Типология лидерства по Херману
Понятие, функции и стили лидерства
Слово лидер в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий». В таком значении лидерство обычно и употребляется.
– Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
– Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, эта руководящая должность.
– Лидерство – это влияние на других людей. Однако такое влияние должно быть: а) постоянным; б) воздействие лидера должно осуществляться на всю группу; в) лидер должен иметь приоритет во влиянии; г) влияние лидера опирается не на силовое воздействие, а на авторитет или признание правомерности руководства (лидером не является диктатор или террорист).
Типы лидерства.
– обычные – деятельность которых не изменяет обычного хода событий; и великих – которые имеют собственное видение политики и осуществляют свои идеи, влекущие большие перемены в социальной и политической сферах; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанной на угрозе санкций и применении силы; и демократическое лидерство – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации и привлечении их к принятию ре шений; традиционные лидеры; рационально-легальные; харизматические лидеры.
В современной политологии выделяются также три типа лидерства, называемых иногда ролями лидера:
деловое лидерство – в основе которого лежат деловая компетентность, умение лучше других принимать решения, знания, опыт, авторитет;
эмоциональное лидерство – возникающее на основе человеческой симпатии; такие лидеры внушают доверие, вселяют уверенность и т.д.;
ситуативное лидерство – проявляющееся в конкретной ситуации; может быть как деловым, так и эмоциональным; отличительной чертой является временная ограниченность.
Функции лидера:
– Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
– Определение направления и программ деятельности, служащей решению общественной проблемы;
– Мобилизация исполнителей (должностных лиц, например) на реализацию целей.
В содержательном плане можно выделить следующие функции лидера:
– Интеграция общества, объединение масс;
– Нахождение и принятие наиболее оптимальных политических решений.
– Социальный арбитраж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии и пр.; – Коммуникация власти и масс; – Инициирование обновления; – Легитимация строя.
Типология лидерства по Херману
Оригинальный подход к проблеме типологии лидерства предлагает американский политолог М. Херман, которая выделила четыре собирательных типа лидера:
- лидер-знаменосец – человек, одержимый мечтой, имеющий собственное видение реальности, привлекательный идеал, который способен увлечь массы. Лидер такого типа склонен брать на себя ответственность за все, что происходит в обществе;
- лидер-служитель – это лидер, который выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени;
- лидер-торговец – человек, для которого важно убедить народ в необходимости предлагаемого «товара». Такой лидер умеет понять, чего хотят люди и стремится соответствовать их запросам. Характеризуются умением убеждать и идти на компромиссы;
- лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, острые проблемы. Это человек, который улавливает потребности насущного момента и за счёт этого занимает ведущее положение.
Американский ученый Р. Такер классифицирует лидерство с точки зрения механизма власти или роли лидера в преобразовании общества. На этом основании он выделил три типа лидера:
- лидер-консерватор – выступает против изменений, тормозит развитие, ссылаясь на традиции и установленные нормы;
- лидер-реформатор – выступает за перемены;.
- лидер-революционер не только отвергает стереотипы, но и сами идеалы, утверждаемые в обществе. Направляет свою энергию на их ниспровержение.
3. Теории лидерства.
ТЕОРИЯ ЧЕРТ
Феномен лидерства пытаются объяснить многие тео-
рии. Наиболее ранней и по-прежнему распространенной яв-
ляется теория черт (и ее разновидности: теория «великого
человека», харизматического лидера и др.). Суть этой тео-
рии заключается в объяснении феномена лидерства особен-
ными, выдающимися качествами индивида. Одним из осно-
воположников теории черт является английский психолог
и антрополог Ф.Гальтон, который еще в начале прошлого
века пытался объяснить лидерство на основе наследствен-
ности. Ученый и его последователи исходили из убеждения,
что лидер должен обладать качествами (передающимися по
наследству), отличающими его от последователей. Однако
составить перечень таких качеств на основе исследования
царских династий различных наций тогда не удалось.
В 1940 г. американский психолог К.Бэрд составил спи-
сок из 79 черт, упоминаемых различными исследователями
как «лидерские». Среди них обычно называют такие, как
компетентность, инициативность, общительность, целеустрем-
ленность, организаторские способности и т.д. Позже другой
американский ученый Р.Строгдилл, обобщивший данные 124
исследований, расширил список характерных черт лидера, до-
бавив такие качества, как высокий уровень интеллекта, бди-
тельность, популярность, красноречие и др. В настоящее вре-
мя социологами выделяется от 80 до 250 качеств лидера.
Для проверки теории черт были проведены обширные
конкретные исследования, результаты которых представили
основания для серьезной критики этой концепции. Выясни-
лось, что при детальном анализе индивидуальные качества
лидера практически совпадают с полным набором психоло-
гических и социальных признаков личности вообще. Более
того, многие черты лидера стали оспариваться учеными. Даже
такая характерная черта, как высокий уровень интеллекта,
вызвала возражения. Американские политические психоло-
ги, сопоставляя измеряемый на основе специальных психо-
метрических методик уровень интеллекта политических ли-
деров с масштабами их влияния, пришли к довольно
пессимистическому выводу, что большим влиянием обладает
лидер, чей интеллектуальный уровень близок к среднему ин-
теллектуальному уровню его сторонников и последователей.
Наиболее низкий уровень влияния оказался у лидеров, чей
интеллектуальный потенциал в 3-4 раза ниже или выше
среднего, наибольший успех (например, на выборах) доставал-
ся тем, у кого он превышал средний лишь на 25-30 %. (См.:
Г.Г.Дилигенский. Психологические аспекты политического
лидерства // Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ
власти. Т.1. Хрестоматия. – Самара, 1999. – С.563-564).
В то же время вполне оправданная критика теории
черт не означает ее полного отрицания. Для того, чтобы
стать политическим лидером, действительно необходимо об-
ладать определенными психологическими и социальными
качествами. Однако набор этих качеств значительно изме-
няется в зависимости от исторических эпох, особенностей
конкретных государств, типа политической культуры обще-
ства. Так, например, американской политической культуре не
свойствен феномен харизматического лидера. Для американ-
цев типична установка на лидера «своего человека», «первого
среди равных». Такой лидер должен быть уверенным в себе,
честным, динамичным, постоянно демонстрировать успех, иметь
репутацию хорошего семьянина, вызывать доверие сограж-
дан. Для многих восточных стран, наоборот, типична ориен-
тация на патерналистский тип лидерства. Лидер – отец на-
ции должен обладать мудростью и знаниями, даром
предвидения, харизмой, недоступными простым обывателям.
И хотя в действительности лидер с вышеперечисленными
чертами встречается редко, в общественном сознании преоб-
ладает установка именно на этот тип.
Теории среды
Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.
В. Хоккинг предполагал, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.
В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы. То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит.
Личностно-ситуационные теории
Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или "событием" (например, проблемой, которую решает группа).
Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия "статус", "взаимодействие", "сознание" и "поведение" индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.
X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать "институциональный контекст" и "ситуацию".
Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Однако достичь желаемого удалось не во всем.
Теории взаимодействия-ожидания
Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.
Например, теория "усиления ожиданий" Р. Стогдилла основана на простом утверждении. У членов группы, считал он, в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями, экспектациями, и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему будет разрешено к ней присоединиться, т. е. его допустят ("примут") в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его способности инициировать нужные взаимодействия и ожидания.
Согласно теории "целевого поведения" (path-goal theory) M. Эванса, степень проявления внимания лидером определяет осознание последователями будущего поощрения, а степень инициирования структуры лидером определяет осознание подчиненными того, какое именно поведение будет поощрено.
Близкая к ней "мотивационная теория" (Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство как попытку изменения поведения членов группы через изменение их мотивации.
Ф. Фидлер считал, что "лидерское поведение" зависит от требований конкретной ситуации. Например, "ориентированный на работу" лидер будет эффективным в крайних ситуациях (слишком легкая или слишком тяжелая работа). Лидер же, ориентированный "на взаимоотношения", обычно эффективен при решении "умеренных", как бы "промежуточных" проблем.
"Гуманистические" теории лидерства
Группа теорий лидерства, получивших название "гуманистические", во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе - "существо мотивированное", а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема.
Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд - однако, при одновременном достижении целей организации.
Д. Мак-Грегор разработал две теории организующего лидерства. Первая, так называемая теория X, основана на предположении, что индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно, их необходимо направлять и "мотивировать". Вторая, теория Y, основана на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.
С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества.
Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.
В рамках данной теории Р. Блайк и Дж. Моутон сумели изобразить лидерство графически: по оси абсцисс - забота об индивидах, по оси ординат - забота о результате. Чем выше значения этих координат, тем больше развиты отношения доверия и уважения в организации.
В целом же, отметив условную "гуманистичность" данных теорий, сделаем вывод: это был все-таки шаг вперед по сравнению с предшественниками. Гуманистический подход опирается на углубленный анализ личностно-психологических корней феномена лидерства.
Теории обмена
Представители данной теории (Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон, X. Келли и др.) исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический "доход". Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным.
Т. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности к достижению цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы "кредитования" и сложные "выплаты".
Данная группа теорий, будучи суперрационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние на современную политическую психологию значительно. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два суперподхода: рационалистический и гуманистический.