Политическое развитие СССР в 1920-1930гг.
В период с 1928 по 1937 гг. в СССР было окончательно сформировано тоталитарное государство.
Рыночные механизмы были заложены государственным регулированием, а во всех сферах жизни общества был установлен режим тотального контроля, осуществляющегося партийно-государственным аппаратом.
Наблюдались и другие признаки тоталитарной системы:
1) монопартийность;
2) отсутствие оппозиции;
3) сращивание государственного и партийного аппарата;
4) фактическая ликвидация разделения властей;
5) уничтожение политических и гражданских свобод;
6) унификация общественной жизни;
7) культ руководителя страны;
8) контроль за обществом при помощи всеохватывающих массовых общественных организаций.
На вершине политической пирамиды оказался генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.
К началу 1930-х гг. ему удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В. И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л. Д. Троцким, Л. Б. Каменевым, Г. Е. Зиновьевым, Н. И. Бухариным). и утвердил в СССР режим личной диктатуры. Основными структурами данной политической системы, были:
1) партия;
2) управления ЦК ВКП(б);
3) Политбюро;
4) органы государственной безопасности, действовавшие под прямым руководством И. В. Сталина.
Массовые репрессии как один из главных инструментов режима преследовали несколько целей:
1) устранение противников сталинских методов строительства социализма;
2) уничтожение свободомыслящей части нации;
3) удержание партийной и государственной машины в постоянном напряжении.
Строго регламентирующие не только поведение, но и мышление каждого своего члена, идеологизированные официальные организации были призваны с детства воспитывать человека в духе норм коммунистической морали.
По сути, каждая из них была лишь той или иной модификацией государственной идеологии для разных социальных групп. Так, наиболее привилегированным и почетным было членство в ВКП(б) (около 2 млн человек) и Советах (около 3,6 млн депутатов и активистов). Для молодежи существовал ВЛКСМ (комсомол) и пионерская организация. Для рабочих и служащих были профсоюзы, а для интеллигенции – союзы, зависящие от рода деятельности.
Логическим продолжением политического курса партии стало принятие 5 декабря 1936 г. на VIII всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР. В ней было закреплено создание двух форм собственности:
1) государственной;
2) колхозно-кооперативной.
Система государственной власти также претерпела изменения:
1) высшим органом оставался Верховный совет СССР;
2) в перерывах между его сессиями властными полномочиями обладал Президиум Верховного совета.
42. «Культурная революция» в СССР (1920-30-е гг)
В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».
Цели культурной революции.
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930‑х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.
Большущим делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Итоги культурной революции в СССР
К успехам культурной революции можно отнести увеличение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание широкой системы общеобразовательных школ, существенное развитие науки и искусства.