Виды административных производств.
В административно-юрисдикционном процессе используются следующие виды производств:
1. Дела об административных правонарушениях
2. Применение мер административного взыскания по делам, содержащих признаки преступления, не представляющих большой общ-ной опасности
3. Применение мер обеспечения производства по делам об административных нарушениях (административные пресечения)
4. Жалобы
5. Выдворение за пределы РК иностранных лиц и без гражданства
6. По взысканию налогов и др. платежей в бюджет, не внесенных в установленный срок
7. Взыскание (отзыв) в бюджет в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета и используемых не по назначению
8. Изъятие земельных участков за систематическое нарушение правил пользования землей.
14.3. Стадии производств:
1. Выявление проблемы, нуждающейся в разрешении
2. Анализ этой проблемы и выработка проекта решения
3. Рассмотрение проекта (его согласование, обсуждение, экспертная оценка)
4. Утверждение проекта, т.е принятие решения
5. Доведение его до исполнителей
6. Организация исполнения решения и контроль за его исполнением
7. Пересмотр в случае необходимости ранее принятого решения, его корректировка, отмена или приостановление деятельности
Таким образом, административный процесс имеет четырехуровневую структуру: действия – этапы – стадии - производство.[gl]
[gl] Тема № 15. Производство по делам об административных правонарушениях. [:]
15.1. Производство по делам об административных правонарушениях входит в структуру административно-юрисдикционного процесса. Производство по делам об административных правонарушениях в РК регулируется Кодексом об Административных правонарушениях.
Задачи административного производства:
1. Своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела
2. Разрешение его в точном соответствии с законодательством
3. Обеспечение исполнения вынесенного постановления
4. Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений
5. Предупреждение правонарушений, воспитание в духе соблюдения законов.
В административном праве выделяют две разновидности производства по делам об административных правонарушениях: обычное и упрощенное.
Обычное присуще основной массе дел и детально регламентируется законодательство.
Упрощенное рассматривается, прямо предусматривается КоАП и характеризуется меньшим количеством процессуальных действий и их оперативностью.
КоАП в административном производств выделяет несколько процессуальных стадий: возбуждение дела об АП; рассмотрение дела; вынесение постановления по делу об АП; обжалование и опротестование решения; пересмотр не вступивших в силу постановлений по делам АП; исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
15.2.Возбуждение дела об АП является начальной стадией производства, имеющей свои конкретные цели и процессуально оформление. Суть данной стадии состоит в создании процессуального документа – протокола об АП.
Основанием в возбуждении дела является совершение АП. Каждое правонарушение фиксируется на месте совершения правонарушения, т.е. составляется протокол уполномоченным органом. Материальным основанием для начала производства по делу служит наличие в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного административным законодательством. Составлять протоколы о возбуждении дела об АП в праве лица, уполномоченные на то ст. 636 КоАП. Согласно статье 34 ч. 3 дело об АП может быть возбуждено на основании постановления прокурора о возбуждении дела об АП.
Требования к содержанию протокола об АП:
В нем должны быть указаны:
1) Дата и место составления
2) Должность, ФИО лица, составившего протокол
3) Сведения о личности правонарушителя
4) Место, время и суть правонарушения
5) Нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность
6) Данные свидетелей и потерпевших
7) Объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для дела
Протокол подписывается лицом, его составившим, правонарушителем, свидетелями и потерпевшим, если они имеются. Лицо, совершившее правонарушение, в праве представить свои замечания и объяснения, которые должны быть приложены к протоколу. В протоколе фиксируются доказательства – любые фактические данные, по которым устанавливают наличие или отсутствие правонарушения, виновности данного лица и т.д.
Протокол сразу должен быть направлен органу, уполномоченному вести дело об АП. В некоторых случаях, предусмотренных законом, составление протокола не обязательно, если лицо не оспаривает административное взыскание, а так же в случаях, когда штраф налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте правонарушения. На стадии возбуждения дела к правонарушителю в необходимых случаях могут быть применены меры административного пресечения: административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов.
15.3.Рассмотрение дела об АП – основная стадия административного производства
Рассматривать дела об АП в праве следующие органы и должностные лица:
1. Судьи
2. Комиссии по защите прав несовершеннолетних
3. Органы внутренних дел и иные органы, указанные в ст. 538 КоАП.
Лица, участвующие в производстве:
1. Лицо, в отношении которого ведется дело
2. Потерпевший
3. Законные представили
4. Адвокат
5. Свидетели
6. Эксперты
7. Переводчик
8. Участие прокурора определяется ст. 583, 599.
Компетентный орган обязан всесторонне, полно и объективно оценить доказательство по делу с тем, чтобы установить факт совершения правонарушения, виновность лица, другие обстоятельства.
Доказательствами являются: протокол о правонарушении, объяснение , показание свидетелей, потерпевших, заключение экспертов, вещественные доказательства, протоколы о применении мер административного пресечения и другие фактические данные.
Общий срок для рассмотрения дела – 15 дней со дня получения протокола или по ст. 647 КоАП.
Порядок рассмотрения дела об АП:
1. Объявление состава органа или представления должностного лица, рассматривающего дело
2. Объявление председательствующим о деле слушания, и кто подлежит ответственности, разъяснение участвующим в деле лицам их права и обязанности.
3. Оглашение протокола об АП
4. Заслушивание лиц, участвующих в деле, исследование доказательств.