I. Понятие и элементы системы права
Система с философской точки зрения это определенное явление (категория) состоящая из отдельных взаимосвязанных и взаимодействующих между собой частей (элементов). Право призвано охранять и (или) регулировать разнообразные, взаимосвязанные между собой общественные отношения, образующие сложную целостную систему. Таким образом, правовые отношения, в которые вступают люди, общественные объединения, государство и общество в целом, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое – некую систему. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование – систему права.
Под системой права понимается объективно существующая внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности действующих в определенном государстве норм права, подразделяемых на относительно самостоятельные части.
Система права имеет несколько уровней, первичным элементом которой является юридическая норма, которая имеет внутренние связи и структуру. Второй уровень системы образуют правовые институты. Общественные отношения, как правило, охраняются и регулируются несколькими нормами права. Это является основанием для объединения таких норм в единый правовой институт. Например, институт «права собственности» в гражданском праве, «наказания» в уголовном праве. Венцом системы права является отрасль права – относительно самостоятельный элемент системы права, включающий нормы права, регулирующие большую группу однородных общественных отношений[6].
Право как система характеризуется следующими признаками:
Во-первых, система права характеризуется объективностью и представляет собой органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
Во-вторых, система права – многообразное правовое явление, для которой характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости.
В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют четыре уровня связей:
1)между элементами нормы права;
2)между нормами, объединенными в правовые институты;
3)между институтами соответствующей отрасли права;
4) между отдельными отраслями права.
Структурные элементы системы права. Как уже было отмечено, первым элементом системы права является норма права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.
Норма права – это «кирпичик права», исходный элемент всей системы права. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях. Затем из блоков образуются отрасли права, т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания.
Правовой институт - это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением к ответственности нарушителей трудовой и производственной дисциплины. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины.
Подобным образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов. Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов. В гражданском праве имеется ряд институтов, которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовых отношений отдельная сторона. Это, в частности, институты представительства, исковой давности, защиты чести и достоинства гражданина.
Отрасль права – это главное подразделение, отдельное ответвление от системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право, являясь отраслью права, регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а такая отрасль как семейное право регулирует общественные отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.
В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент – подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права.
Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
II. Предмет и метод правового регулирования
как основания классификации норм права по отраслям
Деление права на отрасли определяет два основных критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования – это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли.
Каждая отрасль объединяет однородные правовые нормы, с помощью которых регулируется, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, регулируемых этими отраслями права.
Предмет правового регулирования определяет те общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», например, кодексы или иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство с Уголовным кодексом (УК) во главе; гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).
Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм той или иной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволения, запрещения, обязывания. К дозволению, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещению – уголовное; к обязыванию – административное.
Метод правового регулирования состоит из следующих элементов: специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является «вертикальный» характер взаимного расположения субъектов правовых отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения.
Правоотношения возникают на основе прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; из санкций, способов процедур их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.