Чистая теория права Ганса Кельзена
Ганс Кельзен представитель нормативизма, который является одним из течений позитивизма юридического.
Юридический позитивизм считае, что дело юриспруденции заниматься изучением позитивного права. Позитивное право в противоположность естественному это то право, которое не даровано богом и не вытекает из природы человека, а установлено государством.
Соответственно нормативизм – это правовая доктрина, рассматривающая право исключительно как логическую форму, абстрагированную от социального, психологического содержания, как бы в «чистом виде» (поэтому иногда Н. ещё называют «чистой теорией права»).
Родоначальник – юрист Ганс Кельзен, составитель проекта конституции Австрии 1920 года, автор «Общего учения о государстве», «Общей теории права и государства», «Коммунистической теории права». Он и его последователи образовали т.н. Венскую школу.
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы чуждые юридической науке. Он считал, что право не должно заниматься социальными, историческими, нравственными предпосылками правовых установлений, а только самим специфическим (юридическим) содержанием права. Он опирался на философию неокантианства, сторонники которой различали две области теоретических знаний: науки о сущем и науки о должном.
К наукам о сущем К. относил историю, социологию и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с т.з. причинно-следственных связей.
К наукам о должном относил этику и юриспруденцию, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей.
Поэтому К. призывал освободить юриспруденцию от исследовательских приёмов, позаимствованных из других областей знаний.
Чистая теория права «не отрицает того, что содержание любого позитивного юридического порядка обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфическом нормативном значении».
Чистота теории права также предполагает исключение из него идеологических оценок. Он один из первых заговорил о деидеологизации науки о государстве и праве, о создании объективной науки.
К. определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (принудительностью государства право отделялось от морали и религии.
По его мнению право старше государства. Оно возникает в первобытную эпоху, когда общество разрешило индивиду применять в отдельных случаях силу (кровная месть) и запретило в других ради коллективной безопасности. С образование государства функция принуждения осуществляется централизованным путём, т.е. специально созданными органами государственной власти.
Нормы в национальных правовых системах располагаются в виде пирамиды. Конституция затем общие нормы, установленные в законодательном порядке или в виде обычая и последние – индивидуальные нормы, создаваемые судебными или административными органами при решении конкретных случаев.
К. в отличие от своих предшественников-позитивистов изменил позитивистскую концепцию права. По К. понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их применения на практике (право развивается и тогда, когда применяется). Применение права есть также создание права.
Политическое учение К. основано на отождествлении государства и права. Государство как организация принуждения идентично правопорядку, поэтому он приходит к выводу, что любое государство, даже самое тоталитарное является правовым. Это резко противоречило сложившимся представлениям о правовом государстве. Чтобы разделять государства по степени реализации прав и свобод человека К. делил государства на демократические и недемократические. Но демократия по К. не сводится только к участию большинства в принятии решений, но и к свободе в духовное сфере (уважение чужих взглядов, духовная свобода).
В проектах по международному праву К. выдвигал проект установления мирового правопорядка на основании добровольного подчинения государств организациям международной юрисдикции.
В России концепции юридического позитивизма придерживался Габриэль Феликсович Шершеневич.