Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей
Самостоятельность (признаки):
а) организационное выражение – состоит из органов государственной власти, которые именуются органами исполнительной власти;
б) функциональное выражение – исполнение законов, требующее организующей управленческой деятельности органов.
Форма осуществления – государственное управление.
Государственное управление – организованная деятельность государства в лице исполнительных органов.
Осуществление:
а. непрерывно, постоянно;
б. на профессиональной основе.
Признаки государственного управления:
1. субъекты представлены 2мя группами органов: исполнительной власти, другими государственными исполнительными органами;
2. исполнительская деятельность (исполнение НПА и распорядительство для исполнения);
3. государственно-властная сущность;
4. правовое – организация регламентируется правом, функционирует в рамках системы права РФ, субъекты действуют в пределах компетенции;
5. подзаконный характер – на основании и во исполнение законов;
6. предметное содержание – непосредственное исполнение законов в разных отраслях;
7. осуществление в масштабе всего общества на уровне РФ и субъектов, имеет место во всех сферах и отраслях общественной жизни.
2.Правовые основы государственной службы.
Нет акта, регулирующего весь комплекс основных вопросов государственной службы.
Система правовых актов, так или иначе регулирующих государственную службу:
а. акты, регулирующие служебную деятельность лиц, замещающих государственные должности и субъектов;
б. специальные НПА о государственной службе (не распространяются на лиц категории «а»).
Основные правовые акты:
1) ФЗ о системе государственной службы;
2) ФЗ о государственной гражданской службе;
3) ФЗ о воинской обязанности и военной службе;
4) ФЗ об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ (закрепляет детали, которые могут применяться и в других органах, но не указаны в ФЗ о системе государственной службы).
*нет закона, регулирующего правоохранительную службу.
ФЗ о системе государственной службы:
1) не регулирует виды государственной службы;
2) принят ФЗ о государственной гражданской службе;
3) предлагается принятие ФЗ о правоохранительной службе.
Важная роль в системе регулирования государственной службы – служебный контракт.
Служебный контракт:
1. разновидность административного договора;
2. внешне сходенс трудовым договором;
3. работодатель – РФ, субъект в лице уполномоченных представителей нанимателей;
4. административно-правовой (публичный) характер;
5. дисциплинарная ответственность за несоблюдение контракта перед государством;
6. заключение, изменение – административно-правовые формы.
3.Административное приостановление деятельности как административное наказание.
Административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, осуществление отдельных видов деятельности работ.
Основания применения:
а. угроза жизни людей, возникновения эпидемии и так далее (для предотвращения последствий);
б. нарушение в области оборота наркотических средств, финансирования террористических организаций, легализации доходов, полученных преступным путём.
Срок – 90 суток.
Назначается судьёй, если нельзя применить более мягкое наказание для достижения целей.
4.Предмет административного права.
Основа предмета– управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов МСУ, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных НПА в различных сферах и отрослях российского общества.
Предмет административного права:
а. организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления (управленческие отношения);
б. отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса;
в. отношения управленческого характера в системе законодательной и судебной власти, прокурорского надзора (формирование управленческого аппарата, руководство деятельностью) – автономны, не входят в структуру управленческих отношений, выражающих управление как самостоятельный вид государственной деятельности.
Признаки управленческих отношений:
1. основания возникновения – организация и осуществление государственного управления;
2. юридическая неравноправность сторон (одна имеет приоритет) – властные отношения (не всякое отношение в сфере государственного управления является управленческим);
3. вид организационных отношений;
4. могут возникать по поводу имущества (одновременно имущественные), но без приобретения эквивалентно-возмездного характера, не подлежат денежной оценке и не имеют денежного выражения.
Характер управленческих отношений зависит от:
а. целей деятельности субъектов;
б. способы достижения целей.
6.Дисквалификация как административное наказание.
Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в других случаях.
Применяется к:
1. лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
2. членам совета директоров;
3. лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Срок: от 6 месяцев до 3х лет.
7.Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся на персонально неопределённый круг его исполнителей.
Административно-правовая норма – для регулирования управленческих отношений, возникающих в связи с формированием и осуществлением государственного управления и МСУ.
Нормами АП:
а) устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений;
б) регулируются взаимоотношения между ними с учётом того, что одна из сторон обладает юридически властными полномочиями, а также прав другой стороны.
Особенность: большинство норм императивные, содержат обязательные предписания должного или возможного поведения субъектов в предписанных им границах (связано с властью у одной стороны).
Императивность выражается:
а) в прямом предписании, обязывающем субъекта поступить определённым образом;
б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения избрать один из предусмотренных вариантов поведения;
в) в предоставлении возможности в рамках одной нормы действовать по своему усмотрению, в установленных пределах (диспозитивно-разрешительная норма).
Структура:
а. для нормальных управленческих отношений: гипотеза, диспозиция, санкция;
б. нормы, устанавливающие ответственность: диспозиция, санкция.
Особенности элементов:
Гипотеза – элемент, выражающий условия, при которых необходимо руководствоваться данной нормой. Виды: определённая (конкретная) для данной нормы, относительно определённая, общая для нескольких норм.
*Общая в основном для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц (в преамбулах). Субъекты сами решают применять ли данную норму в конкретном случае.
Диспозиция – само правило поведения, выраженное в правовой норме.
Виды: определённая, относительно определённая.
Санкция – мера государственного принуждения, предусмотренная за нарушение правил поведения (диспозиции), установленных нормой. Санкция – мера административного принуждения.
Виды:определённая, относительно определённая.
За одно правонарушение может предусматриваться несколько санкций, но применяться они могут в количестве, определённом нормативными актами.
При определённости элементов административно-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с её предписанием.
Видыадминистративно-правовых норммогут быть подразделены по разным основаниям.
Основание | Виды |
Юридическоезначение | · Материальные – правовое положение участников управленческих отношений (права, обязанности, ответственность). · Процессуальные – порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права. Процессуальные нормы – важная гарантия наиболее полной реализации прав и обязанностей, закреплённых материальной нормой. |
Юридическое содержание | · Обязывающая – предписание субъектам, на которых она распространяется, при предусмотренных в норме условиях действовать определённым образом, указанным в данной норме. · Запрещающая – предписание, указывающее на недопустимость совершения действий при условиях, определённых в норме. · Уполномочивающая – предписание, позволяющее избрать в его пределах вариант поведения по усмотрению самого субъекта (для органов власти может включать обязанность выбрать поведения из вариантов, приведённых в норме). · Стимулирующая – предписания для создания материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности. · Рекомендательная – правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений. |
Характер диспозиции | · императивные (строго определённые предписания, не подлежат изменению по воле субъекта); · диспозитивные (субъекты сами определяют содержание, порядок и условия своего поведения). |
Степень общности выражения правила поведения | · Общие; · Специальные. |
Степень полноты изложения правил поведения | · Определённые; · Бланкетные (нормы отсылки). |
Государственное устройство, административно-территориальное деление | · Общефедеральные; · нормы субъектов; · региональные; · местные. |
Юридическая сила | · нормы в законах; · нормы в подзаконных актах. |
Адресаты | · нормы, устанавливающие правовое положение физических лиц, органов государственного управления и МСУ; · государственных и муниципальных служащих; · организаций. |
Сфера действия | · общеобязательные (все отношения, регулируемые ими); · внутрисистемные (отношения между управленческими звеньями). |
Действие во времени | · Ограниченные сроком действия; · неограниченные сроком действия. |
Целевое назначение | · для установления, закрепления и развития позитивных процессов; · установление ответственности за определённые виды правонарушений. |
8.Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ.
Обращение – направленные в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган МСУ.
Виды обращений
Предложение | Рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. |
Заявление | Просьба гражданина о содействии в реализации конституционных прав и свобод(своих или других лиц), либо сообщение о нарушении законов и иных НПА, недостатках в работегосударственных органов, органов МСУ и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. |
Жалоба | Просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. |
Виды обжалования:
а) внесудебное (административный порядок);
б) судебное.
По кругу субъектов:
а. общее;
б. специальное – участники гражданского и уголовного процессов, административного и дисциплинарного производства.
Права гражданина:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержится тайна;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Гарантии реализации:
1. бесплатность рассмотрения;
2. закрепление прав граждан при рассмотрении обращения;
3. запрет преследования;
4. запрет разглашения сведений;
5. запрет направления обращения в орган, на который поступила жалоба;
6. обязательное рассмотрение;
7. в случае ошибки в направлении – перенаправление.
Требования к обращениям:
а) указание органа или ФИО должностного лица, ка который жалуется, указание своего ФИО;
б) приложение необходимых письменных материалов или их копий.
Обращение:
а. в орган, в компетенции которого находится рассмотрение такого обращения;
б. регистрация в течение 3 дней;
в. перенаправление в соответствующий орган – 7 дней.
Рассмотрение обращения – 30 дней.
Порядок рассмотрения:
1) государственный орган, орган МСУ или должностное лицо:
а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
б) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах МСУ и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
в) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
г) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
д) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой органу в соответствии с его компетенцией;
2) государственные органы по запросу органа, рассматривающего обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;
3) ответ на обращение подписывается руководителем органа.
Без ответа (государственный орган должен обосновать):
1. анонимные;
2. оспаривающие решения суда;
3. недоступные для прочтения;
4. содержащие нецензурные выражения или угрозы;
5. вторичные обращения в тот же орган, по тому же вопросу;
6. если ответ невозможен без разглашения тайны.
*если содержатся сведения о подготавливаемом или совершённом правонарушении лица, причастных к нему – в орган с соответствующей компетенцией.
Личный приём:
1) информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан;
2) руководителями и уполномоченными на то лицами;
3) гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность;
4) содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина;
5) если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки –ответ на обращение с согласия гражданина устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов);
6) письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке;
7) если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
10.Основные черты административно-правовых отношений.
Административно-правовое отношение характеризуется 2 группами признаков:
1. общие для правоотношения, как юридической категории;
2. специфические, выделяющими его как особую разновидность отношений.
Черты административных правоотношений:
1) Управленческие отношения, урегулированные нормами АП.
2) Субъекты – любые участники управленческих отношений. В зависимости от субъективного состава правоотношения могут делиться на виды (с учётом того, что они могут возникать между субъектами в различном их сочетании). Однако административные правоотношения не могут возникнуть между 2 гражданами – обязательным участником должен быть субъект, наделённый юридически властными полномочиями. С другой стороны, субъектами могут быть участники, положение которых не предполагает выполнения ими функций управленческих органов (судьи).
Бывают правоотношения между: постоянным составом участников, непостоянным составом участников.
3) Юридическое неравенство сторон (обусловлено сущностью управленческой деятельности) – обязательно имеется субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающимся субъективных прав, обязанностей и интересов другой стороны. Одна из сторон обязательнореализуетвластные полномочия в отношении другой.
Сторона, воля которой доминирует: органы государственного управления и МСУ, их должностные лица (полномочия ограниченны компетенцией).
Принятие решения по вопросу инициированному другой стороной – прерогатива участника, наделённого властными полномочиями (это общее правило – существуют исключения).
4) Не являются договорными, возникают по воле любой стороны, даже против воли другой (хотя им может предшествовать соглашение, не имеющее для них обязывающего характера). В некоторых случаях вступление в такие отношения – обязанность сторон.
5) Юридическое содержание административно-правовых отношений всегда выражает взаимную связь субъективных прав и обязанностей сторон по поводу основания их возникновения. Характер связи прав и обязанностей во многом зависит от того, между какими именно субъектами возникают административно-правовые отношения, их правового положения.
6) Споры, возникающие из административно-правовых отношений, как правило разрешаются в административном порядке. В отдельных случаях – судами (по подведомственности). Присутствует тенденция повышения роли судов в этом плане. Также возможна альтернативная подведомственность.
7) Сторона, нарушившая обязанности, отвечает перед государственными органами, органами МСУ (их должностными лицами).
Виды: административная, дисциплинарная. Формы: административное наказание, дисциплинарное взыскание.
11.Подведомственность дел об административных правонарушениях.
13.Административно-правовой статус граждан.
Административно-правовое положение – система прав и обязанностей гражданина РФ, закрепленная нормами АП, и их гарантий, в том числе их защиту государством и МСУ, отдельными институтами гражданского общества.
На административно-правовое положение влияют нормы права многих отраслей, регулирующие отношения, смежные с АП.
Классификация актов,регулирующих административно-правовое положение.
Основание | Вид |
Объём | · комплексные правовые акты – включают лишь часть норм, имеющих отношение к положению гражданина. Занимают основной удельный вес среди актов; · специальные акты – конкретные вопросы правового положения гражданина. |
Принцип разделения властей | · акты органов законодательной власти; · акты органов исполнительной власти (Президента, высших должностных лиц субъектов). |
Юридическая сила | · законы; · подзаконные акты. |
Характер компетенции органов | · общей компетенции; · отраслевой компетенции; · межотраслевой компетенции. |
Важнапринадлежность к гражданству– связанные с ним вопросы составляют предмет деятельности органов исполнительной власти (МВД, МИД).Гражданин РФ находится в устойчивой правовой связи с государством и между ними существуют взаимные права и обязанности.
Административно-правовое положение гражданина – разновидность общего правового положения личности.
Конституция РФ – общий характер правового положения.
АП – конкретизация положения (надстройка).
Регулирование положения –не только перечень прав и гарантий, но:
1. условия осуществления прав и свобод;
2. влияние прав и свобод на деятельность органов государственной власти;
3. возможность иметь и другие права и свободы;
4. условия и пределы (их конкретизация) ограничения прав и свобод.
Административно-правовое положение гражданина связано с общим и административным статусом личности РФ, в тоже время административно-правовому положению свойственны свои отличительные черты.
Административно-правовой статус:
а. установление – Конституцией, актами органов законодательной власти (законодательными органами);
б. формирование и реализация – органы исполнительной власти (в своей компетенции в качестве первичных устанавливают права и обязанности граждан) и МСУ, в пределах компетенцииони:
а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса и его приобретение;
б) организуют исполнение законов;
в) помогают и содействуют гражданам в реализации их прав;
г) осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Видыадминистративно-правового положения граждан РФ:
1) общее – равное для всех;
2) специальное – характерное для определённых групп граждан РФ, наделённых дополнительными правами и обязанностями;
3) индивидуальное – лишь у данного конкретного гражданина, персонально наделённому теми или иными правами в данном конкретном случае.
Специальное и индивидуальное могут существовать одновременно с общим, индивидуальное может дополнять специальное.
Специальное и индивидуальное – на основании специальных правовых норм, в порядке реализации субъективного права или обязанности, на основании иных юридических фактов.
Структура:
1) административная правосубъектность (её объем и характер определяют административно-правовое положение гражданина РФ), состоящая из правоспособности и дееспособности;
2) система прав, свобод, обязанностей гражданина, предусмотренных АП;
3) политические, социально-экономические гарантии;
4) организационно-правовые гарантии, исполнение гражданами обязанностей.
Административная правоспособность – возможность быть субъектом АП, иметь права и обязанности административно-правового характера:
1) возникает с рождением, прекращается смертью;
2) установка и изменения содержания и объема – нормы АП;
3) не тождественна субъективным административно-правовым правам и обязанностям, реально принадлежащим гражданину, равенство –потенциальная возможность иметь указанные права и обязанности, составляющие её содержание и служащие предпосылкой приобретения гражданином конкретных прав и обязанностей;
4) не может быть отчуждена или передана – объём изменяется только законом (временно ограничивает) + есть права и свободы, которые ограничить нельзя (право на жизнь);
5) административная правоспособность – неразрывная связь прав и обязанностей, выражающая сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан и общества в целом;
6) основная особенность– предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти:
а. с системой исполнительной власти (важнейшая сфера реализации, связана с определёнными правами на участие в государственном управлении);
б. с системой МСУ;
в. с государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
г. с негосударственными предприятиями (в ограниченных случаях);
7) на осуществление влияют различные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности, они же влияют и на содержание;
8) служит основой административной дееспособности – необходимого условия реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных отношениях.
Административная дееспособность – признанная за гражданином способность своими действиями:
а. приобретать права и обязанности административно-правового характера;
б. осуществлять их;
в. лично нести ответственность за совершённые правонарушения.
Дееспособность:
1) момент возникновения чётко не определён законами:
· в полном объёме – по достижении 18 лет (совершеннолетия);
· административная дееспособность – не определено: может до 18 лет(лица, достигшие 16 лет, учащиеся могут быть исключены из школы);
2) граждане имеют разную административную правоспособность из-за особенности управленческих отношений – приобретение и осуществление прав и обязанностей своими действиями предполагает наличия определённого состояния здоровья, развития, жизненного опыта и другие;
3) нет норм ограничения дееспособности в АП –действуют общие нормы: гражданина в соответствии с правилами об общей дееспособности можно признать частично или полностью недееспособным, допускается временная недееспособность;
4) На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые правоотношения:
Граждане:
а. сторона, обязанная выполнять обращённые к ней нормы АП и основанные на них требования исполнительной власти;
б. сторона, вступающая в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих прав/их охраной.
Административные правоотношения возникают:
а. реализацией гражданами принадлежащих прав;
б. выполнением обязанностей;
в. нарушением органами государства и МСУ прав граждан;
г. нарушением обязанностей гражданами.
*как по собственной инициативе, так и по одностороннему волеизлиянию органа исполнительной власти, МСУ, их должностных лиц;
5) возможна помощь представителей, но есть права и обязанности, которые можно приобрести только лично.
14. Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
Регламенты разрабатываются на основе:
1. ФЗ;
2. актов Президента РФ и Правительства;
3. положения о ФОИВ;
4. Типового регламента.
Утверждаются руководителем соответствующегоФОИВ.
ФОИВразрабатываются:
а. административные регламенты исполнения государственных функций;
б. административные регламенты предоставления государственных услуг;
в. должностные регламенты гражданских государственных служащих ФОИВ.
Административный регламент ФОИВ – совокупность общего регламента органа и 3х административных регламентов.
В регламент ФОИВ включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности организации осуществления полномочий:
1) общие положения;
2) порядок планирования и организации работы;
3) порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей;
4) порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти;
5) порядок подготовки проектов актов, вносимых в Правительство;
6) и другие.
Положения не могут противоречить положениям Типового регламента.
ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, руководствуются Типовым регламентом.
17.Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
Орган исполнительной власти (ветвь государственной власти) – учреждение, созданное для участия в осуществлении государственной власти и наделённое в этой сфере полномочиями государственно-властного характера.
Органы исполнительной власти (ОИВ) относятсяк:
· государственным органам– образование для осуществления функций государства и наделённое для этого государственно-властными полномочиями, сформированное в порядке, установленном законом;
· органам государственной власти РФ.
Понятие государственного органа в законодательстве отсутствует.
Государственный орган – звено государственного аппарата:
а) созданноегосударством для осуществления его функций;
б) обладающееюридически властными полномочиями;
в) наделённое определённой компетенцией;
г) имеющий территориальный масштаб деятельности;
д) состоящее из структурных подразделений.
ОИВ обособлен:
а. организационно – не входит в состав какой-либо другой организации, не является её структурным подразделением;
б. функционально – главнымназначениемявляетсяисполнение законов и иных НПА, состоящее в организационной деятельности по руководству в разных сферах общественной жизни в соответствии с функциями и компетенцией;
в. юридически – самостоятельный административно-правовой статус ОИВ, характерный для органов исполнительной власти и её конкретных видов, статус не является производным.
Самостоятельность ОИВ – наличие юридически властных полномочий.
Особенности властных полномочий
1. целевой характер – для исполнения его управленческих задач и функций;
2. в качестве элементов включают:
1) право принимать управленческие решения в форме НПА (относятся к источникам российского права);
2) право обеспечивать исполнение принимаемых решений с использованием правомерных актов, форм, методов;
3) право самостоятельно применять административное принуждение за неисполнение его решений, ставить вопрос о его применении.
Реализация власти – государственное управление.
ОИВ – исполнительные органы.
Перечень ФОИВ устанавливается правовыми актами – не всякий государственный исполнительный орган признаётся органом исполнительной власти.
ОИВ отличаются от органов:
а) законодательной власти по функциональному назначению – организующий характер деятельности, направленный на исполнение законов;
б) исполнительной власти МСУ по своей природе – входят в систему государственных органов, являются государственными образованиями;
в) от государственных учреждений, предприятий, организаций по содержанию основной деятельности – субъекты государственного управления.
Основы правового статуса – незначительное число общих позиций (многосубъектность исполнительной власти, множество видов):
1) ОИВ пользуются относительной юридической самостоятельностью – одна из ветвей единой власти (отношения с законодательной и судебной властями);
2) формируются с решающим участием Президента РФ (большинство случаев), его уполномоченных;
3) не являются объектом руководства со стороны органов законодательной власти.