Проблема трансформации государства и права в условиях глобализации.
Глобализация – это унификация мира в политико - правовой, экономической и культурной сферах на основе эталона западной цивилизации с целью формирования мирового правительства. Глобализация основывается на сознании взаимозависимости и даже единства интересов государственных и общепланетарных, региональных структур и всей мировой цивилизации, потребностей отдельной личности и всего человечества в целом. В 21 веке глобализация в значительной степени определяет стратегию мирового развития и оказывает огромное влияние на гражданское общество. И это закономерно, ибо человечество вступило в эпоху, когда впервые в истории встал вопрос о выживании человечества. Глобализация влечет существенное расширение взаимозависимости национальных и тотальных интересов. Вместе с тем глобализация являетсяэкономическим или технологическим процессом, но и отражает политические, социальные, культурные трансформации. В центре внимания - угрозы глобального порядка, в числе которых - экологические катастрофы, терроризм, наркомания, эпидемии и т.д. Новообразования связаны с заявлением неотъемлемого права граждан участвовать на самоуправленческих началах в фактическом принятии решений. Безусловно, в условиях глобализации уменьшается управленческий потенциал государства, особенно на уровне макроэкономики. Однако, сохранение роли государства не подлежит сомнению. Роль государства не уменьшается, а обеспечивает условия для эффективного международного управления через сотрудничество с субъектами политики.Национальное государство может быть монархическим, автократическим, авторитарным, демократическим, либеральным. От характера реализуемой власти не зависит содержание функций, которые предъявляются к нему со стороны глобализирующегося мира. И национализм, и демократия требуют гражданской культурной идентичности. Национальное самоопределение строится на началах демократии, культурной идентичности. Общественные преобразования, в ряде случаев, создают угрозу для сложившейся самобытности в социальной и культурной областях. При этом очевидным становится распространение насилия, которое возможно будет доминировать внутри государства или общества, приобретать транснациональный характер. Насилие может проявляться, прежде всего, в идеологических, религиозных, этнических и националистических взаимосвязях и в форме терроризма и организованной преступности. В мире глобализации у политики государства трудная позиция. С одной стороны, политика должна дать ответ на требования прогресса глобализации, поступающие извне, должна учитывать пожелания и предложения других правительств, международных организаций, транснациональных корпораций, мирового рынка и в соответствии с этим инициировать и осуществлять политические, экономические и социальные преобразования. С другой стороны, она должна предоставить своим гражданам возможности на повышение благосостояния, защитить их от негативных аспектов глобализации, от потерь, связанных с адаптацией к мировому рынку, то есть обеспечить им предсказуемость и безопасность. Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.
Право и государство в условиях глобализации мира: постановка проблемы.Проблема мировой глобализации стала едва ли не самой актуальной в отечественном правоведении в конце 1990-х гг. Многие авторы не без оснований уже назвали ХХI век веком глобализации. Появилось немало учебников по теории государства и права и философии права, в которых на уровне самостоятельных разделов рассматриваются проявления глобализации в государственно-правовой сфере. Фразы типа: «Обществу необходим более высокий уровень управления социальными процессами, как на национальном, так и на глобальном уровне» звучат как заклинания. Под глобализацией в отечественной литературе предлагается понимать объективное явление современности, отражающее растущие взаимосвязи человечества и процесс нарастания общего в социально-культурной и политико-экономической сферах (С.В. Поленина). Процессы интеграции и рецепции права в той или иной мере проявлялись уже достаточно давно и были известны до начала глобализации. Как соотносятся интеграция, рецепция и глобализация права? Существовавшая в истории рецепция права представляет собой лишь заимствование отдельных формально-юридических источников права. Интеграция предполагает любое объединение правовых систем, включая обмен правовым опытом, рецепцию права, правовое сотрудничество и др. Интернационализация права касается взаимодействия национальных правовых систем и появления международного права с общими для всех национальных правопорядков институтами. Глобализация же широкомасшабнее рецепции права и определеннее интеграции и интернационализации права; она отличается всеохватностью и скоростью внедрения международнозначимых норм, процессов, стандартов в юридическую структуру субъектов глобализации. На фоне происходящих на наших глазах глобализационных процессов проявляется доктрина глобализма, у которой обнаруживаются многочисленные сторонники. В пользу неизбежности и полезности глобализации первыми в Российской Федерации выступили Л.С. Явич, Б.Н. Топорнин, И.И. Лукашук, С.В. Поленина, О.Э. Лейст, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин. Под влиянием доктрины глобализма начался интенсивный пересмотр понятийного и методологического багажа теории права и государства. Теория правовых систем и правовых семей подверглась значительному пересмотру – современные авторы высказываются против строгого деления на континентальную правовую семью и семью англосаксонского права. Сближение правовых систем в условиях начавшейся глобализации приводит к взаимному заимствованию форм права (в конце 1990-х гг. С.С. Алексеев предложил юридической общественности России обсудить вопрос о переводе отечественной юриспруденции на судебный прецедент[29]). В то же самое время в Великобритании расширяется сфера статутного (законодательного) регулирования. Ведется открытая экспансия норм и «принципов» так называемого международного права во внутригосударственные правовые системы. Международно-правовых актов становится все больше и больше. Признание примата международного права над внутригосударственным является ошибкой, граничащей с преступлением против национальной безопасности страны. «Международное право» навязывается как мировой стандарт правомерного и неправомерного, как проводник фиктивной идеологии прав человека и как средство борьбы с нежелательными для глобализма явлениями (например, с суверенной властью национальных государств). В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, но ничего не сказано об их приоритете над самой Конституцией страны. До тех пор, пока государство сохраняет свой суверенитет, его конституция и федеральные конституционные законы должны возвышаться в иерархии правовых актов над международными актами, как критерий правомерности действия международных документов на территории страны. На обязательность каждого международно-правового акта должно даваться согласие национального государства в форме общегосударственного закона. Сегодня пытаются отступить от этого канона. Важно помнить, что самобытность внутригосударственного права России – это наше национальное достояние, исходящее из исторических судеб населяющих ее народов. Осуществляется невиданное заимствование иноязычной, и во многом инородной, юридической терминологии («ваучеризация», «приватизация», «лизинг», «фьючерс», «риэлтер», «спонсор» и т.п.). Компьютеризация парламентов позволяет тиражировать в различных странах единую нормативную «матрицу». Кроме того, российское правительство не находит достаточных средств для оплаты труда отечественных экспертов, но широко использует в сфере нормотворчества услуги зарубежных консультантов из стран Запада. В сфере правотворчества закладываются единые эталоны правового регулирования тех или иных общественных отношений, в сфере правореализации складываются наднациональные юрисдикционные органы. Явление наднациональности возникает в случаях, когда государства должны подчиняться нормам, созданным или вступившим в силу без их согласия. Так, уже многие международные организации на основании уставной правосубъектности наделяются правом обязывать своими конкретными действиями и решениями государства-члены, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае. В настоящий момент Всемирная торговая организация (ВТО) уже имеет в качестве объекта регулирования всю социальную систему человеческой цивилизации. ЕС, МВФ, МЕРКОСУР диктуют правила поведения суверенным государствам. Так, Международный Валютный Фонд выдает кредиты под условиями отмены государственных дотаций и экспортных пошлин, приватизации объектов государственной собственности, в том числе земли. В итоге полученный кредит не окупает потерь для национальной безопасности страны. Принятие российского Земельного кодекса состоялось, несмотря на то, что одна треть субъектов Российской Федерации прислала отрицательные заключения. Оказывается правовая политика национального государства должна поспевать за предлагаемыми глобализмом изменениями, даже если это идет против национальных интересов, в противном случае государство объявляется «непрогрессивным и недемократическим». У юристов и иных граждан своих государств должен появиться вопрос: кому в конечном счете подотчетны Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация? Заложены основы так называемого транснационального права, субъекты которого (главным образом транснациональные корпорации) смогут сами вырабатывать нормы поведения, которые находятся за рамками и внутреннего и международного права. В таком юридическом анклаве они могут делать, что угодно, не особенно заботясь об интересах используемой рабочей силы. Примером являются унифицированные правила, разработанные Международной торговой палатой для межбанковских операций. В системе права России под влиянием глобализационных процессов сформировались подотрасли права и правовые институты, такие как, информационное право, акционерное право, биржевое право, компьютерное право, институт брачного договора и т.д. Право становится достоянием виртуального мира. Так, с усложнением объектов интеллектуальной собственности существенно расширился объем бестелесного имущества. Огульно заимствуются правила и приемы юридической техники, технология законотворческой деятельности. Поспешное, некритическое и бессистемное перенесение западного опыта на российскую почву оказывает разрушающее воздействие на всю правовую систему России. Основу глобализации в правовой сфере составляют юснатурализм и позитивизм, обеспечивающие в своем сочетании нарастание нормативного массива, юридизацию значительного объема общественных связей, а главное – утверждение во всемирном масштабе ценностей потребительской цивилизации Запада. В результате наблюдается перепроизводство либеральной риторики в законодательстве на фоне все более расширяющегося предмета правовой регламентации и значительного увеличения количества нормативно-правовых актов. Данный парадокс проявляет действительные намерения глобализаторов – установить диктат мирового правительства, способного контролировать все. С формированием отрасли космического права становится очевидным, что планы глобалистов распространяются далеко за пределы земли. Так ли уж объективна глобализация? С начала 1980-х гг. научная общественность многих стран мира заговорила о «глобальных проблемах человечества»: проблеме нищеты и бедности, экологической проблеме и проблеме мира и безопасности. Примечательно, что семь предшествующих десятилетий перечисленные проблемы человечества вызывались и усугублялись искусственно и целенаправленно. Бедность стран так называемого третьего мира обусловлена хищнической политикой их бывших метрополий – стран Запада. Экологическая проблема обостряется из-за либеральной рыночной экономики при попустительстве республиканских режимов временщиков, цель которых – самообогащение в период между выборами. Угрозы международной безопасности на протяжении всего ХХ столетия провоцировались и спонсировались клубом западных государств под патронажем США.
Таким образом, глобальные проблемы человечества создавались целенаправленно и изощренно с целью строительства однополярного мира. И теперь человечество подведено к простому выводу – в ответ на глобальные вызовы нужны глобализация управления миром, унифицированные стандарты в сфере идеологии, общий рынок, единый образ жизни. Глобализм не может считаться феноменом ХХ века. Глобалистский проект уже осуществлялся в мировой истории языческой Римской империей, Империей Наполеона, Английской Империей, и вот теперь культивируется Соединенными Штатами Америки. И США не последняя пристань глобалистов. Будет еще Ближний Восток. Но никогда в истории человек не был так зависим от общемировых процессов, как теперь. Кроме того, темп времени заметно увеличивается: на жизнь одного поколения приходится столько исторических событий, сколько раньше приходилось на судьбу 5-10 поколений.Нарастание темпа жизни современных людей сопряжено с чувством вечной необходимости перемен. Глобализация представляет собой тотальную унификацию, предполагающую один эталон, навязываемый Западом остальному миру. По мнению ряда российских ученых, глобализация опирается на свойственную Западу рыночную цивилизацию, исчерпавшую потребительский потенциал своих внутренних рынков. Рост материального богатства объявлен главным критерием общественного прогресса. Одна из ключевых идей глобализма связана с развитием общего рынка для обеспечения более свободного перемещения капитала, ресурсов и минимизации вмешательства государств в процесс регулирования экономики. Транснациональные компании «Эксон», «Дженерал Моторс», «Шелл» обладают большей покупательной способностью, чем многие государства Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Никто не остается вне сферы деятельности Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации, никто не остается незатронутым процессом разрушения мировых экосистем потребительской экономикой. Но сводить глобализацию к монополизму транснациональных компаний в экономике – значит, упрощать проблему. В действительности комплексный глобалистский проект предполагает:
-в экономической сфере – торжество либеральной рыночной экономики, при котором, странам, народам и социальным группам, не включенным в «золотой миллиард» не на что надеяться;
-в политической сфере – формирование мирового правительства, берущего на себя заботу об обеспечении мира во всем мире и распределение ресурсов;
-в социальной сфере – стандартизацию образа жизни населения планеты, при которой поощряются порочные страсти и низменные потребности;
-в духовной сфере – монополизм в религии, культуре и идеологии, обосновывающий новый тоталитаризм;
-в правовой сфере – культ беззакония за фасадом свободы и признания человека высшей ценностью всего сущего.
В процесс глобализации "втягиваются" огромные массы людей, общественные национальные и международные организации, государства и их объединения, под угрозой оказываются стабильность общественных отношений, суверенитеты государств, самобытность этносов, по все же в эпицентре событий снова оказывается конкретный человек.Роль государства и права в данном случае состоит в том, чтобы, с одной стороны, не допустить или минимизировать отрицательные проявления глобализации, обезопасить собственную страну и защитить индивидуальные потребности и интересы человека, а с другой - содействовать положительным тенденциям глобализации, укреплению международного сотрудничества, реализации прав и свобод человека и гражданина.Следует иметь в виду, что в литературе по этой теме употребляется несколько терминов, близких по значению. Прилагательным "глобальный (ые)" обозначаются объекты общепланетарного значения. "Глобализм", но мнению А. Косарева, есть результат естественноисторического процесса, так же как социализм или капитализм, но он составляет верхнюю часть этого процесса, высшую ступень, т.е. это грядущее, ожидаемое будущее. "Глобализация"- может трактоваться двояко. С позиций статики - это определенное, фиксированное состояние глобального объекта или совокупности больших объектов, которое можно изучать при помощи анализа и синтеза, системного и компаративистского методов. С позиций динамики глобализация предстает в виде объективного, длящегося процесса. Однако в обоих случаях - это реальные зримые характеристики, существующие сегодня, имеющие значение для нынешних поколений людей.Государство и право в условиях глобализации раскрываются новыми гранями, обусловленными их естественноисторической природой. Вследствие глобальных мировых процессов они "вынуждены" своими действиями отвечать на вопросы: для чего созданы, в чем заключается их историческая миссия, способны ли они сохранить человечество как таковое и индивида во всей его оригинальности?При изучении проблемы соотношения глобализации и государственно-правовых систем следует учитывать три момента. Во-первых, государство и право изначально возникли под влиянием природных, космических и иных факторов как глобальные явления. Поэтому они сами, по своим внутренним законам развиваются в этом направлении, разумеется, разными путями, темпами и с различными результатами. Во-вторых, государство и право, являясь активными "участниками" мирового процесса глобализации, оказывают па него или стимулирующее, или нейтрализующее, или тормозящее воздействие. В-третьих, государство и право испытывают па себе мощное влияние глобализации, под которым трансформируются структурные и функциональные характеристики этих явлений.Глобализация - сложный, широкомасштабный и противоречивый процесс, охватывающий сферы экономики, культуры и политики, развивающийся по различным направлениям.Применительно к государственным и правовым системам главными направлениями глобализации можно обозначить формирование правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка.Правовая организация мирового сообщества - это уникальная международная (глобальная) организация правовых государственных (межгосударственных) систем, обеспечивающая жизнедеятельность и безопасность конкретного индивида и человечества в целом на планете Земля.Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.Правовую организацию мирового сообщества и мировой правопорядок следует рассматривать одновременно как будущее (идеал) и как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания их формирования выявляются в рамках следующих соотношений:
- человек - непосредственная среда обитания - страна - планета - космос;
- человек - коллектив - общественные объединения - общество - международные неправительственные организации - мировое сообщество;
- человек - его правовой статус - правовая система общества (государства) - международное право - мировой правопорядок;
- человек - муниципальное образование - государственное образование (область, штат, кантон и др.) - государство - межгосударственные объединения - правовая организация мирового сообщества.
Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка и их дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны.Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления - наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий. В последние годы особенно актуальной становится проблема борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, торговлей наркотиками и др.Определяющим фактором становления и развития правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка выступает само право, его общечеловеческие качества.Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принципы разумности (разума), справедливости, равенства (равной свободы), свободы воли и поведения.Принцип разумности как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права. При всей своей сегодняшней внешней наивности и терминологическом злоупотреблении данный принцип не получил еще должной разработки применительно к современным правовым реалиям, и его научная интерпретация остается на уровне высказываний античных и средневековых мыслителей.Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов.Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.С давних времен было замечено определяющее значение свободы для объяснения феномена права. "Свобода есть возможность делать то, что позволено по праву", - утверждалось в "Дигестах" Юстиниана. В качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека И. Кант. На правовое значение свободы как предела, на юридические формы ее существования в виде закона указывал К. Маркс. Как" взаимное ограничение внешней свободы посредством норм определяли право Б. Чичерин, Е. Н. Трубецкой. Сущностные характеристики права в качестве меры свободы подчеркивает В. Нерсесянц.
Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он получил свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение в современном позитивном праве и международно-правовых актах (Всеобщей декларации нрав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах).Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы - масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурапи, Салической и Русской правдах.Историческую преемственность "общечеловеческого" права можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. Интересна, например, трансформация запретов в праве - от абсолютно категоричного и однозначного табу в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового регулирования. Во всех правовых системах можно также встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, государство. Типичными выглядят источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формирования права, в правовых системах современности много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал.Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право - явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.
6. Проблема понятия права.Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.«Право — есть искусство добра и справедливости» — РП.Признаки права — это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех аспектах:
-общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений —реалии, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;
-особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;
-одно из проявлений жизни людей.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:
-социально-правовые притязания людей — право человека на жизнь, право народов на самоопределение — обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами;
-система юридических норм — право в объективном смысле -нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц;
-официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация — право в субъективном смысле, т.е. право, принадлежащее отдельному лицу — субъекту права;
-система всех правовых явлений — синоним — термин «правовая система» (англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы).
Сложилось несколько походов к пониманию права:
-нормативный (узкое понимание права) — право — система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и контролируемых им — отождествление права и закона;
-нравственный (философский; широкое понимание права) — право — идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (право и закон могут не совпадать). Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естест. неотъемлемым правам, тогда они составляют право;
-социологический (широкое понимание права) — право - не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности (право не сводится к закону); право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Законодатель не создает норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике;
-психологический — право — не реальность, комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Единственный источник права — индивидуальное сознание.Признаки характеризуют право как понятие;
Свойства характеризуют право как реальное явление.Признаки права — это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе.Право — система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Свойства (признаки) права:
1. Нормативность — право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права — право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.
2. Интеллектуально-волевой характер права — право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право — форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.
3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения — если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность «будущего».Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:
-обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);
-в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).
4. Формальная определенность — правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными).Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:
-в прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел;
-в обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.
5. Системность — право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:
— естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права — права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);
— позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп);
— субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).
Сущность — главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, раскрывающая его природу и назначение в жизни общества (чью волю и интересы оно выражает).
Марксистская наука — право — социально-классовый регулятор общественный отношений — классовые интересы господствуют над общенародными; методы принуждения, насилия, подавления;
Право — механизм управления делами общества — методы компромисса и согласия;
В реальной жизни — право выражает волю того класса, который находится у власти; является инструментом социального регулирования, обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.
Проблема правопонимания существует не одно столетие, но до сих пор нет единого мнения о том, что есть право, каково его восприятие и оценка. Вопрос о понятии права является ключевым в теории права, поскольку в зависимости от его решения трактуются другие правовые явления, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д. Право - уникальное, сложное и многозначное явление, именно поэтому и нет (и, скорее всего, в ближайшее время не будет) однозначного ответа на вопрос: что такое право? Выделяют следующие причины плюрализма научных концепций о сущности и природе права:
- историческая - концепции о понимании права возникли на различных этапах развития общества, а каждому этапу свойственны черты, признаки и собственные проблемы;
- философская - теории о праве связаны с различным философским мировоззрением;
- социальная - теории и школы выражают интересы различных социальных групп, а с изменением интересов меняются и представления о праве;
- территориальная - зависимость концепций от национальных, религиозных традиций, присущих той или иной стране;
- сложность правового регулирования - наличие различных элементов (нормы права, юридические факты, правоприменительные акты, правосознание и т.д.). В этом случае справедливо указывают на многофункциональную связь права с экономикой, политикой, интересами различных социальных слоев, индивидов и классов, а также взаимодействие с иными социальными нормами.Естественно-правовая теория своими корнями уходит в Древнюю Грецию и Древний Рим. Ее связывают с такими мыслителями, как Сократ, Аристотель, Цицерон и др. Однако как достаточно завершенная концепция естественного права сформировалась в период буржуазных революций XVI-XVIIIвв. Крупнейшими представителями данной школы являются Т.Гоббс, Гроций, Дж.Локк, Вольтер,Ш. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, A.Н.Радищев и др., в современной России - Р.З.Лившиц, Л.С.Явич, B.С.Нерсесянц, В.М.Шафиров, В.А.Четвернин и др.
В рамках данной теории противопоставляются естественное право и позитивное право (закон), что позволяет лучше уяснить особенности каждого из учений. Естественное - неписаное право возникает из человеческой природы, из нравственных всеобщих принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства (свобода, равенство, безопасность, собственность, семья и т.д.). Такое право вечно, неизменно, так как присуще человеку от рождения и является высшим, истинным и подлинным правом. Охрану такого права должно осуществлять государство.
Позитивное право (закон) - это официально признанное в государстве право, совокупность юридически оформленных предписаний государственной власти. Такое право не всегда справедливо, способно закреплять произвол, тиранию и даже рабство (римское право). Поскольку естественное право служит критерием оценки позитивного права, последнее должно быть заменено на такое право, которое основывалось бы на естественных законах. С позиции данной теории закон только тогда станет правом, когда он будет разумен и справедлив, а все, что в позитивном праве противоречит праву естественному, не должно считаться правом.
Так, например, Р.3.Лившиц определял право как нормативно закрепленную и реализованную справедливость. Это не просто нормативно закрепленная справедливость, а справедливость, реализующая общественный компромисс. Р.3.Лившиц различает право и закон, который в свою очередь может быть правовым и неправовым, но "однозначного критерия, отличия правового от неправового не существует". Л.С.Явич в своей работе "Сущность права" писал, что "по своей социальной природе право не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы...". При этом "справедливость является не только нравственной, но и правовой (юридической) категорией". Автор признает позитивное право, которое должно непременно включать в себя "решающее качество общесоциального права - должно быть масштабом свободы". И тогда позитивное право можно будет назвать юридическим, которое "наиболее совершенное выражение находит в юридическом законе". Им выделяются юридическое (официально признанное государством, законодательное, легистское) и неюридическое право (право, существующее не только в общественном сознании, моральных правах и социальных притязаниях, но и в качестве реальных правоотношений - прежде всего отношений собственности), которое возникает до того, как санкционируется государством. Таким образом, Л.С.Явич разделяет закон и право, но не противопоставляет их друг другу. В.С.Нерсесянц отстаивал позицию противопоставления закону, принятому государством, права, сущность которого им усматривается в свободе, равенстве и справедливости (либертарная концепция). Так называемая либертарная теория права, на наш взгляд, есть один из вариантов естественно-правовой теории.
Автор сформулировал понятие "неправовой закон" - закон, который не соответствует представлениям о свободе, равенстве и справедливости, исходя из чего в многовековой истории человечества трудно найти "правовые законы". В.С.Нерсесянц признавал и наличие позитивного права, т.е. правового закона, но таким называл лишь тот закон, который представляет собой форму равенства, свободы, справедливости, поскольку законодательство "зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер". Юридический позитивизм возник в начале XIX в. Право, в соответствии с данной концепцией, является продуктом государственной воли и суверенной власти, которая таким образом устанавливает обязательный порядок в обществе. Позитивизм отрицает естественное право как идею, не основанную на реальности и ведущую к нарушению порядка в обществе. Согласно теории юридического позитивизма, право - существующая реальность, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческих функций государства, независимой от экономических и классовых отношений.
В отличие от естественно-правовой доктрины, для которой характерна первичность прав и свобод, данность их от рождения, юридическому позитивизму свойственно приобретение этих прав от государства. Главной заслугой этой теории является утверждение принципа верховенства закона и требование строгой законности - основных принципов любого демократического государства.