Орган общественной самодеятельности

«Не имеющее членства общественное объединение, целью ко­торого является совместное решение различных социаль­ных проблем, возникающих у граждан по месту жительст­ва, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания» (ст. 12). Он формируется по инициа­тиве граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, свою работу строит на основе самоуправления в соответствии с принятым на собрании учредителей уста­вом, а также не имеет над собой никаких вышестояших органов или организаций.

Общественные объединения, независимо от организа­ционно-правовой формы, имеют право создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учреди­тельных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), Т.е. образовывать новые общественные объединения (ст. 13). Все общественные объединения имеют полную свободу в определении своей цели, внут­ренней структуры, форм и методов своей деятельности (ст. 15).

Цели социальных организаций

По мнению А.И.Пригожина, цели организаций бывают трех разновидностей: цели-задания, цели-ориентации и цели системы.

Цели-задания

Это планы и поручения, задаваемые организацией более высокого по подчинению уровня ор­ганизации менее низкого уровня, отражающие внешнее назначение последней. Например, министерство диктует определенные плановые задания заводу по выпуску ком­байнов. Цели-задания являются приоритетными, в основ­ном вокруг них и по их поводу происходит интеграция организации. Особенность этих целей заключается в том, что обычно они не возникают из собственных мотивов участников, так работнику непосредственно не нужен вы­пускаемый его заводом комбайн. Мотивация работников на цели-задания осуществляется через цели-ориентации.

Цели-ориентации

Это цель большинства, сумма ин­дивидуальных целей, Т.е. общие интересы участников, реализация которых возможна только коллективно через организацию. Естественно, что, кроме общей для всех цели, у каждого из них есть и другие, свои специфические цели. В одних случаях коллективные цели неуловимы и переменчивы, а в других, наоборот, однозначны и чуть ли не вечны. Например, в качестве коллективной цели может выступать материальная заинтересованность участ­ников в получении заработной платы.

Цели системы

Это стремление сохранить организа­цию как относительно самостоятельное целое, Т.е. упоря­дочить связи, сохранить равновесие, целостность и ста­бильность организации. Для достижения организацией устойчивости ее работники нуждаются в постоянстве свя­зей, требований и норм. Достижение устойчивости явля­ется постоянной, несменяемой целью организации. На­пример, приспособление организационного режима к особеностям персонала (гибкие графики работы), сниже­ние конфликтности, преодоление текучести кадров, уменьшение числа реорганизаций эффективны как в со­циальном, так и производственном аспектах. Все чаще в настоящее время цели системы для многих организаций переходят на первый план, организации стремятся к вы­живанию любой ценой в условиях существующего внеш­него окружения. Например, несмотря на то, что заработ­ная плата не адекватна затрачиваемому труду, а порой и вообще задерживается на несколько месяцев, служащие все равно ходят на работу.

Для достижения перечисленных основных, базовых целей организация ставит перед собой множество про­межуточных, производных, вторичных целей: стимулиро­вание своих работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества труда и др. Каждое подразделение организации (цехи, участки, сек­тора, отделы и т.п.) имеют свой набор производных целей, выполнение которых способствует реализации ос­новных, базовых целей.

СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И СЛОИ

Это общности, выделяемые по отношению к собственности и месту в общественном разделении труда.

Классы

Чаще всего, говоря о социальной структуре общества, подразумевают именно социально-классовую структуру общества. Среди множества существующих концепций социальной структуры общества исторически одной из первых является марксистское учение, в котором ведущее место отводится социально-классовой структуре общест­ва, так как она непосредственно связана с отношениями собственности и отражает общественное разделение труда. Здесь социально-классо­вая структура общества предстает как взаимодействие трех основ­ных элементов: классов, общественных прослоек и соци­альных групп. При этом ядром социальной структуры выступают классы. Классовая структура общества в марк­систской науке об обществе считается основной социаль­ной структурой.

Подробный разговор о классах будет идти в разделе Социальная стратификация тратификация.

Социальные слои

Это промежуточная или переход­ная общественная группа, не обладающая всеми призна­ками класса, нередко она называется прослойкой (напри­мер, в нашей стране прослойкой считалась интеллиген­ция); часть класса, обладающая некоторыми характерными особенностями (например, квалифициро­ванные рабочие).

Социальные слои бывают

— внутриклассовыми и

— меж­классовыми.

Внутри рабочего класса и крестьянства су­ществуют различные социальные слои, которые объек­тивно различаются по характеру и содержанию труда, образованию, уровню квалификации, материальной обес­печенности (промышленный и сельский пролетариат, оп­ределенные слои рабочего класса по уровню квалифика­ции, профессиональным признакам, сферам деятельности и т.д.). К внутриклассовым слоям можно отнести также крупную, среднюю, мелкую, городскую, сельскую, моно­полистическую и немонополистическую буржуазию. В со­циалистическом обществе социальным слоем выступала интеллигенция, которая хотя и не являлась классом, за­нимала устойчивое положение в социально-классовой структуре.

Межклассовыми являются такие маргинальные соци­альные слои, которые по своему классовому статусу неоп­ределенны, например, мастера, служащие-неспециалис­ты. Межклассовые социальные слои в свою очередь могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Например, внутри интеллигенции можно выделить такие слои, как научно-культурные, научно-технические, административ­но-управленческие работники. Другим примером деления по вертикали могут выступить «белые воротнички» — служащие административно-управленческого и государ­ственного аппарата, одна часть которых может быть впол­не объективно отнесена к рабочему классу (конторские и торговые служащие), а другая — к средним слоям, выс­шие служащие, входящие в класс буржуазии (крупные менеджеры и т.д.).

Средние слои — это некая совокупность социально неоднородных слоев и групп, которая характерна для классово-антагонистического общества. Средние слои за­нимают промежуточное положение между основными классами, выступают источником их пополнения и обра­зования новых классов при возникновении новых эконо­мических формаций. Например, в рабовладельческом об­ществе ими были свободные мелкие собственники, в фе­одальном обществе — бюргерство и т.д. В современном капиталистическом обществе средними слоями являются: мелкие частные собственники города и деревни (мелкие торговцы, ремесленники, владельцы мелких предпри­ятий, фермерство и др.), интеллигенция, служащие сферы производства, торговли, учреждений образования, меди­цины, обслуживания (учителя, врачи и т.д.).

Социально-слоевая структура не совпадает полностью с классовой структурой общества, она обогащает и кон­кретизирует последнюю, позволяет проследить динамику тех или иных групп. Большинство социальных слоев об­разуются на основе пересечения различного типа структур — социально-демографической, социально-профессио­нальной, образовательной и т.д. Это позволяет выделять проблемные группы, которые требуют к себе особого внимания со стороны общества, например, низкооплачи­ваемые рабочие, молодые рабочие и т.д.

Социально-классовая группировка населения России (деления на рабочих, служащих и колхозников) радикаль­но изменилась с середины 90-х годов. Поэтому при пла­нировании проведения Всероссийской переписи населе­ния в 1999 г. за основу группировки взят признак «поло­жение в занятии», это позволяет выделить следующие группы:

1) работающие по найму (на предприятиях) в организациях, учреждениях, крестьянских — фермерских — хозяйствах, по обслуживанию домохозяйства, у отдель­ных граждан;

2) работающие не по найму (в собственном крестьянском — фермерском — хозяйстве, на собствен­ном предприятии, на индивидуальной основе, на семей­ном предприятии, в крестьянском — фермерском — хо­зяйстве без оплаты, в личном подсобном хозяйстве);

3) получающие государственное обеспечение (стипендии; пенсии; пособия, кроме пособия по безработице; пособие по безработице и др.);

4) имеющие доход от собственнос­ти;

5) находящиеся на иждивении;

6) имеющие иные источники.

Данная группировка в большей степени соответствует международной практике и прежнему опыту российской статистики. Например, при проведении переписи населе­ния в 1926 г. выделялись следующие группы: рабочие, служащие, хозяева с наемными рабочими, хозяева без наемных рабочих, лица свободных профессий, безработ­ные, пенсионеры и т.д.

При изучении социальной структуры в нашей стране долго придерживались концепции «двух дружественных классов и обслуживающей их интересы народной интел­лигенции». Господствовала идея, что процесс развития социальной структуры нашего общества есть не что иное, как процесс становления социальной однородности. Поэ­тому социальная структура изображалась схематично, она была лишена противоречий и динамики многообразных интересов классов и различных слоев. Данная «трехчлен­ная формула» долгое время была очень живучей, так как была выгодна правящим группам.

Исходные положения марксистской теории классов принимались догматически. Теория классового строения общества противопоставлялась концепции его слоевой (стратификационной) структуры, последняя расценива­лась в научной литературе как попытка «затушевать борь­бу классов». В действительности же слоевой «срез» соци­альной структуры позволяет существенно дополнить и обогатить классовый. С помощью его можно получить более выверенную картину социальной дифференциации по разным признакам: профессиональной принадлежнос­ти, уровня доходов, образованию и т.п.

Наши рекомендации