Цели, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
В ст. 225 КоАП РСФСР сказано: «Задачами производства по делам об административных правонарушениях будут: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов...». Иными словами, здесь решаются две связанные между собой задачи: юрисдикционная (справедливое решение дел) и профилактическая (предупреждение новых правонарушений).
Производство представляет собой разновидность административной деятельности, в нем действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности.
Производство осуществляется и на базе общих норм административного права. К примеру, начальник ОВД как вышестоящий руководитель вправе передать дело от одного работника другому, прекратить его, отменить постановление инспектора о наложении взыскания и т. д. Важно заметить, что одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.
Выяснение объективной истины по делу — важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.
«Орган (должностное лицо), — сказано в ст. 232 КоАП РСФСР, — оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности...». Этот принцип закреплен также 225, 231, 259 и другими статьями КоАП РСФСР.
Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство. Деликвент пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Исходя из ст. 247 КоАП РСФСР он может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т. д. Реализации права на защиту посвящена ст. 266, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 235 сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП РСФСР также закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий.
Статьей 263 КоАП РСФСР установлено, что копия постановления по делу в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае если постановление обжаловано, копия решения по жалобе в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе (ст. 273). Не стоит забывать, что важным шагом в развитии права на защиту было внесение в 1997 г. в КоАП РСФСР новой — 2361 — статьи. В ней сказано: «Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе». Сейчас копии всех главных документов дела — протокола, постановления, решения — вручаются и деликвенту, и потерпевшему.
Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Стоит заметить, что он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т. д.
Важно заметить, что одной из важнейших основ права на защиту будет презумпция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция невиновности. Стоит заметить, что она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает и такое важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Стоит заметить, что оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство будет одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.
Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных субъектов и иных субъектов предпринимательства. Стоит заметить, что они привлекаются к ответственности в ряде случаев независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них распространяется не всегда. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если законом установлена ответственность организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины, здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий.
Кстати, в ст. 401 ГК РФ сказано: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это значит, что презумпция виновности существует и в гражданско-правовых отношениях.
Право граждан на защиту содержит в себе следующие общие права:
1) требовать доказывания предъявляемого обвинения;
2) лично участвовать в совершении ряда процессуальных действий (осмотре помещений, изъятии имущества, рассмотрении дела и др.). а значит быть извещенным о времени и месте их совершения;
3) получать в трехдневный срок копии основных документов, отражающих позицию субъекта власти по делу (протокола, постановления, решения по жалобе);
4) «быть выслушанным» (давать объяснения);
5) заявлять ходатайства (о вызове свидетелей, приобщении документов и др.);
6) заявлять отводы должностным лицам, экспертам (такое право пока существует только по таможенным и частично по налоговым делам);
7) знакомиться со всеми материалами дела;
8) обжаловать действия субъектов власти;
9) на юридическую помощь;
10) на содействие (переводчика, законного представителя и др.). Жаль, что еще нет норм, регулирующих право потерпевшего на
содействие адвоката, переводчика. В наше время у него слишком мало возможности для защиты.