Механизм осуществления народовластия в РБ

1. Фундаментом политического и государственного устройства РБ выступает народовластие. Народовластие в своем высшем проявлении –власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей.

Статья 3 Конституции, которая провозглашает народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ,существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений.

2.Принцип разделения властей является одной из гарантий реализации всех прав и свобод человека. Каждая ветвь власти в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства. Будучи разделенными, власти должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность концентрации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.

3. «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов…». Ст. 4

Одно из проявлений непосредственной демократии – важнейшее конституционное право граждан на обращение в государственные органы, в обязанность которых входит рассмотрение обращения и ответ по существу в определенный законом срок.

4.Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:

1. развитым производственным и научно-техническим потенциалом, наличием национальной банковской системы, денежной единицы, проведением единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

2., собственной моделью социально-экономического развития, которая характеризуется сильной государственной властью, рациональным сочетанием государственной, частной и других форм собственности, прагматическим подходом к приватизации.

Важнейшую роль в обеспечении экономической основы народовластия играет конституционное закрепление положения: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» (ст. 13). Этот и другие факты также не могут не находить отражения в проводимой государством экономической политике.

17 Дайте характеристику Республики Беларусь как правового государства.

Прав.гос-во = гос-во, кот.во всей своей организации и деят-ти подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод чела.

Признаки:

1. Признание прав и свобод чела:

ü Признание, соблюдение и защита всеобщих прав чела и гражданина, их высшей ценности и приоритета (ч.1 ст.2 К РБ)

ü Обеспечение основ механизма гарантирования этих прав и собод (ч.1,3 ст.21)

ü Независимость суда как осн.механизм гарантий прав и собод (ст.110)

2. Верховенство права (ч.1 ст.7 К РБ)

Ø Конст.установление обязанности гос-ва, его органов и должн.лиц действовать строго в рамках К и принятых в соответствии с ней актов зак-ва (ч.2 ст.7 К)

Ø Обеспечение верховенства К по отношению к иным НПА (ч.3 ст.7 К)

Ø Признание приоритета общепризнанных принципов междунар.права по отношению к нормам нац.зак-ва (ч.1 ст.8 К). Но не допускается заключение междунар.договоров, кот.протиовречат К (ч.3 ст.8 К)

3.Разделение властей (ст.6 К) в общем виде означает разграничение зак., исп.,суд ветвей единой гос.власти. Органическое разделение гос.власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, кот и делает власть действительно цельной и единой. Подобное разделение единой гос.власти по видам деят-ти называется горизонтальное .

18 Дайте характеристику Республики Беларусь как социального государства.

РБ как соц.государство.

Соц.государство – гос-во, которое служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать соц.различия.

Впервые такое определение –в К 1994 года. Были споры, ибо отождествлялись понятия социальное и социалистическое.

Признаки соц.государства:

1. Оно ответственно за сущ-е общества

2. В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом

3. Это гос-во, кот помогает человеку, обеспечивает его достойное сущ-е

1 из главных характеристик прав.гос-ва – гарантированность каждому достойного прожиточного минимума = К. РБ ч.2 ст.23 + Закон от 6 января 1999г. «О прожиточном минимуме в РБ» + постановление СовМина от 11 августа 1999г. «О мерах по соц.защите малообеспеченных граждан». В последнем критерий для оказания помощи = невозможность по объективным причинам получения среднегодового дохода выше утвержденного бюджета прожиточного минимума гражданами из числа:

ü Инвалидов 1 и 2 групп

ü Одиноко проживающих пенсионеров

ü Многодетных и неполных семей

ü Трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы либо за лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врач.-консультативных комиссий в пост.посторонней помощи + осуществляющими уход за детьми-инвалидами до 18 лет

ü Безработных граждан, состоящих на учете в гос.службе занятости и соблюдающих обязанности безработных, предусмотренные зак-вом о занятости.

Соц. гос-во должно реализовывать:

1) Право на охрану здоровья, в том числе в местах лишения свободы.

2) Право на безопасный труд, свобода труда (можно и не работать) – ст.41 К.РБ.

3) Право на защиту своей жизни и здоровья, безопасное развитие личности: в условиях нац.согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, соц. или иной почве.

4) Право собственности. Отчуждение возможно лишь в 2х случаях:

· По мотивам общ.необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, с компенсацией (прим.-снос домов для строительства дороги)

· Согласно постановлению суда в связи с совершением уголовно наказуемого деяния – по УК РБ

5) Соц.равенство. Перед законом (ст.22 К), между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41), помощь ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст.32. 47) и др. Система соц обеспечения должна быть адекватной, ибо в противном случае ущемляются права тех, за счет кого оно осуществляется.

6) Гос-во должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям, иначе – коррупция, концентрация собственности у узкого круга людей, неоснованное обогащение одних за счет других.

Соц.защита гос-вом не должна носить стихийный, вспомогательный хаотичный х-р. Велика здесь роль права. Но для гос-ва характерен баланс интересов человека, общества и гос-ва, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и др.соц.регуляторами.

19 Дайте характеристику Республики Беларусь как светского государства.

Наши рекомендации