Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
Закон об ОРД регламентирует и детализирует конституционные положения о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в сфере ОРД, а также нормативно определяет права и обязанности каждого на обжалование незаконных действий и решений оперативно-розыскных органов и их должностных лиц.
Сферой действия норм, изложенных в статье, выступают решения и действия оперативно-розыскных органов и их должностных лиц. Под эту сферу подпадают также решения и действия судей, прокурорских работников.
В законе закреплена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
В соответствии с конституционной нормой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. В целом право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям международных стандартов: ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ч. 2 ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.).
Под соблюдением прав и свобод человека и гражданина следует понимать четкое и неукоснительное следование нормам комментируемого Закона, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, т.е. воздержание оперативно-розыскных органов и их должностных лиц от запрещенных правовыми нормами деяний, иными словами, это пассивная форма поведения указанных правоприменителей.
Право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 1 ст. 24, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Право органов, осуществляющих ОРД, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено в нормах комментируемого Закона, но оно логично вытекает из содержания ч. 8 ст. 5, где устанавливается запрет на разглашение таких сведений. Запрет на разглашение сведений не может не предполагать разрешения на их сбор.
Отдельно следует отметить институт профессиональной тайны, т.е. тех сведений, которые доверены представителям соответствующих профессий для защиты прав и законных интересов того или иного лица. Это:
1) тайна предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ);
2) адвокатская тайна (ст. 53 УПК РФ);
3) банковская тайна (ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ст. 183 УК РФ);
4) тайна усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса РФ, ст. 155 УК РФ) и др.
Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения (п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.
При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право ограничивается при проведении трех из числа закрепленных в ст. 6 комментируемого Закона оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров; снятия информации с технических каналов связи (см.: комментарий к ст. 6). Проведение этих мероприятий осуществляется только на основании судебного решения.
Запрет на осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных комментируемым Законом. Указанный запрет выступает дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ. Этот запрет конкретизируется в ч. 8 комментируемой статьи, где указана недопустимость проведения ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, негласного участия в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности. Из смысла нормы вытекает недопустимость проведения ОРМ в интересах частных охранных предприятий, частных детективов, служб безопасности, хозяйственных и коммерческих структур, а также сбора информации относительно лиц, обратившихся с заявлением о совершенных в их отношении правонарушениях, обжалующих неправомерные действия должностных лиц, выступающих с публичной критикой в адрес правоохранительных органов.
Право граждан на обжалование в суд действий органов государственной власти и должностных лиц. Право на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, в первую очередь распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), на тайну переписки и телефонных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими их права и интересы (ч. 2 ст. 24 Конституции), на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и некоторых других.
Обжаловать действия оперативно-розыскных органов вправе лицо, предполагающее о нарушении своего субъективного права, либо его законный представитель исключительно.
Все письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления в вышестоящие органы, осуществляющие ОРД. Делопроизводство по обращениям граждан РФ осуществляется отдельно от других направлений документационного обеспечения.
Лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. если в отношении данного лица в возбуждении уголовного дела отказано по реабилитирующим основаниям (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) либо отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, располагающему фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и считающему, что при этом были нарушены его права, законодатель предоставляет право требования от оперативно-розыскного органа сведений о полученной о нем информации.
Право на ознакомление с оперативно-розыскными сведениями не возникает при прекращении уголовного дела в части либо при оправдании подсудимого не по всем вмененным составам преступления.
Под оперативно-служебным документом, указанным в ч. 5 комментируемой статьи, понимается материальный носитель информации (бумага, кинопленка, аудиозапись, компакт-диск и др.), полученной в ходе ОРД и оформленной по установленным законом правилам, включая наличие соответствующих реквизитов.
Обжалование гражданином в суд отказа в предоставлении информации или предоставление ее не в полном объеме не связывается законодателем ни с какими условиями. Достаточно приложить к заявлению письменный документ об отказе (в случае его отсутствия - копию обращения в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность) либо указать в заявлении мотивы, которые дают основания полагать, что сведения получены не в полном объеме.
Часть 7 статьи с одной стороны, гарантирует возможность реализации права на ознакомление с материалами, полученными в результате ОРД, предусмотренного в ч. ч. 4 и 5, а с другой - ограничивает сроки хранения информации оперативного характера на лиц, чья виновность не доказана в законном порядке и препятствует необоснованному накоплению в массивах оперативных учетов персональных данных.
Под проведением ОРМ в интересах какой-либо партии следует понимать сбор сведений в целях ведения политической борьбы, проведения выборной кампании, оказания иного содействия общественным, религиозным объединениям и политическим партиям. Такого рода деятельность не отвечает целям и задачам ОРД, поэтому ее следует признать незаконной.
Незаконным в соответствии с ч. ч. 2 и 8 комментируемой статьи признается также негласное участие в работе органов власти и общественных формирований, если такое участие преследует цель оказания влияния на характер их деятельности. Это, прежде всего, федеральные органы государственной власти, т.е. Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, иные федеральные органы государственной власти. Далее - органы государственной власти субъектов Федерации и, наконец, органы местного самоуправления.
Под негласным участием в работе следует понимать внедрение штатных негласных сотрудников в управленческие структуры органов власти и партий либо привлечение к конфиденциальному сотрудничеству их лидеров. Влияние на характер их деятельности может осуществляться путем лоббирования законопроектов, отвечающих интересам отдельных политических сил; внесения изменений в программы и регламенты деятельности; выдвижения на руководящие посты отдельных лиц; проведения акций, дискредитирующих либо поднимающих авторитет организации в общественном мнении, и т.п.
Действие данной нормы распространяется только на те государственные и негосударственные организации, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и осуществляют свою деятельность строго в соответствии с уставом. В противном случае функционирование организации запрещается представителем государства в лице правоохранительного органа.
Запрет на разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, является гарантией соблюдения требований ч. 1 ст. 23 Конституции России. Он распространяется не только на должностных лиц, осуществляющих ОРД, но также и на других должностных лиц, которые привлекались к проведению ОРМ, отдельных граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам, в том числе на конфиденциальной основе. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона лица, оказывающие конфиденциальную помощь, обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения ОРМ.
Под разглашением сведений следует понимать предание их огласке в устной или письменной форме, в том числе через средства массовой информации. В процессе осуществления ОРМ должностным лицам и привлекаемым гражданам может стать известным довольно широкий круг сведений о частной жизни людей, поэтому весьма важно создать механизм соблюдения данной законодательной нормы. По аналогии с требованием ст. 161 УПК РФ представляется необходимым предупреждать участников ОРМ о недопустимости разглашения данных, затрагивающих неприкосновенность частной жизни граждан, а в отдельных случаях отбирать подписку с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ.
Сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи могут предаваться огласке без согласия граждан лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. К таким случаям относится, прежде всего, оглашение сведений в процессе производства следственных действий с полученным на то судебным решением (ч. 1 ст. 29 УПК РФ), состояние крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и т.д.
В ч. 9 комментируемой статьи сформулирована обязанность вышестоящего органа, прокурора или судьи (суда) принять меры по восстановлению нарушенных в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий прав и законных интересов физических или юридических лиц.
В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи нарушения Федерального закона и при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством. По своему содержанию эта норма несколько шире названия всей статьи, поскольку в ней идет речь об ответственности за нарушение закона в целом (т.е. любых его норм), а не только за нарушения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Нарушение норм Федерального закона - это противоправное действие или бездействие лица, которое посягает на порядок в определенной сфере деятельности. Любое нарушение кем бы то ни было нормативных предписаний влечет определенный вид юридической ответственности.
Действующее российское законодательство не предусматривает специальной юридической ответственности за нарушения комментируемого Закона. Такая ответственность наступает в случаях, когда поведение должностных лиц, нарушивших его нормы, содержит признаки преступления, административного правонарушения или нарушения гражданско-правового законодательства.
Субъектами, подлежащими ответственности, согласно требованиям Федерального закона могут быть:
1) государственные органы, осуществляющие ОРД;
2) должностные лица, непосредственно осуществляющие ОРМ, руководящие их осуществлением;
3) должностные лица, санкционирующие осуществление отдельных ОРМ или надзирающие за их законностью: прокуроры, судьи;
4) отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с оперативно-розыскными органами;
5) иные физические и юридические лица, нарушившие предписания комментируемого Закона.
Основными видами ответственности являются: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая.
Административная ответственность наступает для должностных лиц и граждан за совершение ими административных правонарушений. Главным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок привлечения к этому виду ответственности, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ), устанавливающий административные взыскания.
Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом искового заявления гражданина о признании незаконным действий (решений) оперативно-розыскного органа.