Политическая культура и ее функции
Она рассматривается как совокупный образ мысли и действия людей, образы и образцы их организации.Они выражают специфику данной политической организации, придают ей свой стиль, и тем самым выделяют её среди других.
Политическая культура аккумулирует, диверсифицирует и транслирует в себе тот исторический опыт народа, который отфильтрован временем. То есть политическая культура содержит в себе наиболее типичные, привычные для нас и воспроизводимые в различных ситуациях черты и свойства политической жизни. Культура - её матрица.
Общим знаменателем культуры является традиция. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры. Именно поэтому политическая культура придаёт устойчивость неустойчивой, хаотической политической жизни.
Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Выделим из него ряд универсальных элементов, из которых складывается любая культура.
Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется политический опыт людей. Так, один и тот же термин «свобода» мы и европейцы толкуем по - разному. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.
Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Каждая культура имеет свои ценности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека. Так, в частности, современные украинские граждане более всего ценят здоровье, семью, возможность получать заработанное своим трудом, благосостояние и мир в стране. Все остальное заботит нас меньше, и менее всего - политика.
Нормы –усреднённые правила поведения. Среди них по критерию жесткости выделяют нормы-требования и нормы-ожидания. Первые предписывают людям однозначный порядок действий, игнорирование которого часто ведет к наказанию нарушителя. Такие нормы, как правило, касаются самих основ существования общности и фиксируются в законодательной форме. Нормы-ожидания не столь жестки и определённы, и являются мерой допустимого поведения. Нормы также подразделяются на формальные и неформальные. Они обычно выражены в образцах поведения различных субъектов политики.
Нормы и ценности, принятые в обществе, образуют основу его политической культуры, и придают ей исключительное свойство: способность организовывать и вносить смысл в политическую жизнь. В этом и состоит назначение культуры.
Следующий элемент культуры -стереотипы сознания и поведения людей - устойчивые схемы восприятия политической действительности и типичные формы политической само- и организации.Их систему принято называть ментальностью, т.е. это - не вполне осознаваемая манера мыслить, коллективные представления, доминирующие в пластах общественного сознания. Это своеобразные мыслительные навыки, установки сознания, позволяющие людям ориентироваться в окружающем мире и понимать друг друга. Особенно отчетливо эта связь обнаруживается в политических ролях.
Следующий элемент культуры – символы - знаки, обозначающие некий другой объект и несущие в себе определенное скрытое значение. Знак – своеобразная и случайная форма значения, которое и выступает содержанием символа.
Символы пронизывают всю культуру и выступают универсальной формой ее существования. Например, политический язык – эту масштабную всеобъемлющую систему знаков и значений – можно рассматривать в качестве модели политической культуры. В политическом языке выражаются, фиксируются и существуют понятия и ценности, нормы и стереотипы политического сознания и поведения.
С помощью языка люди осмысливают политический мир и самих себя, приобретают и организуют свой опыт, прежде всего в системе понятий, которая понуждает людей думать в определённых категориях и терминах, замечать и оценивать лишь те аспекты политической действительности, которым эта система придаёт значимость.
Как и другие элементы культуры, символы объединяют политическую общность, наглядно и выразительно демонстрируют (символизируют) ее специфику и, одновременно, обособляют эту общность от других (например, гимн, герб, флаг страны, и многое другое).
Как и всякое другое явление, политическая культура подвержена изменениям. Этот процесс находит своё выражение в типах политической культуры:
Патриархальная политическая культура – отсутствие интереса к политической жизни.
Подданническая политическая культура – ориентация на политический режим. Она сочетается со слабым участием граждан в его функционировании.
Активистская политическая культура – ориентация на политический режим и активное участие в его функционировании.
На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы. В современном обществе господствуют второй и третий типы.
Политическая культура выполняет в обществе определённые функции:
- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретном политическом режиме;
- адаптации и социализации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определённого политического режима, сохранения целостности государства и его взаимоотношения с обществом в целом;
- коммуникации – взаимодействия субъектов и институтов на основе стереотипов, символов и норм.
В различных политических режимах эти функции проявляются по-разному. Культура, организуя политическую жизнь, сдерживает нестабильность общества и поддерживает его качество. Это отчетливо обнаруживается в её воздействии на поведение субъектов политики. Собственно, содержание культуры в основном складывается из многочисленных образцов, стереотипов, моделей организации и самоорганизации людей.
Регулируя поведение людей, культура создает своеобразный механизм социального контроля. Его образуют устойчивые взаимосвязи между ценностями, нормами (правилами) и санкциями.
Смысл механизма контроля заключается в том, что культура ориентирует людей на определённые поведенческие стандарты, создаёт стимулы и мотивы их действий, поступков, считающихся в данном политическом сообществе нормальными, естественными, правильными и т.п. Тем самым культура «заставляет» людей удовлетворять свои потребности, достигать своих целей не какими-нибудь, а приемлемыми, допустимыми в данном сообществе средствами.
Политическая культура как универсальное социальное явление многослойна и противоречива. Она складывается из различных субкультур,носителями которых являются социальные общности и политические силы. Субкультуры отличаются тем, что они формируются на основе своеобразного политического опыта конкретной общности.
В любой политической культуре мы встречаемся с многообразием субкультур. Так, в отечественной политической культуре отчётливо видны различия между культурами трёх поколений: старшего, среднего(50-60-х гг. рождения) и молодого. Собственно, политическое развитие любого современного общества связывается со сменой поколений.
Каждое новое поколение, выходящее на общественную арену и занимающее ключевые позиции в структурах власти, вольно или невольно стремится утвердить в качестве господствующей свою субкультуру.
Серьёзное значение имеет политическая культура профессиональных политиков, и особенно правящей элиты. Её образцы, нормы и взгляды интенсивно тиражируются, а то и навязываются обществу. Примечателен в этом отношении тот факт, что пёстрая по своему составу украинская политическая элита имеет заметные культурные различия между кланами, её составляющими.
Существование субкультур в рамках одной политической культуры рождает массу противоречий и конфликтов между различными системами ценностей, норм и правил. В этой связи политическая борьба, помимо чисто прагматического аспекта, имеет и более глубокий культурный аспект.
Рассмотрим одно из основных противоречий политической культуры – противоречие между традицией и новациями.Культура здесь консервативна. Она сопротивляется нововведениям, стремится повернуть политическую жизнь в правильное, заданное прошлым русло. Это хорошо видно на примере Украины. Попытки направить политическую жизнь в некое новое русло отягощены сильной инерцией культурной исторической почвы.
Конфликт между традициями и новациями может разрешаться различными способами. Вот два из них. Первый – традиционалистская модернизация. В её ходе новация приобретает нарочито архаическую форму. Она стремится вписаться в консервативную структуру культуры, ибо иначе она не будет принята. Обновление украинской политической жизни под национальными лозунгами возрождения самобытности украинского этноса – тому пример.
Второй путь – формальная модернизация. Она выхолащивает новации до такой степени, что остаётся только оболочка, под которой продолжает жить традиция. Такое «обновление» фасада вновь и вновь демонстрируют многие республики бывшего СССР и нынешнего СНГ. Эти и подобные им явления отражают и выражают сложность и неоднозначность политической культуры в жизни общества.
ВЫВОДЫ
Политическое сознание и культура – это образцы и стиль всей политической жизни и её составляющих. Политическая культура – явление, соразмерное политике. Она не только увязывает все ячейки политики в единую сеть, а придаёт им содержание, системность и смысл.
Многовариантный, неустойчивый политический мир приобретает устойчивость и единство в культуре. Она – исходная матрица политической жизни - как всего общества, так и его граждан. Вне политического сознания и культуры нет, и не может быть политики. Без них она не существует и не становится. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует политический опыт всех стран, в том числе и современной Украины.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Что представляет собой политическое сознание, его формы, и где они себя обретают?
2. Идеология и общество. Каково их соотношение? В частности, какие явления отражены в современной украинской политической идеологии, насколько они важны для людей, для идейной легитимации власти, и каково в ней соотношение истинных и ложных суждений?
3. Что представляет собой идеологическая сфера общества?
4. Каковы функции идеологов? Как они организованы для исполнения своих функций? Какими средствами они располагают, как ими оперируют, каков совокупный результат их деятельности?
5. Возможно ли возникновение новой идеологии, сопоставимой с марксизмом и способной сыграть в наступившем веке роль, аналогичную той, какую сыграл марксизм в XIX и XX столетиях?
6. Масс – медиа и политика. Они – “друзья", вынужденные враждовать, или враги, вынужденные дружить? Ваше мнение аргументируйте.
7. Каково идеологическое состояние украинского общества?
8. Проверьте, знаете ли вы значение понятия "культура". В чём своеобразие политической культуры? Каковы виды и основные компоненты культуры вы знаете? В чём состоит специфика каждого из них?
9. Менталитет как несущая структура культуры.
10. Какое место отводите культуре вы в своей жизнедеятельности? Почему?
11. Каковы функции политической культуры?
12. Какие типы политической культуры знаете вы? Сравните их и определите, чем они отличаются друг от друга.
13. В чём смысл и назначение политической культуры?
14. Что представляет собой современная политическая культура украинского общества?
15. Обычный круговорот политических идей выглядит так. Социологи узнают, что именно мы думаем по данному вопросу, и сообщают нам об этом, а идеологи учат нас тому, что мы должны думать о том, что мы думаем. Попробуйте доказать или опровергнуть данное положение.16. Попробуйте доказать или опровергнуть следующее положение: чем ближе государство и государственные люди к культуре, тем лучше государству и государственным людям. Чем дальше культура от государства и государственных людей, тем лучше для культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бухтеев Н.И. Словарь социологических терминов. - Донецк, 2004.
2.Выдрин Д.И. Очерки практической политологии – К. , 1991.
3.Гаврилов Н.И. Феномен государственной власти народа.- Севастополь. 2003.
4.Енциклопедичний політологічний словник. – Київ, 1998.
5.Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. – М., 2000.
6.История политических и правовых учений. Учебник для вузов.Изд.2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца.- М.,1997.
7.Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти – Л., 1991.
ТЕМА 17. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
То, что нас не убивает, делает нас сильнее.