Личность, совершивших корыстные преступления
Криминологический портрет лиц, совершивших корыстные преступления, характеризуется четырьмя группами признаков:
1) психологические;
2) уголовно-правовые.
3) демографические,
4) социально-ролевые,
К числупсихологических признаков личности совершивших корыстные преступления относятся:
1) стойкость корыстной установки (направленности);
2) уровень готовности к насильственным способам реализации корыстного мотива преступлений;
3) характер мотивации, стимулирующей возникновение корыстной установки или ее реализацию;
4) отношение к нравственным и правовым нормам, регулирующим отношения собственности и экономической деятельности, в том числе к уголовно-правовым запретам на совершение корыстных преступлений.
Психологическим признаком, с которым связаны наиболее значимые различия в личности совершивших корыстные преступления, можно назвать стойкость корыстной установки, т.е. степень устойчивости психологической готовности к совершению преступлений, сопряженных с противоправным обогащением.
По результатам проведенных в ряде регионов России (Московская, Новосибирская, Омская области. Ставропольский край) опросов лиц, осужденных за все основные виды корыстных преступлений против собственности, в среднем 44% из них считали, что совершенные ими деяния несправедливо отнесены к числу преступлений; 48%— что за совершенные ими преступления установлены чрезмерно суровые наказания; 4% были готовы совершить преступление даже в случае неизбежного привлечения к уголовной ответственности[6]. Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что для совершающих наиболее распространенные виды корыстных преступлений против собственности характерен весьма низкий уровень солидарности с соответствующими нравственно-правовыми запретами.
Обращаясь куголовно-правовым признакам, следует отметить, что каждое четвертое корыстное преступление совершается лицом, имеющим неснятую или непогашенную судимость, и в с участии, в том числе — каждое сотое в составе организованной группы[7].
Среди совершивших корыстные преступления против собственности доля профессиональных преступников в начале 90-х годов составляла 17 % , в начале 2000-х годов — 14 %, среди лиц, совершивших преступления, сопоставимые с преступлениями в сфере экономической деятельности, — соответственно 54 и 35 % . Снижение удельного веса профессиональных преступников статистически обусловлено расширением общей социальной базы преступности за счет лиц, впервые совершивших преступления. Однако в абсолютном выражении доля профессиональных преступников в сфере экономики в последние годы не уменьшилась, а увеличилась.
Нельзя не заметить, что рост судимости за корыстные преступления за десятилетний период почти в два раза уступал темпу прироста общего числа зарегистрированных преступлений. Таким образом, нарастание криминальной активности происходило на фоне снижающейся эффективности системы уголовной юстиции.
К числудемографических признаков личности совершивших корыстные преступления относятся: пол, возраст, уровень образования, место проживания, степень оседлости, уровень жизни.
Семь из каждых десяти, совершивших корыстные преступления, были мужчины (данное соотношение иное для таких видов .преступлений, как присвоение или растрата, коммерческий подкуп и др., когда доли мужчин и женщин примерно равны), каждый десятый не достиг 18-летнего возраста. Среди лиц, совершивших корыстные преступления, в среднем преобладают лица, имеющие среднее и неполное среднее образование (более 80%). Однако среди совершивших корыстные преступления против собственности эта доля возрастает до 90%, а среди совершивших преступления в сфере экономической деятельности, напротив, уменьшается до 60% . Однако доля лиц, имеющих высшее образование, среди совершивших преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в несколько раз превышает долю имеющих высшее образование среди всего населения. Данный феномен обусловлен повышенной «интеллектуальной ёмкостью» преступлений в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях по сравнению с не требующими высокого образовательного уровня традиционными корыстными преступлениями против собственности.
Доля, не имевших постоянного легального источника дохода, среди всех совершивших корыстные преступления составила коло 50%. Формально безработные среди совершивших корыстные преступления составили немногим более 5%.
Подавляющее большинство лиц, совершивших корыстные преступления, — городские жители (85%), что в основе соответствует структуре населения в целом по признаку места проживания.
Социально-ролевая характеристика лиц, совершивших корыстные преступления, включает следующие признаки: а) гражданство; б) сфера занятости; в) профессия; г) семейное положение.
Нигде не были заняты более половины совершивших корыстные преступления. Среди занятых и совершивших корыстные преступления абсолютно преобладали лица, связанные преимущественно с физическим трудом (76%о) и не имеющие стабильной семьи (78%), что значительно превышало среднестатистические данные по населению в целом.