Механизм правового регулирования. законность и правопорядок
4. Механизм правового регулирования: понятие, элементы.
5. Законность: понятие, принципы, гарантии.
6. Правопорядок: понятие, черты, соотношение с законностью, общественным порядком и демократией.
1. Механизм правового регулирования: понятие, элементы
Правовое регулирование – это осуществляемое с помощью системы специальных юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс. Его можно подразделить на стадии.
Стадии правового регулирования:
1. Нормативная регламентация общественных отношений (издание нормы права и ее общее воздействие).
2. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей.
3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей (воплощение их в конкретном, фактическом поведении субъектов правоотношения).
4. Применение права (эта стадия правового регулирования является факультативной и существует между первой и второй или второй и третьей стадиями).
Стадиям правового регулирования соответствуют элементы механизма правового регулирования.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения.
Элементы механизма правового регулирования:
1. Нормы права.
2. Правоотношения.
3. Акты реализации прав и обязанностей.
4. Акты применения права (факультативный элемент).
Норма права представляет собой исходный элемент, основу всего механизма правового регулирования, так как:
А) в ней заложена модель правомерного поведения субъекта;
Б) все остальные элементы механизма правового регулирования предусмотрены нормой права, имеют поднормативный характер.
Регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения выражается в следующем:
- норма права определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие;
- норма права формулирует круг обстоятельств, при наличии которых субъекты руководствуются ее предписаниями;
- норма права раскрывает само правило поведения;
- норма права устанавливает меры юридической ответственности за нарушение установленных правил.
От вида нормы права (управомочивающая, обязывающая, запрещающая) зависит характер поведения субъекта.
Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения, закрепленная в норме права, конкретизируется применительно к индивидуально – определенным субъектам, фиксируются их субъективные права и юридические обязанности. В правоотношении устанавливается персональная мера возможного и должного поведения его участников.
Перевод общих норм в конкретные права и обязанности осуществляется при наличии юридических фактов.
Акты реализации прав и обязанностей являются завершающим элементом механизма правового регулирования. Они выражаются в фактическом правомерном поведении участников правоотношения, направленном на осуществление принадлежащих им прав и обязанностей. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, так как достигается цель правового регулирования – упорядочение общественных отношений. В актах реализации обеспечивается то фактическое поведение субъектов, тот результат, на достижение которого была направлена воля субъекта правотворчества при принятии нормы права.
Акты применения права являются факультативным элементом механизма правового регулирования. Они представляют собой индивидуально – конкретные властные предписания, направленные на индивидуальную регламентацию общественных отношений. Это властные веления компетентных органов и должностных лиц, которые обеспечивают возникновение и реализацию субъективных прав и юридических обязанностей у конкретного субъекта. Они выступают в качестве юридических фактов и влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношения. Являясь факультативным элементом механизма правового регулирования, акты применения права могут быть между первым и вторым или вторым и третьим элементами.
2. Законность: понятие, принципы, гарантии
Законность– это требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неуклонном осуществлении правовых норм всеми субъектами права.
Выполнение этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении и применении правовых норм.
Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения.
Понятие «режим законности» означает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативным правовым актам. Режим законности есть состояние правомерности общественных отношений.
Предпосылки режима законности:
1) наличие правовых законов и соответствующих им подзаконным нормативных правовых актов;
2) их реализация всеми субъектами права.
Принципы законности:
1. Всеобщность законности.
Она заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенных ко всем субъектам права.
2. Единство законности.
Она заключается в единообразном понимании и реализации правовых норм на всей территории их действия. Местные особенности должны учитываться, но только в рамках закона и на его основе.
3. Верховенство закона.
Все иные правовые акты должны соответствовать закону. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.
4. Равенство всех перед законом.
Перед законом все равны и должны ему следовать. Все граждане должны иметь равную возможность пользоваться защитой закона и равную обязанность соблюдать и исполнять его.
5. Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения.
Любое правонарушение должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны быть привлечены к юридической ответственности.
6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина должны быть не только провозглашены, но и гарантированы, то есть должны быть созданы объективные условия и специальные юридические средства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
7. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Если закон устарел, стал нецелесообразным, его нужно изменить или отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая определена законом. До тех пор, пока закон не изменен или не отменен в установленном порядке, его предписания обязательны для всех субъектов права.
8. Неразрывная связь законности и культуры.
От культурного уровня личности и общества зависит состояние законности. И наоборот, состояние законности является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.
Для реализации требований законности большое значение имеют ее гарантии.
Гарантии законности - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию законов и подзаконных нормативных правовых актов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Под гарантиями законности понимаются объективные условия существования общества и специально выработанные государством и обществом средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.
Виды гарантий законности:
1) экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения);
2) политические (это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы общества в целом с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, многопартийностью, разделением властей, правовым государством);
3) организационные (это деятельность специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов и подзаконных нормативных правовых актов, эффективность деятельности государственного аппарата в целом);
4) общественные (это комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с правонарушениями, нарушениями законности);
5) идеологические (это уровень развития правосознания и правовой культуры личности и общества, уровень идейного, нравственного воспитания в обществе);
6) юридические гарантии (это система специальных юридических средств и способов укрепления законности). К ним относятся:
а) нормы права, в которых выражены требования законности;
б) контрольно-надзорная деятельность государственных органов;
в) меры государственного принуждения (меры защиты, меры предупредительного воздействия, меры пресечения, меры юридической ответственности).
Действенность гарантий законности достигается только в их взаимосвязи, единстве, в системе.
Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.
Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий, ликвидацию негативных факторов, явлений, процессов, которые ведут к нарушениям законности.
Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.
Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает:
а) анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения;
б) разработку мер по профилактике правонарушений;
в) совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов;
г) разработку мер по укреплению законности;
д) совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;
е) формирование практических умений и навыков осуществления служебных обязанностей.
Обеспечение законности связано с общей задачей укрепления российской государственности.
Создание гарантий законности является одной из задач правовой реформы.
Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законностикак:
- законодательное обеспечение системы прав и свобод человека и гражданина;
- упрочение и защита конституционного строя;
- реформирование системы государственного управления;
- координация нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;
- реформа местного самоуправления;
- развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки и другие.
3. Правопорядок: понятие, черты, соотношение с законностью, общественным порядком и демократией
С понятием законности тесно связано понятие правопорядка.
Правопорядок – это такой порядок в общественных отношениях, который формируется на основе и в результате осуществления предписаний правовых норм субъектами права.
Черты правопорядка:
1) он представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений;
2) он формируется на основе и в результате реализации норм права;
3) он выражается в правомерном поведении субъектов;
4) он обеспечивается государством.