Конституционное право как научная дисциплина
Наука - деятельность, направленная на познание природы общества.
Одна из отличительных черт науки состоит в том, что она накапливает, систематизирует и анализирует факты, относящихся к той или иной сфере действительности.
В процессе исторического развития каждая наука разрабатывает целую систему специальных методов исследования: наблюдение, сбор информации, организация экспериментов.
Основная цель - открытие законов, главенствующих в природе и в обществе.
Функция науки - развитии теории, которая будет способствовать объяснению и предупреждению событий наблюдаемого мира.
Все науки могут быть поделены на три большие группы:
- науки о природе,
- науки об обществе (общественные),
- науки о мышлении.
Система общественных наук может быть разделена на четыре категории:
- на науки стабильного типа,
- исторические науки,
- юридические науки,
- исследовательские науки.
В системе общественных наук юридические занимают особую роль, определенную предметом их изучения политико-правовая жизнь общества, правовые явления в их совокупности. Юридические науки в зависимости от предмета изучения, группируются в :
- общие юридические науки (напр.: Общая теория государства и права);
- исторические юридические науки (напр.: История румынского права)
- отраслевые юридические науки (напр.: Конституционное право);
- вспомогательные юридические науки (напр.: Судебная медицина).
Некоторые считают, что наука конституционного права представляет собой систему юридических знаний, логически обоснованных, полученных в результате исследования конституционным правом как разделом правоотношений, регулируемых данным разделом также практики реализации норм конституционного права.
Наука конституционного права - юридическая наука, предметом изучения которой являются нормы конституционного права и общественные отношения в сфере организации общества в государство, регулирование данных норм, а также концепции специалистов по конституционному праву.
Понятие «конституционное право» возникло в конце XVIII века после того как революционное течение, начавшееся в 1789 г. привело к разработке первых написанных конституций на европейском континенте. Необходимость постоянного изучения этих конституций привела к рождению новой юридической дисциплины: конституционное право.
Создание университетских кафедр, предметом изучения которых была конституция, осуществилось впервые во Франции в 1791 году. Термин «конституционное право» не был создан французскими юристами. В то время исследование конституции осуществлялось совместно с административным правом в рамках «общественного права».
Вклад Франции в этом отношении состоял в подготовке почвы. Оккупировав Италию, французы распространили революционные идеи. Понятие конституционного права родилось в Италии. Здесь первая кафедра конституционного права была создана в Ферраре в 1796 году, за ней последовали еще две - в Павии и Болонье.
Помимо понятия «конституционное право», встречалось и встречается в качестве синонима понятие «государственное право», «государственное право использовалось во всех социалистических странах, за исключением Кубы, в Австрии и Германии. Одновременно с падением тоталитарных режимов в государствах Европы и бывших республиках СССР, термин «государственное право» заменяется термином «конституционное право».
В румынских странах изучение конституции происходило изначально, как и во Франции, в объединении с административным правом, под названием «общественное право». Француз Г. Мезонаб вел на французском языке курс общественного права в 1837 году в Михэйлянской академии, изучая сравнительное законодательство различных народов.
Понятие «конституционное право»; появилось в 1864 году, одновременно с публикацией «Конституционного права» под авторством А. Кодреску. В перерыве между двумя мировыми войнами дисциплина полностью утверждается в программах юридических факультетов Румынии.
После установления коммунистической диктатуры в Румынии понятие «конституционное право» было заменено на «государственное право». Ситуация изменилась после 22 декабря 1989 года, когда в программах юридических факультетов Румынии возникло наименование «конституционное право и политические институты».
В Республике Молдова до декларации суверенитета и независимости государства наука конституционного права практически не признавала направления западных доктрин конституционного права. В этот период наука конституционного права ограничивалась чаще всего прославлением органов существовавшей государственной власти и их анализом через призму юридических правил. Советское государственное право признавалось основным разделом правил содержащим положения для других разделов права. Важным событием стало издание в 1975 году учебника «Советское конституционное право» разработанного Санкт-петербургскими юристами. Начиная с 1985 года приобретает масштабы процесс обновления и усовершенствования общественных, экономических и политических отношений. Создаются основы новых конституционных теорий под влиянием современных социально-демократических течений.
В Республике Молдова широко используется понятие «конституционного права». Конституционное право является основным разделом в правовой системе Республики Молдова.
Для того, чтобы дать определение конституционному праву самостоятельной научной дисциплине по отношению к остальным юридическим дисциплинам, необходимо установить, есть ли у него собственный предмет изучения.
Конституционное право возникло при необходимости изучения письменных конституций как правовых явлений. Этот «предмет изучения» может варьировать от государства к государству в зависимости от конкретного содержания конституции. Например, Конституции Франции 1875 года и 1958 года не содержат главы регулирующей основные права и свободы граждан.
Предметом конституционного права являются, главным образ конституции. В то же время, предметом изучения науки конституционного права являются все социально-экономические политические отношения, регулируемые нормами конституционного права. Специфическим предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с формой государства, формой правления, организацией и функционированием парламента, отношениями с остальными государственными органами.
Конституционное право затрагивает вопросы, связанные с организацией правительства, специализированных органов центральной публичной администрации, местной администрации, юстиции и т.д. Одновременно многочисленные его аспекты регламентированы не конституцией, а органическими, простыми законами и другими нормативными актами. Те же аспекты составляют предмет исследования и других юридических дисциплин (административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и др. права).
Можно выделить следующие методы:
- логический,
- исторический,
- сравнительный метод,
- метод конкретных социологических исследований,
- экспериментальный,
- систематический,
- пояснительный
- аналитико-синтетический методы.
Эти методы характеры для большинства юридических наук.
Методы, используемые долгое время доктриной конституционного права, это:
- пояснительный метод (эксегез);
- аналитико-синтетический метод.
Эксегез состоит в использовании грамматического и логического толкования в целях определения различных текстов законов. Эксегез ограничивается исключительно юридическим текстом, без анализа правовых явлений, их внутренних законов развития. Все, что осуществляется этим методом, является толкование, разъяснение, комментарий текста закона с филологической и логической точек зрения.
Аналитико-синтетический метод состоит в анализе различных действующих правовых норм. С целью выявления правового принципа, стоящего в их основе. Впоследствии, путем синтеза сравниваются принципы, служащие толкованию остальных диспозиций конституции. Аналитико-синтетический метод, как и эксегез, использует средства формальной логики: анализ, синтез, индукцию и дедукцию.
18. Полномочия Правительства Республики Молдова
В правовом государстве важно, чтобы администрация, представляющая исполнительную власть, была одновременно доступной, чувствительной к правам человека и подлежала контролю.
Правительство РМ является верховным органом исполнительной власти, ответственной перед Парламентом. Правительство уполномочено разрешать все проблемы публичного управления, относящиеся к его компетенции, в соответствии с Конституцией РМ и законом о Правительстве.
Правительство обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичного управления. При исполнении своих полномочий правительство руководствуется своей программой действий, утвержденной Парламентом.
После консультации парламентских фракций, Президент РМ назначает кандидата на должность Премьера министра. Кандидат на должность Премьер-министра потребует, в течение 15 дней с назначения, вотум доверия Парламента по поводу программы его действий и всему списку Парламента. Программа деятельности и список обсуждаются на заседании Парламента. Последний предоставляет доверие Правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия, данного Парламентом, Президент Республики Молдова назначает Правительство.
Правительство осуществляет свои полномочия со дня принесения присяги его членами перед Президентом РМ.
Правительство выполняет свой мандат до даты признания действительными выборов в новый Парламент.
Правительство, в случае выражения вотума недоверия Парламентом, увольнения Премьер-министра, выполняет только функции по управлению публичными делами, до принятия присяги членами нового Правительства.
Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.
Правительство состоит из Премьер-министра, первого заместителя и заместителей Премьер-министра, министров и других членов, определенных органическим законом.
Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов, уважая предоставленные им полномочия.