ВЗ. Напишите название органа власти, о котором говорится в тексте
«В (...) входили представители четырех чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями лица из представителей более двух десятков наиболее знатных фамилий — Рюриковичей и Гедиминовичей, т. е. потомков правящих домов Древней Руси (Воротынские, Мстиславские и др.) и Великого княжества Литовского (Голицыны, Куракины и др.), а также старых московских боярских родов (Романовы, Морозовы, Салтыковы, Шереметевы, Шеины и др.). Княжеские фамилии давали почти четыре пятых членов... Среди окольничих насчитывалось до половины князей, другую половину составляли потомки московских бояр. Все они были выходцами из почти шестидесяти наиболее древних и знатных фамилий».
Ответ:
В4. Установите соответствие между районами страны и видами их хозяйственной специализации.
Районы
A) Центральный район (Тула)
Б) Черноземье (Воронеж, Орел)
B) Поволжье (Ярославль, Казань)
Г) Северо-Запад (Новгород, Псков)
Виды специализации
1) производство зерна
2) металлообработка
3) выделка кож
4) производство льна и конопли
5) производство хлопчатобумажных тканей
В5. Напишите имя патриарха, о котором говорится в записках иностранца, посетившего Москву.
«Как только мы вошли, (...) доложил громким голосом царю и патриарху, что прибыли Альберт и Иван, большие послы великомощных господ Генеральных Штатов и великого принца Оранского. Царь восседал на престоле в драгоценной короне, усеянной алмазами, жемчугом и разными драгоценными каменьями, со скипетром в правой руке, в узорчатой парчовой одежде. По правую сторону царя сидел его отец, патриарх, на золоченом стуле, в духовном одеянии и в золотой митре, украшенной крестом».
Ответ:___--
В6. О каком архитектурном стиле говорится в тексте?
«К концу столетия складывается стиль... пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. В Нарышкинских палатах на Петровке в Москве, церквах в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и многих других используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства».
Ответ:__-—--
В7. Установите соответствие между событиями и датами.
События Даты
A) свержение царя Василия Шуйского 1) 1611 г.
Б) возникновение Тушинского лагеря 2) 1610 г.
B) объявление Польшей войны России 3) 1609 г.
Г) захват шведами Новгорода 4) 1608 г.
5) 1612 г.
В8. Установите соответствие между именами авторов и названиями их произведений.
Авторы Произведения
A) В. Ф. Бурцов 1) «Грамматика»
Б) И. Гизель 2) «Сказание» о Смутном времени
B) Е. П. Хабаров
Г) А. Палицын 3) «Чертеж реке Амуру»
4) «Синопсис»
5) «Букварь»
В9. Напишите, в каком году происходили описанные в тексте события.
«7 августа Разин с 10-тысячной армией выступил из Царицына. Его войско теперь уже на девять десятых состояло из плохо вооруженных крестьян, работных людей, беглых холопов, а опытных в военном деле казаков оставалось немного. Боеспособность армии уменьшалась.
15 августа Разин подошел к Саратову. Накануне в городе вспыхнуло восстание, (царская) власть... была свергнута, и восторженный народ встретил Разина у городских ворот хлебом-солью. Не задерживаясь, поскольку лето кончалось, Разин двинулся дальше и через несколько дней подошел к Самаре».
Ответ:____
В10. Выберите из списка положения церковной реформы патриарха Никона.
1) троеперстное крестное знамение вместо двоеперстного
2) поясные поклоны вместо земных
3) написание Иисус вместо Исус
4) запрет на строительство крестово-купольных храмов
5) замена всех икон Богородицы на новые
6) восстановление в Киеве Десятинной церкви
В11. Расположите события в хронологической последовательности.
A) Поляновский мир
Б) Андрусовское перемирие
B) осада армией М. Б. Шеина Смоленска
Г) Зборовский мир
Часть 3
Прочитайте фрагмент из работы историка Р. Г. Скрынникова и ответьте на вопросы.
«Земский собор заседал в Москве третью неделю. Близился конец января. Но земские чины, по словам
очевидца — шведского агента — не пришли ни к какому соглашению. Круг кандидатов сузился, но ни одна партия не могла склонить на свою сторону большинство. Кандидатура Дмитрия Трубецкого вызвала на Соборе резкие возражения. Многие люди открыто заявляли, что он попросту не способен править государством. В ходе обсуждения Собор отклонил также и кандидатуру Михаила Романова.
Шестнадцатилетний юнец не внушал никому особых симпатий. Очевидец государева избрания Федор Боборыкин писал, что земские чины и бояре не чувствуют уважения к Михаилу. Боярин Иван Никитич Романов всегда действовал заодно с Мстиславским и энергичнее других настаивал на приглашении наемников в Кремль. Шестнадцатилетний Михаил Романов находился при дяде в Кремле в течение всей осады. Он смертельно боялся народа и не помышлял о борьбе с захватчиками. Трубецкой, Пожарский и другие руководители Собора решительно отвергали кандидатуру Романова.
Но среди земских воевод были не только противники, но и приверженцы Михаила. В его пользу настойчиво агитировала романовская родня — воевода князь Иван Борисович Черкасский, Борис Салтыков, князь Иван Федорович Троекуров, дворяне Михалковы.
Голоса разделились. Ни один кандидат не мог получить большинства. Тогда кто-то из членов Земского собора предложил избрать царя тем же способом, что и патриарха: наметить трех кандидатов, бросить между ними жребий и посмотреть, кого Бог пожелает дать им в государи.
Большинство отвергло такое предложение. Тут же раздались голоса, требовавшие не прерывать заседаний Собора вплоть до вынесения общего решения — «завещание полагают, да не отступят от места сего преж даже не изберетца царь Московскому государству». Избирательная борьба вступила в критическую фазу».
С1. В каком году заседал Земский собор, о котором рассказывает историк? Как называют эпоху в истории России, с которой было связано проведение Собора?
С2. Какая главная задача стояла перед Собором? Какие кандидатуры обсуждались? (Укажите не менее двух имен.) Какие способы решения проблемы предлагались? (Укажите не менее двух способов.)
СЗ. Опираясь на свои знания, объясните, почему участники Собора были твердо намерены не расходиться, пока не будет решена главная задача. Напишите, чем закончился Собор.
С4. Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? (Укажите не менее двух задач.) Какие законодательные положения соответствовали этим задачам? (Укажите не менее двух положений.)
С5. Ниже представлены две точки зрения на государственную деятельность Лжедмитрия I.
1. Лжедмитрий I был беспринципным авантюристом, неспособным к управлению государством. Он опирался на помощь поляков-католиков, действовал в своих интересах. В результате народного восстания был убит.
2. Лжедмитрий I обладал способностями государственного деятеля, пытался проводить политику, направленную на ликвидацию конфликтов в обществе и укрепление государства. Погиб в результате боярского заговора,
Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
1 июня 1648 г. в Москве началось народное восстание.
Каковы были причины этого восстания? (Укажите не менее двух причин.) Какие события произошли в ходе восстания? (Назовите не менее трех событий.)
С7 Сравните национальный и религиозный состав населения России в начале XVI в. и в конце XVII в. (Укажите не менее двух общих черт и не менее трех различии.)
Общее | |
Различия | |
Ответы
Тема 4