Реформы Петра I, их цели и методы проведения
Военная реформа: Причина: война со Швецией.
Цель: изыскание средств для продолжения войны.
П1 постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки, постепенно упразднял дворянские конные ополчения, постепенно преобразовал гарнизонных пушкарей, казаков и стрельцов в регулярные гарнизонные войска. П1 увеличил число рег полков. На их комплектование были учреждены рекрутские наборы с податных сословий. Была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий ( по рекруту с 20 дворов). П1 приобщил к своей армии казачьи войска в кач-ве постоянной составной части. Итог: в конце царствования П1 он располагал армией в которой было около 200.000 рег войск и не менее 75.000 казач, кроме того во флоте считалось 28.000 чел, 48 кораблей и до 800 мелких судов.
Сословные реформы:
1. Все разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие, которому было присвоено звание шяхетства. Служилая знать по закону перестала на службе отличаться от обычных людишек: все низшие чины одинаково могли дослужиться до высших чинов и должностей. Порядок такой выслуги был точно определен табелью о рангах (1722). В этой табели все офицерские, канцелярск и высш гос дол-ти были распределены на 14 рангов. Уничтожив старые служебные порядки и повернув всех дворян в регулярные полки, Петр сделал положение дворян более тяжелым. Он требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифирии и геометрии. С другой стороны Петр ограничил землевлад права и льготы дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставил им за службу денежное жалование. Итог: старые дворяне как бы превратились в новое гвардейство. Допустив такой аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на родовитых и богатых офицеров возлагал разные поручения по делам казенного хоз-ва, и т.о. создал себе из них удобных, ответственных чиновников.
2. Реформа относительно городского сословия. Цель: создать на Руси сильный и деятельный класс. Ход: он освобождал горожан от присяжных служб у казенных товарных складов и торгово-пром-х оп-ций и расширил гор с/у. В 1720 был учрежден главный магистрат, кот Петр поручил заботы о гор сословии во всем гос-ве, а позднее гл магистрату был дан наказ, определивший общий порядок гор устр-ва и упр-я. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на регулярных и нерегулярных. Регулярные гр-не составляли две гильдии: в 1 входили представители капитала и интеллигенции, во 2 - мелкие торговцы и ремесленники. Рем-ки делились на цехи по ремеслам. Нерегулярными людьми назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров. Кроме того гор дела обсуждались на посадских сходках или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному магистрату. Итог: русские города и после Петра остались в том же положении в котором и были.
3. Крестьянство. Была произведена замена подворной подати подушной. В 1718 начались переписи тяглых людей, записывались в сказки все взрослые мужчины. Позднее назначили ревизию для проверки этой переписи. Когда ревизия определила число налогоплательщиков в 5 млн, то был определен размер новой подати: 74 коп в год с частновлад людей и несколько больше с кр-н казенных. Петр велел во время своей ревизии записать всех холопов в ревизские сказки и обложить их подушною податью наравне с кр-ми. С тех пор землевладельцы стали совершенно одинаково вносить подать и за кр-н своих и за холопов, что с теч-м времени привело к совершенному смешению кр-н с холопами. Так, мало помалу была подготовлена та форма креп права, кот в 17 веке превратила кр-н из гос тяглых людей в полных господских рабов.
Общий итог: итак, в конце царствования Петра очень многое изменилось в жизни сословий. Но гос-во при П1 продолжало смотреть на свои сословия так же, как и раньше.
Управление: П1 перестал созывать БД и все важнейшие дела и законы обсуждал сам, в своем кабинете, с довер лицами и любимцами. Для руководства всем управлением и для высшего суда П1 в 1711 учредил правительствующий сенат. С не мог сам издавать законов, он только обнародовал данные ему государем законы и указы, следил за законностью и правильностью действий администрации и решал те дела, административные и судебные, кот затрудняли низшую администрацию или же доходили до сената по жалобам. При сенате Петр учредил в 1722 особую прокуратуру для надзора за законностью действий администрации. ЕЕ начальник генерал-прокурор имел контроль над самим сенатом, служил посредником между государем и сенатом. Взамен старых приказов с 1718 стали действовать коллегии, из которых каждая имела определенный круг дел. Всего коллегий было 12 (военная, морская, ин дел, камер-коллегия, штатс - ревизион - коммерц - мануфактур - берг - юстиц - духовная и др. В 1708 ввел деление на губернии. По несколько прежних уездов соединялись в провинцию, а несколько провинций в губернию. Во главе губернии стоял губернатор, подчиненный сенату, во главе провинций и уездов - воеводы, при них стояли земские комиссары. Итог: т.о. и до П и при нем одинаково г-во управлялось вверху чиновниками, а внизу выборными властями. С/у было подчинено бюрократии. Только при П было нарушено старое единство подчинения.
Финансовые меры: П изменил прямую подать. Сделав ее подушной и распространив ее на холопов, П значительно увеличил податное поступление. Столь же значительно он поднял косвенные налоги, увеличив пошлины. Перт изменил вес и чекан монеты. Он указал чеканитт новые рубли и полтины, но так, чтобы рубль был равен не 2 ефимкам как раньше, а 1, а полтина была в 0,5 ефимка. Итог: в р-тате П удалось поднять гос доходы. До него казна получала 2,5 млн рублей в год (старой монетой), а в конце его царствования доходы возросли до 10 млн с лишком новой монетой.
Церковная реформа: Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось соборным управлением. Из лиц, принадлежащих к духовенству была учреждена духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент, два вице-президента, советники, асессоры и секретари. При синоде стоял и обер прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прок-ра и сената. Так решил П1 вопрос о церк упр-ии, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.
Просвещение: При П1 возник ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностр языкам, по мат-ке, морскому делу, счетоводству и др. Он также принимал меры и к тому, чтобы вообще поднять культурный уровень об-ва. Для этого, например, П заботился о переводе разных полезных книг с иностр языков. Начал издавать «Ведомости и военных и иных делах».В конце своего царствования он задумал и подготовил учреждение в Петербурге Академии наук для научных исследований и обучения наукам.
ВЫВОД: Положение сословий в г-ве по существу не было изменено: сословия не получили новые права и были оставлены при старых обязанностях. Упр-е по-прежнему было бюрократическим. Словом тип гос-ва, создавшийся до П, не был изменен. Все его перемены имели своим назначением совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. Резкая по сути реформа была проведена только в церковном упр-ии, где с упразднением патриаршества церк жизнь была приведена в полное подчинение г-ву.
Государственно-административные реформы Петра I. Утверждение абсолютизма в России.
Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.
Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного . Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий сенат.. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами. 1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их правопреемниками. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью коллегий. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат. Существовали коллегии: коллегия иностранных дел, военную коллегию, камер-коллегия и др. Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея). Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать города".. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян.. Губерния делилась на провинции .В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами.. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, больщое значение уделчлось строительству флота.
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации.
*Варианты российского абсолютизма в XVIII веке.
В 80-е годы 18 в. Екатерина II все более отходит от политики «просвещенного абсолютизма». Распространение крепостного права на Украину (1783), Жалованная грамота дворянству и городам (1785) свидетельствуют против забот об «общем благе».
Революция во Франции в 1789 г. вначале расценивалась в России как обычный бунт черни. Но вскоре Екатерина осознала опасность, исходившую из Франции, и принялась за искоренение «французской революционной заразы» внутри страны. Была введена строгая цензура. Русским было запрещено путешествовать по Франции. Репрессии по отношению к Радищеву (1790) и. Новикову (1792).
14. Царствование Екатерины II. Сущность политики «просвещенного абсолютизма», ее основные черты и противоречия.