Проблема суверенитета правового государства.
Суверенитет (— верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах. Суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Государство обладает высшей властью в пределах собственных границ, ибо само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Верховенство государственной власти означает:
-ее безусловное распространение на всех граждан и все социальные структуры общества;
-монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
-осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
-прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства, неспособности обеспечить свой суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такой же смысл, что и понятие "права и свободы" — для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты/ Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т. п. Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его в качестве особого субъекта политических отношений, главного компонента политической системы общества. Проблема государственного суверенитета так или иначе частично затрагивалась нами ранее. Но в связи с вопросами государственного устройства надо вновь ее коснуться. Напомним, что в общих чертах суверенитет государства — это имманентно (внутренне) присущее его свойство. Оно выражается в таких характеристиках, как верховенство, единство, самостоятельность и независимость государства и государственной власти. Верховенство означает, что только народ или полномочные государственные органы отражают (закрепляют) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений и внутригосударственную организацию. Единство заключается в том, что на всех уровнях осуществления власть государства обладает одинаковыми сущностью, формами и методами деятельности. Самостоятельность и независимость государства и государственной власти проявляются в их действиях, самостоятельных и не зависимых как от политических организаций в данной стране, так и от иностранных государств и международных организаций Разумеется, влияние на государственную власть при реализации се функций оказывается и внутри страны, и извне, это естественно, но их замена внутренними, зарубежными или международными структурами невозможна. Суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю территорию государства. Конституционные основы суверенитета государства отражены в Конституции РФ. С позиций теории конституционного права наиболее важные аспекты проблемы государственного суверенитета связаны с: возникновением (происхождением) суверенитета государства; возможностью или невозможностью наряду с суверенитетом всего государства суверенитета у частей государства. Самая простая трактовка происхождения суверенитета государства обусловлена фактором возникновения самого государства. Нет государства — нет суверенитета, появилось государство — возник и государственный суверенитет. В этом плане очевидно, что из рассмотренных выше форм государственного единства государственным суверенитетом обладают унитарные и федеративные государства, но его нет у конфедерации — как у любого международно-правового союза государств, суверенитетом обладают члены конфедерации. Что касается внутренних аспектов, в унитарном государстве его административно-территориальные части не могут обладать государственным суверенитетом. В Российской Федерации понятие «суверенитет» стало настолько «модным», что о нем заговорили во всех национально-государственных образованиях, многие из которых не прочь «приобрести» его в свою «собственность». Проблемы суверенитета из теории перекочевали в практику, что довело до предела их остроту и политическую значимость. Для Российский Федерации острый характер приобрела проблема «трансформации» национального суверенитета в государственный, которая стала решаться произвольно, вопреки науке, без учета многих объективных факторов, не терпящих национального эгоцентризма и волюнтаризма. Предметом «социологии суверенитета», являются не столько признаки суверенитета, сколько формы и направленность его взаимодействия в системе интересов и потребностей различных социальных групп, их отношения к социальному равенству, справедливости, патриотизму, национальной гордости и т. д.
Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: народный, национальный и государственный. Что следует понимать под народным суверенитетом?
Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Применительно к народному суверенитету верховенство означает, что выше народной власти нет никакой иной власти, что это - власть, в последней высшей инстанции. Верховенство проявляется в полноте народной власти, регулирующей самый широкий круг общественных отношений, которые занимают определяющее положение ко всем иным властным отношениям. Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными ей. От практической реальности этого положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве и обществе Под национальным суверенитетом мы понимаем верховное, неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации. Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кроме самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне себя. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемое и отстаиваемое в мировом сообществе и в России. Но из этого не следует вывода о том, что нация может не считаться с объективными историческими, политическими, экономическими, военными и иными реалиями. Государственный суверенитет - это главный атрибут государства, верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права. Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только государству принадлежит верховное право решать свои внутренние и внешние дела; никакая иная государственная власть не может их решать, за исключением тех случаев, когда на это есть ее добровольное согласие. Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом суверенитета не может и не имеет права нарушать общепризнанные принципы и нормы международного права и творить произвол. Неотчуждаемость суверенитета — наиважнейший элемент его содержания. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением суверенитета. Таким образом, необходимо рассматривать провозглашение суверенитетов республик, с точки зрения единства суверенитета Р.Ф. Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем являются народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Важным элементом содержания суверенитета является независимость Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозировка суверенитета исключена. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у дозируемой стороны. Именно поэтому трудно согласиться с выдвигаемой некоторыми политиками и учеными «теорией ограниченного суверенитета». Единство суверенитета не сеть тождество народного, национального и государственного суверенитетов, так как: во-первых, они отличаются субъектами; во-вторых, внутреннее их содержание и объем - не одинаковы; в-третьих, имеются различия в формах их реализации Таким образом, развитие «парада суверенитетов» в субъектах Р.Ф. ведет к выходу из страны, в связи с чем необходимо выяснить каким образом такой переход может быть осуществлен, особенно с учетом событий на Северном Кавказе.
23. Проблема суверенитета федеративного государства.Если же говорить о федеративном государстве, то суверенитетом обладает лишь сама федерация. Насчет происхождения суверенитета федеративного государства на разных этапах развития науки теории государства и конституционного права выстраивались разные модели. Обобщенно они таковы: а) до образования такого государства суверенитетом обладали учредители федерации, с образованием федеративного государства оно автоматически приобрело суверенитет как неотъемлемое свойство, а учредители утратили суверенитет; б) с образованием федеративного государства учредители передали ему свой суверенитет, поэтому суверенитет федеративного государства является не самостоятельной категорией, а суммой суверенитетов учредителей; в) с образованием федеративного государства учредители передали ему только часть своего суверенитета, другую часть оставляют в своем распоряжении, поэтому суверенитет федеративного государства является суммой, слагаемой из переданных ему частей суверенитетов государств-учредителей, наряду с которым сохраняется и ограниченный суверенитет субъектов федерации; г) модификация из вариантов «б* и «в*: с образованием федеративного государства появляется его суверенитет, который складывается из двух частей: первая часть — свой суверенитет; вторая часть — сумма, слагаемая из суверенитетов (либо частей суверенитетов), переданных учредителями (это, мол, и объясняет, что федеративное государство выступает и от себя, и в интересах своих субъектов), при этой модификации субъекты отказываются либо от всего своего суверенитета, либо от его части; д) с образованием федеративного государства у него появляется государственный суверенитет, но и субъекты федерации сохраняют свой полный суверенитет, и обе стороны взаимодействуют в осуществлении своей компетенции с учетом обладания суверенитетом; е) с образованием федеративного государства у него появляется свой суверенитет, а у учредителей суверенитет переходит в категорию так называемого потенциального суверенитета, он восстановится, если федерация разрушится, и бывшие учредители вновь станут самостоятельными членами международного сообщества. Каждая из приведенных конструкций имеет свои идеи и предполагает разный статус как субъектов, так и федерации. Так, все варианты, при которых суверенитет федерации йслючает в себя, как сумму, суверенитеты субъектов («б» — «г»), не позволяют ей быть сильным государством и ставят федерацию практически в зависимость от субъектов, поскольку вольно или невольно предполагают восприятие федерации не как самостоятельного государства, а как конгломерата субъектов. Теории, при которых наряду с суверенитетом федерации субъекты имеют ограниченный суверенитет (вариант «в»), а тем более «полный» суверенитет (вариант «д»), в нашей стране имели хождение в советское время. При принятии Конституции СССР 1936 г. власть говорила об ограниченном суверенитете союзных республик, в период появления Конституции СССР 1977 г. возобладала идея полного суверенитета союзных республик. В качестве официоза они были рассчитаны на гармонию внутрисоюзных отношений, предполагали полную координацию федерацией действий союзных республик, в том числе и внешнеполитических, даже провозглашалось право союзных республик на выход из Союза ССР. Практические отношения в СССР строились на жестком централизме, самостоятельность республик была весьма относительна, а идеи суверенитета — пропагандистскими. Как только начались разлады внутри федеративного союза, идея суверенитета субъектов и право на выход стали «работать» на развал федерации. С точки зрения прочности федерации и ее долгого («вечного») существования, разумеется, надо исходить из того, что с созданием федерации субъекты не передают, не делятся с нею суверенитетом, а утрачивают его, и единственно (федерация обладает государственным суверенитетом. России пришлось решать данную проблему, и она однозначно записала в своей Конституции, что государственным суверенитетом обладает только российское государство в целом. Однако есть момент, который заслуживает специального внимания, и он связан с направлениями проявления суверенитета и с природой субъектов федерации Суверенитет имеет внешнеполитическое и внутриполитическое проявления. Само собой разумеется, государство, в том числе и федеративное, единственно обладает внешнеполитическим суверенитетом. Оно также имеет право на воплощение своей воли во внутриполитических делах. Говоря же о субъекте федерации, надо констатировать: если какое-то территориальное образование становится субъектом федерации, его природа существенно меняется. Во внешнеполитических делах субъект либо перестает вообще участвовать, либо делает это по скромному кругу вопросов при координирующей роли федерации и не решает ключевых проблем международных отношений, обороноспособности и безопасности страны. Но во внутриполитических делах субъект делит вопросы управления с федерацией. И в тех делах, которые ему переданы, субъект самостоятелен, более того, федерация должна либо вообще сюда не вмешиваться, либо корректно искать взаимопонимания с субъектом. Поскольку самостоятельность — одна из сторон суверенитета, возможен тезис о том, что субъект федерации обладает суверенитетом в своих внутренних делах. Некоторые зарубежные федерации (например, Мексика) используют для характеристики субъектов (штатов) слова о том, что они суверенны в вопросах своей внутренней жизни. Видимо, о такой формулировке можно вести речь и в Российской Федерации, это способствовало бы большему взаимопониманию между Федерацией и особенно такими ее субъектами, как республики. Не надо только для субъектов использовать выражение «государственный суверенитет», достаточно говорить просто о «суверенитете», о «суверенности», подразумевая ту самую самостоятельность в осуществлении своих полномочий по управлению делами субъекта, о которой мы сказали и которая обеспечивается в сотрудничестве с федерацией и при ее координирующей роли. И несколько слов о потенциальном суверенитете. И.В. Сталин говорил в свое время (в связи с принятием Конституции СССР 1936 г.), что потенциальным суверенитетом обладают союзные республики в составе СССР. Обусловливался такой подход правом республик на выход из СССР, при реализации которого они стали бы независимыми государствами и обрели суверенитет. Правда, потенциальный суверенитет трактовался еще и как ограниченный суверенитет, хотя методологически это необоснованно: ограниченный суверенитет все- таки как бы наличествует, в то время как потенциальный суверенитет — подразумеваемая категория, суверенитета нет в период пребывания в федерации, но он появляется при выходе из нее. Впоследствии высказывания Сталина подвергались критике теми, кто полагал: союзные республики обладают полным государственным суверенитетом в составе Союза ССР. В наши дни петербургский ученый АЛ. Ливеровский предлагает по отношению к субъектам Российской Федерации использовать категорию «потенциального суверенитета» и видит ее позитивную роль: предвосхищаются возможные исторические события, поддерживается бесконфликтность во внутрифедеративных отношениях1. Другими словами: в федеративном государстве надо всегда помнить о том, что оно состоит из субъектов, и если им плохо, они будут стремиться к выходу из федерации, и в этом случае их потенциальный суверенитет может перерасти в реальный (если они станут субъектами международного права). Следовательно, федерации должны все делать для того, чтобы субъекты чувствовали себя комфортно и не помышляли о разрыве с федерацией, при котором их потенциальный суверенитет перейдет в новое качество. Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д. Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций. Одним из дискуссионных вопросов, привлекающих внимание ученых, является соотношение федеративного принципа и принципа суверенитета. В федерации суверенитет приобретает новое содержание, так как здесь возникает проблема разграничения полномочий между государством и его субъектами, что предполагает не только деление властной компетенции по горизонтали между ветвями власти, но и по вертикали между союзом и его членами. В политико-правовой науке существуют три концептуальные позиции принадлежности суверенитета в федеративном государстве. - -- - принадлежность суверенитета только федеративному государству в целом, так как субъекты федерации не могут обладать "полной независимостью во внутренних делах и в ведении внешней политики".
- о делимости суверенитета в федеративных государствах.
- суверенитет в федерации нельзя разделять между федерацией и ее субъектами, так как они составляют неразрывное целое. Исходя из этой точки зрения, носителем суверенитета является только общегосударственная власть.
По нашему мнению первая точка зрения более состоятельна и суверенитетом обладает вся федерация в целом, вопрос ставиться лишь о делегировании отдельных подномочий. Т.е. территории-субъекты наделяются полномочиями, а государство которое они создали, приобретает суверенитет. На таком принципе возникли и развиваются фактически все федеративные государства (РФ, США, Бельгия, Бразилия, Мексика, ФРГ и др.). В Конституции Российской Федерации в ст. 4 прямо указано: "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию". И это правильно, учитывая историко-политические уроки в развитии российской государственности. Статьи 71, 72, 73 на основе предметов ведения показывают, кто наделен суверенитетом, а кто вытекающими из него полномочиями.
на принадлежность суверенитета только федерации указывают следующие обстоятельства: 1) верховенство федеральной конституции и федерального законодательства, нормы которых обязательны для исполнения на территории всех субъектов федерации; 2) право контроля федерации за соответствием конституций ее субъектов федеральной конституции; 3) приоритет законов федерации над законами ее субъектов, выражающийся в том, что в случае расхождения закона субъекта федерации с федеральным законом действует последний (в случае, если они приняты по предметам исключительного ведения федерации или совместного ведения федерации и ее субъектов); 4) только федерация имеет право на представительство государства в международных отношениях, субъекты в данной сфере практически полностью ей подконтрольны и т. д.Ст.4 Конституции: Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.