации и теми условиями, в которых реализуются их устремления.
2. Обнаруживается недостаток или неполнота средств решения определенной задачи, но они не дополняются и не включаются в происходящий процесс управления.
3. Рождаются в результате нарастания дезорганизующих процессов, которые торпедируют нормальный, последовательный ход развития событий, в результате чего возникают напряженность, обострение ситуации, появляются различного рода конфронтационные действия.
4. Реакция на проблему субъекта управления, а также его отношения к способам его решения.
5. Выступает стимулом для поиска новых идей, новых подходов.
Классификация соц-х программ:
1) по субъекту воздействия(чьи потребности намечено удовлетворить — личности, группы, слоя, общества);
2) по предмету— социально-экономические, демографические, социально-политические, культурные и т.д.;
3) по длительности осуществления — текущие, краткосрочные, среднесрочные и перспективные;
4) по объему — глобальные, региональные, конкретной организации, личные;
5) по соответствию объективным потребностям — научные или псевдонаучные.
По содержанию социальное программирование представляет собой: постановку управленческой задачи, исходя из анализа проблем социального развития в реальной ситуации, возможность их разукрупнения на составные части (подзадачи), их взаимную увязку; установление приоритетов и на той основе выделение ведущего звена; выявление условий и ограничений при решении сформулированных задач; обоснование возможных вариантов достижения намеченной цели и выбор среди них оптимального; формирование соответствующего организационного механизма и оценку ожидаемых последствий от практического воплощения избранного варианта действий.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧИТЫВАЕТ:
1) анализ и диагностирование проблемы, ее актуальность;
2) выдвижение неотложных управленческих целей и задач, поиск средств и методов воздействия;
3) разработку альтернативных вариантов действий;
4) оценку каждой альтернативы;
5) измерение и оценку последствий реализации программ.
Для социальной программы важна комплексность, системность, конкретность, адресность, наличие обратной связи в процессе ее реализации.
|
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1. целевое комплексное программирование(совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных приемов, средств целенаправленного воздействия на объект управления для достижения желаемых результатов).
К нему относятся: различные формы координации деятельности; определенные способы концентрации, распределения и перераспределения наличных ресурсов; экономическое и социальное стимулирование; формирование положительной мотивации совместной деятельности, ориентированной на конечные результаты; приемы и способы организационного проектирования.
Как специфическая форма оно представляет собой приложение фундаментальных знаний об обществе, о законах его развития и механизме решения проблемных задач в социальной сфере. Его рациональное использование усиливает социальную ориентацию управления, делает его более гибким, мобильным. Программирование , характеризуемое с технологической точки зрения, в данном случае используется как средство оптимизации процесса социального целеполагания.
Целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и согласование интересов социальных субъектов, координации их деятельности и кон-центрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфический научный метод , а с другой — как метод целевого управления. Примером такого подхода может быть разработка и реализация национальных проектов, объявленных Президентом России в области образования, здравоохранения, демографической и жилищной политики. Сложность этого программно-целевого похода заключается в том, что предлагаемые меры выходят далеко за рамки самих объектов программирования : помимо финансового их обеспечения возникает вопрос, насколько подготовлены кадры для их реализации, как воспринимает эти намерения и изменения общество, как это скажется на развитии и использовании интеллектуального потенциала страны. А если к этому добавить и согласование интересов с мировым, в первую очередь, с европейским сообществом, то сразу становятся очевидными масштабы и сложность ее решения.
2. программно-целевой подход, который предполагает определение основных противоречий в развитии того или иного процесса (например, в сфере демографической политики). На этой основе формулируются главная цель и ее подцели (иерархия целей), что достигается при целостном и комплексном подходе, а также при отборе таких средств, которые бы обеспечивали возможность учета всех без исключения результатов, характеризующих реализацию намеченной программы.
Программно-целевой подход означает постепенный переход к моделям стратегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Этот метод предполагает использование и постоянное применение пространственных и временных показателей, характеризующих потребности социального развития, возможность их локальной реализации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воздействия на систему управления в целом.
В рамках общества сформированы и решаются актуальные проблемы, которые имеют значение для той или иной сферы общественной жизни. К их числу можно отнести федеральные целевые программы «Электронная Россия», «Детство», «Наукограды», «Молодая семья», создающие условия для успешного решения конкретной социальной задачи. Их длительность, направленность на достижение намеченной цели определяется спецификой каждой из них, обусловленных особенностями назревшей проблемы.
3. проблемно-целевого подход - направлен на подготовку эффективных решений по отдельным важнейшим и актуальным вопросам данного сообщества, организации, социального института. Он может также применяться при решении ключевых, неотложных задач социального развития вне зависимости от административно-территориальной или ведомственной принадлежности. В рамках производственных организаций это может означать сосредоточение внимания на разработке соответствующих документов по рациональной организации труда, по созданию благоприятного социально-психологического климата, предупреждению конфликтов, подготовке и переподготовке персонала и т.д. Для территориальных и административных объектов такими проблемно-целевыми программами в настоящее время являются рационализация пассажирских потоков, обеспечение качества потребительского спроса, благоустройство, жилищная проблема, сокращение преступности и укрепление правопорядка. В ряде случаев на основе проблемно-целевого подхода решаются экологические вопросы.
Общими объединяющими все программы компонентами являются, во-первых, стремление определить основное противоречие, решение которого стало бы узловым моментом для реализации всего спектра поставленных задач. Во-вторых, возможность ограничить число компонентов (подпроб-лем),чтобы не упустить главное, сосредоточив силы на решающих участках. В-третьих, для любой проблемы следует найти место среди более широкого круга подобныхдля того, чтобы не преувеличивать, не преуменьшить ее значение, ибо и в том и другом случае это может привести к серьезным просчетам. В-четвертых, ни в коей мере не игнорируя теоретический анализ проблемы, не упускать из вида здравый смысл, ибо он способен скорректировать научные выводы, исходя из особенностей и специфики каждой конкретной программы.
И наконец, каждая программа должна сначала ответить на потребности первого этапа, а затем приступать к реализации тех из них, которые условно можно отнести ко второму, затем третьему уровню и т.д. В связи с этим любая программа должна получить признание актуальности со стороны общества (организации, института, группы), доказать свою легитимность, а соответственно добиться поддержки. После этого начинается второй этап — разработка, обоснование и защита программы решения тех или иных проблем. Третий этаппредполагает организацию действий по претворению ее в жизнь. И следует обязательно предусмотреть (это нередко забывают) этап угасания (завершения) программы, а не просто ее прекращение без должных выводов и заключений.
МЕТОДЫ С.П. проявляются в определении таких действий, которые указывали бы на способы и средства реализации программ.
К таким методам следует, прежде всего, отнести первое требование: 1. максимизация результатов в условиях заданной программы. Такое требование далеко не согласуется с минимизацией затрат и то же время достижением оптимума.
2. Оптимизация затрат должна коррелировать с максимизацией ожиданий, т.е. быть направленной на реализацию возможно большего удовлетворения потребностей людей, что почти автоматически ведет к снижению негативных оценок предполагаемых результатов.
3. обстоятельный и внимательный перебор различных вариантов, в которых эффективность и результативность проявляет себя в наибольшей мере, а люди ощутят выгоду.
4. действия, предотвращающие риски, сбои и возможные издержкив силу непредвиденных воздействий окружающей среды или других социальных и политических сил.
АЛГОРИТМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ:
1. Диагностика социальных проблем, что включает в себя изучение конкретной ситуации, выявление наличия социальных проблем и их типологизацию (определение принадлежности к определенному классу).Диагностика предполагает три взаимосвязанных уровня социологического анализа социальной проблемы: 1) анализ проблемной ситуации, опирающийся на объективные характеристики социальных процессов и ориентированный на установление диспропорций в социальном развитии; 2) изучение социального самочувствия населения, оказавшегося в данной ситуации, направленное на то, чтобы выявить, как сложившаяся ситуация отражается в общественном сознании; 3) исследование поведения групп по интересам, участвующих в определении и решении социальной проблемы.
2. Отбор проблем, подлежащих решению программным способом. Отбор исходит из критерия напряженности проблемы, т.е. степени достижения целей в случае ее успешного решения; определяется актуальность, важность и злободневность проблемы, ее комплексность и сложность, т.е. необходимость концентрации ресурсов и координации деятельности всех исполнителей для ее решения, а также степень новизны проблемы, т.е. отсутствия апробированного опыта ее решения в сложившейся системе управления, исходя из указанных критериев.
3. Определение цели, которую предполагается достигнуть в результате осуществления комплекса мероприятий.Ее формулирование может осуществиться: 1) исходя из идеального представления о будущем; 2) исходя из реально существующих проблем; 3) исходя из наличного потенциала (возможностей). Каждый раз, когда осуществляется переход от идеалов к реальным проблемам, а затем к возможностям социального развития и обратно, цели более глубоко осознаются, уточняются и конкретизируются (В.Н. Минина, 1999). По сути дела они должны отражать стратегию развития, которая и закладывает успех решения задач в интересах как данной программы, так и всего общества.
4. Реализация ресурсного подхода, т.е. определение тех возможностей, которыми располагает субъект управления, будь это на уровне общества, региона или конкретной организации. Причем ресурсный подход не должен ограничиваться материальными, финансовыми или трудовыми ресурсами. Их может оказаться недостаточно. На современном этапе развития общества все большее значение приобретают научные и социальные ресурсы. Что касается научных, то от них зависит всесторонность, обоснованность, системность при определении рекомендаций по выполнению программы. Но и научное обоснование может быть ограниченным, если оно не учитывает социальную составляющую программы, что в конечном счете связано с потребностями людей, их настроением, желанием и пониманием назревших задач.
5. Отлаживание механизма реализации цели, т.е. определением тех средств, при помощи которых будет она достигаться. Это очень ответственный этап, ибо нечеткость, несбалансированность средств и методов ведут к деформации цели, наносят урон всей совокупности осуществляемых программ, приводят к серьезным социальным просчетам.
6. Регулярный и внимательный анализ хода реализации осуществляемой программы предполагает ее постоянную коррекцию.Дело в том (и это вполне естественно), что жизнь вносит коррективы в ход реализации программы: выявляются несовершенство или недостаточность средств, становятся явью новые общественные потребности, обнаруживаются противоречия между различными социальными группами в период осуществления преобразований. И здесь определяется умение субъектов управления реагировать на изменение ситуации, и особенно на созревающие латентные причины. Однако корреляция программ проводится не только из-за внутренних причин — она становится необходимой в результате вмешательства внешних факторов, что зависит от осуществляемой государственной политики, международной обстановки, возможных социальных катаклизмов.
7. Оценка достигнутого результата, его сопоставление с первоначальной целью, проведение диагностики и на этой основе подтверждение, уточнение или формулировка новой цели.
Социальные технологии
Термин «социальные технологии» — один из новейших в социологической науке. Данное понятие применимо как к управлению обществом, так и к управлению конкретными организациями, любыми социальными объектами.
ТЕХНОЛОГИЯ (инженерное определение) – это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по внедрению, технологические правила, карты, графики, ибо для организации нормального хода производства необходима строгая последовательность технологических операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах.
В процессе научно-технических и информационных преобразований значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых технологий: биотехнических, безотходных, энергосберегающих и т.д. Новый шаг в развитии научно-технического прогресса на основе внедрения высоких и безлюдных технологий требует принципиально иного подхода к решению социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в стимулировании, содержании и условиях труда и т.д.
Социальные технологии существуют давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически, опытно. Общественное развитие было возможно на основе соблюдения апробированных правил, предписаний, традиций, культурных образцов,т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности. Иначе говоря, суть социальной технологии не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, каким образом это сделать.
Общество всегда искало приоритеты не только при реализации технических изменений, но и в сфере социальной политики, рационального использования человеческих ресурсов.
Исследования показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло обеспечить увеличение промышленного производства на 20—25, а при реализации социальных резервов — на 40—60% (Э.А. Уткин, 1986).
В. Г. Афанасьев (1977) С.Т. определяет их как «элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей».
М. Марков (1983) — как «способ реализации... конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно...».
А.К. Зайцев (1989) — как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели»
Иванов (1994) — система инновационных способов, средств разрешения сущностного противоречия взаимодействия и самореализации социальных субъектов в диалоге человека и природы.
В.В. Щербина (1993), социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.
В концепции К. Поппера социальная технология характеризуется как способ применения теоретических выводов в практической деятельности. Автор разделяет ее на два вида — «частичную» и «холистскую» (утопическую) технологию. Частичная т. характеризуется не столько масштабностью поставленных целей и задач, сколько реалистичностью, правильным пониманием того, что можно сделать с помощью имеющихся способов, форм и методов социального влияния. Она базируется на анализе реальных процессов и их осуществления в ходе практических преобразований действительности. «Холистская» (утопическая) технология пытается в ходе социальных преобразований решить поставленные задачи как можно быстрее, решительнее, в один прием, революционным путем. Поэтому, по мнению Поппера, она не способна своевременно учесть и предупредить нежелательные, вредные последствия мероприятий.
Сущность социальных технологий может быть раскрыта только через выявление и использование потенциала социальной системы, человеческого ресурса в соответствии с целями и смыслом человеческого существования и посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов специального воздействия, использования возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и социальных организаций в целом.
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата.Социальная технология — важнейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. Процедура— набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом. Операция— непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
1. проект, технологически оформленный программный продукт
2. деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.
Функционирование социальных технологий всегда связано с требованием повысить эффективность социального управления, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы, процедуры, операции.
Особое значение для социальных технологий как практической, организационной деятельности имеет наличие условий их реализации: знание структуры социального процесса, особенностей строения и тенденций его развития; возможность формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций, процедур. Характер социальных технологий, их особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и установкой на ее разработку и внедрение.
ВИДЫ СОЦ. ТЕХНОЛОГИЙ: