Творчество Ф.М. Достоевского
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Во флигеле Мариинской больницы, где жила тогда семья, прошли его детские годы. Социальное окружение семьи много значило в становлении мироощущения Достоевского.
Мир вокруг него изобиловал контрастами общественных положений, имущественных состояний. Все это в сознании будущего писателя возбуждало вопросы о сущности человека, об истинной, безусловной ценности личности.
С детских лет в сознание Достоевского прочно вошел Пушкин — как самое полное и гармоничное выражение русского духа.
Целью всей художественной работы Достоевского: «При полном реализме найти в человеке человека».
Пафос раннего творчества Достоевского демократический и гуманистический. Все произведения этого периода проникнуты «глубокой болью о человеке» (Н.А. Добролюбов), состраданием к бедным, униженным и оскорбленным.
Как отмечает Н. Бердяев, Достоевский в начале творческого пути – прежде всего психолог, «гуманист наивный, несвободный от сентиментальности».
Литературная деятельность началась с перевода романа Бальзака «Евгения Гранде», что стало серьезной школой понимания и изображения человека для начинающего писателя. Кроме того, сближение с В. Белинским и его кругом, влияние школы Гоголя способствовали формированию реализма.
А) Традиции «натуральной школы» в романе «Бедные люди»
В начале пути Достоевский опирается на традиции «натуральной школы», которая держала курс на сближение искусства с действительностью, на изображение жизни во всех ее будничных и типических процессах.
Социально-психологический роман «Бедные люди» (1846), опубликованный в «Петербургском сборнике» Некрасова, стал свидетельством возрастающей зрелости реалистического направления в творчестве Достоевского, вершинным романом «натуральной школы». Не случайно Белинский назвал его «первой попыткой у нас социального романа», а Некрасов после прочтения рукописи воскликнул: «Новый Гоголь явился», отметив тем самым глубинную связь начинающего писателя с Гоголем.
Традиции:
1. Создание образа Петербурга – города социальных контрастов – с его обителями «чердаков» и «подвалов». Изображение картин жизни беднейших жителей Петербурга, бесправных социальных кругов (студент Покровский, семья Горшкова).
2. Принципы социальной типизации: тип маленького человека – мелкого чиновника, униженного, бесправного, угнетенного своим социальным положением.
Новаторство:
1. Первостепенное внимание к личности. Сосредоточенность на изображении внутреннего мира героев во всей его сложности. В.И. Кулешов не случайно дает такое жанровое определение, как «роман переживаний». Эта особенность диктует выбор эпистолярной формы повествования, которая связана с отсутствием фигуры «издателя» (как формы выражения авторской позиции), подчеркивающим свободу самораскрытия и самовыражения персонажей.
2. Новая трактовка образа маленького человека. Противоречивость Макара Девушкина, для которого страшна не бедность, а отсутствие самоутверждения, что приводит к развитию болезненного самолюбия. Достоевский раскрывает самосознание маленького человека, способного чувствовать, мыслить, говорить. М.Бахтина: "Самосознание - это художественная доминанта построения образа героя в романе Достоевского". Гуманистический пафос романа в словах: «Бедный человек тоже человек». Раскрытие темы человеческого достоинства «маленьких людей».
На одном из собраний петрашевцев Достоевский читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 22 декабря Достоевский вместе с товарищами пережил на Семеновском плацу страшные минуты ожидания казни. С января 1850 по январь 1854 года Достоевский пробыл в Омском остроге. Там он сполна познал все стороны каторжной жизни, там выстрадал он новый взгляд на народ, новую веру в человека.
К концу пятидесятых годов социально-этические и художественные искания писателя сосредоточиваются вокруг центральной для зрелого творчества темы — темы нравственного распада, глубоко поразившего современное общество и личность. Эта тема разрабатывается в повести «Дядюшкин сон» (1858)
Летом 1859 года Достоевский приезжает в Тверь, а с конца того же года поселяется в Петербурге. С этой поры начинается последний период его деятельности, отмеченный наивысшей идейной и творческой активностью.
Он открывается романом «Униженные и оскорбленные» (1860— 1861), важным подступом к большим вещам писателя. В нем воскрешаются многие мотивы раннего творчества и переплетаются с новыми мотивами, создавая сложную идейно-художественную ткань, что как раз и отличает произведения последнего периода.
Здесь впервые у писателя намечается новый тип литературного героя — герой-идеолог (Князь Валковский), несущий в себе определенное нравственное, социальное качество и в поступке, и в «теоретическом» осмыслении и оправдании. В последующих романах такой герой получит более сложное внутреннее содержание, значение же его в произведении неизмеримо возрастет, и в связи с этим претерпит коренные изменения сама жанровая форма, преобразится весь строй и стилистика романа.
Намечена в образе Наташи, пока еще вскользь, еще одна важнейшая для Достоевского тема: путь к будущему счастью с Алешей неизбежно лежит через страдания.
В 1860 году Достоевский вместе с братом Михаилом Михайловичем предпринимает издание журнала «Время». В нем писатель развертывает программу «почвенничества». Девизом нового направления было восстановление связи духовной и общественной жизни России с исконными народными началами, с национальной «почвой»
Пятикнижие: «Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872) "Подросток" (1875), и "Братья Карамазовы" (1880)
Социальной базой творчества Д. является мещанство, разлагающееся в условиях капиталистического развития. Характер этой общественной группы запечатлелся в отличительных особенностях стиля Д. На стиле Д. лежит печать мрачного трагизма. И это потому, что мещанство, породившее этот стиль, находилось в поистине трагическом положении.
Постоянной темой Д. является истерическая, с мрачной развязкой, борьба за честь униженного в своем человеческом достоинстве мещанина. Мотивы его творчества складываются из многообразных проявлений патологической борьбы за честь.
Динамизм, напряженная событийность и притом событийность хаотическая, беспорядочная, ошеломляющая всякого рода неожиданностями, — характернейшая черта композиции Д. Эта особенность выражается, прежде всего, в композиционном использовании времениу Д. Действие его произведений развертывается в исключительно короткие отрезки времени, как ни у кого из других классиков русского романа.
Хаотический динамизм, характеризующий композицию произведений, характерен и для их слога. Речь рассказчиков и героев тороплива, лихорадочно суетлива, слова впопыхах громоздятся друг на друга, то образуя нестройный поток предложений, то падая короткими отрывистыми фразами.
Создавая в «Преступление и наказание» (1865—66) новую форму русского романа, Достоевский синтезировал в ней множество разнотипных черт этого жанра — от бульварного, уголовно-авантюрного до романа-трагедии. Здесь органически связались важнейшие темы его творчества. Тема социального гнета, тема насилия, нравственного распада в личности и обществе, тема денег, тема двойничества.
Петербургские реалии выступают здесь не как «фон» — они принадлежат к идеологическому плану романа и зачастую имеют символическое значение, как, например, лестницы, городская площадь и др.
Мир «Преступления и наказания» — это мир города. В романе
воссоздана подлинная топография, натуралистически обнажена
«физиология» Петербурга. Мир кротких и страдающих героев прежних произведений сомкнулся с миром сильных натур, с проявлениями титанической воли и могучих страстей.
Герой угнетен не столько нищетой и безвыходностью своего положения, сколько сознанием нелепости и жестокости жизни, измучен бессильной ненавистью к косному миропорядку. Мотивы безысходности: встреча с Мармеладовым, чтение письма матери.
Особенность главных героев Достоевского в том, что они не признают умеренности в душевных движениях, не опасаются перейти обыденную грань в них, не дорожат покоем и равновесием, нарушают принятые нормы и мерки.
К полному «жизненному знанию», к истине Раскольников идет через страдание. Он страдает от социального зла, бросается к ложному выходу из него, обрекает себя на муки нравственного отчуждения и, наконец, через болезненную ломку ложных убеждений, постепенно обретает общность с людьми. Прорваться к «живой жизни» ему удается тогда, когда он соприкасается со страданием других людей, когда возникает момент сострадания (в доме Мармеладова)
В «отыскании» человека в Раскольникове, в воскресении его духа главную роль играет Соня. Через ее судьбу герой осознает «все страдание человеческое» и поклоняется ему. Но принимает его — как путь к очищению и счастью — далеко не сразу. Кульминация отношений Раскольникова и Сони — чтение главы из Евангелия.
Влияние Достоевского на последующую литературу колоссально и по следствиям своим бесконечно многообразно. Именно его творчество стало одним из важнейших факторов продвижения не только в литературу, но и в философию экзистенциальной проблематики — особенно с начала XX столетия. Для многих писателей с принятием такой мировоззренческой ориентации был связан повышенный интерес к психологически сложным типам личности, к катастрофическому сюжетному развитию, к трагическим коллизиям в жизни.
В русской литературе заметное воздействие Достоевского испытали писатели, связанные с модернистскими течениями. Это Ф. Сологуб, Л. Андреев. Близок к Достоевскому оказывается подчас и Маяковский крупными трагическими характерами в своих дореволюционных вещах.
Для зарубежных писателей. В первую очередь должен быть назван Т. Манн, многому просто учившийся у Достоевского. Сильное воздействие испытали С. Цвейг и Ф. Кафка Опыт русского классика был использован немецкими экспрессионистами — Верфелем, Газенклевером, Кайзером. Немало значил автор «Братьев Карамазовых» для творчества А. Жида и А. Камю, Т. Драйзера и У. Фолкнера, С. Пшибышевского и других, творивших в идейно-эстетической атмосфере, пронизанной влиянием гениального художника.