Понятие правового статуса государственного гражданского служащего
Обращаясь к нормативному закреплению статуса государственного гражданского служащего можно отметить, что государственный гражданский служащий рассматривается как - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации1).
Итак, в качестве признаков государственного гражданского служащего можно выделить:
1) гражданство Российской Федерации;
2) должность;
3) профессионализм служебной деятельности;
4) особый механизм финансирования данного вида деятельности.
Однако данное определение дает нам характеристики государственной гражданского служащего с точки зрения признаков, последнего как специального субъекта права, и не характеризует понятие статуса государственного гражданского служащего.
Для того, что бы понять, что представляет собой правовой статус как понятие юридического свойства необходимо обратиться не только к отрасли государственная служба, а ко всей правовой науке в целом.
Как известно, в основе понимания правового статуса служащих положены уже известные научные данные.
Понятие «статус», «положение», «состояние» и другие подобные им категории, обозначают место субъекта в том или ином поле общения. Так, например, в справочных изданиях статус (от лат. - status) это - правовое положение (совокупность прав и обязанностей) физических или юридических лиц1).
При этом, как отмечает Л. Д. Воеводин, данные термины чаще всего понимаются как синонимы2).
Правовой статус (от дат. — состояние, положение) трактуется, например, в «Большой Советской Энциклопедии» как правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей) гражданина либо юридического лица3). Те же определения понятия «правовой статус» даются и в современных юридических энциклопедических изданиях и монографической литературе, что является общепризнанным в юридической науке. В «Юридическом энциклопедическом словаре» статус определяется как правовое положение гражданина или юридического лица4).
В юридической литературе, посвященной теории правового статуса личности, обращается внимание на комплексный характер категории «правовой статус личности». Так, по мнению А. В. Малько, понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности1).
Еще одной характерной чертой категории правовой статус личности является ее отождествление с институтом прав и свобод. К примеру, Е. А. Лукашева определяет правовой статус человека и гражданина через отражение его структуры, а именно, как систему прав и обязанностей, законодательно закрепляемых в конституциях и иных нормативно-юридических актах2).
Е. А. Лукашева поддерживает позицию Н. В. Витрука и В. А. Кучинского, которые еще ранее высказали суждение, что правовой статус личности и правовое положение личности не взаимозаменяемыми понятиями. Как предлагали Н. В. Витрук и В. А. Кучинский следует ограничить понятие правовой статус личности его правами, свободами и обязанностями, что позволяет четко выделить его структуру, а с другой - включить предстатусные и послестатусные элементы в понятие «правовое положение личности»3).
В. В. Лазарев определяет «правовой статус» как понятие включающее общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные нормами международного права и Конституции Российской Федерации4).
Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин, отождествляют правовой статус с правовым положением, как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми наделяется личность как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Все приведенные определения в качестве ведущей идеи выносят то, что определяющим для правового статуса личности является наличие определенных прав, свобод и обязанностей, отражающих связи личности с обществом и государством.
Для нас важно то, что все элементы правового статуса личности образуют совокупность элементов, которые в своем неразрывном единстве одновременно характеризует и его структуру.
С учетом рассмотренных подходов к характеристике понятия правового статуса личности, рассмотрим понятие правового статуса государственного служащего в правовой науке. И здесь представляется необходимым отметить, что к проблемы правового установления статуса служащего обращались не только представители науки муниципального права.
Среди ученых административистов, следует отметить точку зрения В. М. Манохина, выделяющего в качестве элементов правового статуса государственного служащего полномочия, характеризующие положение служащего в связи с замещением должности в госаппарате: задачи по должности, основные функции служащего, соответствующие им права и обязанности, правовые формы деятельности служащего, порядок взаимоотношений по должности1). А. Н. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовое положение должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность2).
В. А. Кобзаренко дает следующее определение статуса государственных и муниципальных служащих, по мнению автора, правовой статус государственных и муниципальных служащих есть - определенная нормами права совокупность следующих правоустанавливающих элементов- прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, являющихся гражданами РФ, исполняющих должностные обязанности в области государственно- или муниципально-служебных отношений1).
Однако, при всей схожести государственной и муниципальной службы у государственной гражданской службы есть своя специфика, проявляющаяся через ее цели, задачи и функции, основой которых является решение задач государственных органов, где служба рассматривается как государственная гражданская, что предполагает специфику правового статуса служащих, как субъектов государственной гражданской службы, исполняющих данные полномочия, которые в свою очередь проявляются через права и обязанности служащего. Все это свидетельствует о необходимости изучения правового статуса государственного гражданского служащего. Началом, к которому является определение такого явления как правовой статус государственного гражданского служащего.
Статус государственного гражданского служащего можно определить как систему законодательно закрепленных прав и обязанностей в сфере реализации целей и задач государственной гражданской службы.