Понятие, признаки и цели наказания
Понятие наказания дается непосредственно в тексте УК РФ. Согласно этому определению, наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ч. 1 ст. 43). Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Наказание предусмотрено уголовным законом, а не каким-либо иным нормативным актом. Наказание носит принудительный характер. Это значит, что оно налагается на виновное лицо независимо от его желания или нежелания. Кроме того, такая принудительная мера применяется от имени государства, а не от имени отдельных людей, например, судьи. Суд выносит приговор «именем Российской Федерации», что подчеркивает государственный характер мер, назначаемых в обвинительном приговоре.
Наказание определяется в приговоре, а не каком-либо ином акте, издаваемом правоприменительными органами. При этом оно подлежит исполнению только тогда, когда приговор, вынесенный судом в надлежащем порядке, вступил в законную силу.
Наказание связано с определенным лишением или ограничением прав и свобод осужденного лица. Штраф, например, ограничивает экономические права осужденного, исправительные работы - трудовые и экономические права, смертная казнь - основное право всякого человека: право на жизнь. Помимо этого, наказание влечет такое правовое последствие, как судимость, что связано с определенными правоограничениями после отбытия наказания.
В уголовном законе названы три цели наказания:
· восстановление социальной справедливости;
· исправление осужденного лица;
· предупреждение совершения новых преступлений.
Восстановление социальной справедливости, нарушенной совершением преступления, предполагает назначение наказания, соразмерного тяжести совершенного преступления. При этом справедливость следует понимать и как справедливость по отношению к потерпевшим, и как справедливость к лицу, совершившему преступление.
О достижении цели исправления осужденного лица можно говорить в том случае, когда он после отбытия наказания не совершает нового преступления.
Предупреждение совершения новых преступлений, или превенция, предполагает такое воздействие на сознание осужденного, в результате которого он утрачивает желание совершать новые общественно опасные деяния. Данная цель непосредственным образом связана со второй целью - исправлением осужденного. Другими словами, можно говорить о предупреждении совершения новых преступлений путем исправления осужденного лица. Такое предупреждение называют специальным (специальная превенция). Наказание может преследовать и цель общей превенции - не совершение преступлений иными лицами.
64.ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ.
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК.
Под видовым объектом это умышленное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, посягающее на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Объективная сторона преступлений в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности в основном характеризуется действиями, например: лжепредпринимательство (ст. 173 УК утратила силу от 7 декабря 2011г), незаконное получение кредита (ст. 176 УК), принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК) и др. Часть преступлений может совершаться только бездействием: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК), уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК). Отдельные преступления могут совер-шаться как действием, так и бездействием. Такими преступлениями, например, являются: воспрепятствование законной предпринима-тельской деятельности (ст. 169 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК).
Обязательным признаком объективной стороны некоторых преступлений являются общественно опасные последствия, ука-занные в диспозициях уголовно-правовых норм в виде крупного или особо крупного ущерба (ч. 1 ст. 171 и ст. 172, ст. 173, ч. 1 и 2 ст. 176 УК и др.). Закон определяет признаки крупного и особо крупного разме-ра ущерба в примечании к ст. 169 УК, а также в примечаниях к другим статьям рассматриваемой главы. Составы, в которых объективная сторона характеризуется общественно опасными последствиями в виде крупного и особо крупного ущерба, назы-ваются материальными. Преступления с такими составами при-знаются оконченными с момента фактического наступления этих общественно опасных последствий. Составы, в которых не содержатся признаки, относящиеся к характеристике общественно опасных последствий, считаются формальными. Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется виной в форме умысла. В некоторых составах содержатся дополнительные признаки субъективной стороны: мотив и цель. О корыстной цели или иной личной заин-тересованности говорится в ст. 170, 181, ч. 3 ст. 183 УК, специ-альные цели указаны в ст. 173, 184, 187 УК. Субъектом преступления 16 лет1. Более корректной была бы формули-ровка: «в возрасте не моложе 16 лет». Определение возрастного признака для субъектов преступлений в сфере экономической деятельности требует дифференцированного подхода, в зависи-мости от признаков объективной стороны или субъекта того или иного преступления. Преступления, входящие в указанною группу, могут совершаться как общим, так и специальным субъектом.
65.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Понятие преступления и его признаки. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. ПРИЗНАКИ 1. Признак общественная опасность. Преступление является общественно опасным деянием, то есть оно причиняет либо создает реальную возможность причинения существенного вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Общественная опасность является качественным и объективным признаком преступления, позволяющим отделить преступления от иных правонарушений. Уголовный закон выделяет качественную и количественные стороны в общественной опасности, так как в нем говорится, что при назначении наказания необходимо учитывать как характер, так и степень общественной опасности совершенного преступления. Характер общественной опасности (качественная сторона), определяется объектом преступного посягательства, например, преступления против жизни опаснее чем против собственности.Степень общественной опасности (количественная сторона) преступления определяется в первую очередь тяжестью причиненных последствий, формой вины и способом его совершения. Свое окончательное выражение степень общественной опасности находит в санкции уголовно-правовой нормы, поэтому чем строже санкция, тем выше, с точки зрения законодателя, степень общественной опасности преступления. 3) Признак уголовная противоправность. Уголовная противоправность как признак преступления означает, что преступлением может быть признано, лишь такое общественно опасное деяние, которое прямо запрещено в нормах Особенной части УК. Уголовная противоправность как нормативная категория и необходимый признак преступления конкретизирует сформулированный в ст. 3 УК принцип законности, согласно которому в Российском уголовном праве преступность деяния определяется только УК. 4) Признак виновность. Общественно опасное и уголовно противоправное деяние лишь тогда может быть признано преступлением, когда оно совершено виновно, то есть умышленно или по неосторожности. Поэтому ни одно деяние, какие бы тяжкие последствия оно не причинило,не может быть признано преступлением, если оно совершено невиновно.
5) Признак наказуемость. Наказуемость означает, что в случае совершения преступления виновное в нем лицо может быть подвергнуто уголовному наказанию либо иным, предусмотренным уголовным законом мерам уголовно правового характера. Под наказуемостью понимается не реальное наказание, назначаемое за совершение конкретного преступления, а предусмотренная законом возможность применить наказание за каждый случай совершения преступления.
66. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - это виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 30 УК РФ, посягающие на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: - преступления, связанные со злоупотреблением служебными полномочиями (ст. 285, 285.1, 285.2, 290 УК РФ); - преступления, связанные с превышением служебных полномочий (ст. 286, 288, 289, 292, 292.1 УК РФ); - преступления, связанные с неисполнением обязанностей должностным лицом (ст. 287, 293 УК РФ); - преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти извне (ст. 291 УК РФ). Видовой объект - нормальная деятельность оранов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления. Государственная власть - это основанная на законе деятельность органов законодательной, исполнительной, судебной власти по управлению социальными процессами. Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Служба в органах местного самоуправления - это служба в выборных и других органах, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящих в систему органов государственной власти. Объективная сторона большинства преступлений совершается в форме действий, ряда преступлений путем как действия, так бездействия: СТ. 285, 287, 293 УК РФ. Большинство составов по конструкции формальные, некоторые материальные: СТ. 285, 286. 288, 293 УК РФ. Субъективная сторона большинства составов характеризуется прямым умыслом. Ряд составов совершаются как с прямым, так и с косвенным умыслом: 285, 286, 288 УК РФ. СТ. 293 УК РФ характеризуется неосторожной формой вины. Мотив: корыстная или иная личная заинтересованность (СТ. 285, 292 УК РФ). Цели: - не соответствующие условиям получения бюджетных средств (СТ. 2851 УК РФ); - не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим деятельность внебюджетных фондов, и бюджетам государственных внебюджетных фондов (СТ. 2852 УК РФ). Субъект в большинстве составов специальный, общий - СТ. 291 УК РФ. Специальные субъекты: - должностное лицо (СТ. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ); - государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (СТ. 288 УК РФ); - должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления (СТ. 292, 2921 УК РФ).