Принятие и отмены конституции
Главенство конституции обуславливает специальную процедуру ее принятия. Принятие конституции это комплексный процесс, в рамках которого различаются три элемента:
! Инициатива принятия конституции;
! Орган, уполномоченный принимать конституцию;
! Способы принятия конституции.
Некоторые конституции специально предусматривают орган, который может инициировать процесс разработки и принятия конституции. Другие конституции не содержат таких положений, и эта прерогатива вытекает из нормативной системы, регулирующей технику разработки законов.
Орган, уполномоченный принимать конституцию, обозначается понятием конституционная власть, может быть двух видов:
1. первоначальная конституционная власть;
2. производная конституционная власть.
С точки зрения способа принятия конституций, существуют:
1. предоставленная конституция;
2. устав (плейбеская конституция);
3. пакт;
4. конституция конвенция;
5. парламентская конституция.
Предоставленная конституция представляет собой конституцию, принятую монархом в качестве абсолютного господина, осуществляющего свою власть. Эта конституция является трудом монарха и принимается благодаря принуждениям, осуществляемым в отношении монарха. Как следствие, он вынужден признать некоторые право граждан.
Устав (плебейская конституция) - за которую голосуют плебейским путем. Благодаря этому она считается более прогрессивной по сравнению с одобренной конституцией. Один из ее недостатков состоит в том, что процесс организации плебисцита основывается на терроре, давлении.
Конституция-пакт принимается посредством заключения пак (контракта) между народом и королем. Народ представлен парламентом. Данным актом правящие круги ставили определенные монарху условия которые он должен был учитывать.
Конституция-конвенция принималось собранием, именуемые конвенцией. Это собрание избиралось с целью принятия конституции. Она отличается от других конституций тем, что принимала представительским собранием избирательного корпуса.
Парламентская конституция принимается парламентом. При принятии этой конституции необходимо было выполнить несколько этапов, а именно:
1. конституционная инициатива;
2. разработка проекта конституции;
3. публичное обсуждение проекта;
4. утверждение проекта парламентам квалифицированным большинством (не мен 2/3 от общего количество членов парламента);
5. последний этап - утверждение конституции народ» посредством референдума.
Этот способ принятия конституции является самым эффективным демократичным.
В отличие от частичных изменений и дополнений конституции, ее отмена представляет собой полную и всестороннюю замену одного основного закона страны другим. Как правило, это бывает связано с осуществлением революций, переворотов, коренного изменения соотношения общественно-политических сил в стране и т.д., хотя сама такая отмена в результате указанных событий может быть и частичной, сопровождающейся соответствующей оговоркой. При полной отмене конституции, в отличие от частичной, может предусматриваться более сложная процедура ее проведения.
Так, Конституция Швейцарии требует, чтобы общему её пересмотру предшествовало проведение референдума о целесообразности такого пересмотра, а в случае положительного ответа на этот вопрос обе палаты Федерального собрания подлежат переизбранию.
Более жесткие требования для полного пересмотра конституции в сравнении с ее частичным пересмотром предусмотрены и в ряде других стран (Испания, Куба и др.). В случае военных переворотов, особенно в развивающихся странах, военные хунты часто стремятся облегчить себе пересмотр конституций путем частичной или полной отмены их действия, после чего используют в своих целях произвольный и упрошенный порядок изменения старых или принятия новых конституций.
Так чаще всего конституции отменяются в результате революций. Однако иногда послереволюционные акты оставляют в силе некоторые законоположения свергнутого режима.
Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Иногда в новых основных законах содержится упоминание о юридической отмене предшествующего акта.
Встречаются случаи, впрочем не очень часто, когда в действующей конституции указывается, что она должна быть отменена в результате какого-либо события. Такие конституции относятся к числу временных; тем не менее такая отмена возможна.
Фактически отмена конституций имеет место при их полном пересмотре.
В новые конституции часто переходят многие положения прежних. Обычно сохраняется терминология, подчас структура, фразеология, хотя в последнее время все больше наблюдаются черты схожести конституционных актов различных стран. Впрочем, надо сказать, что в постсоциалистических странах такой преемственности по отношению к отмененным социалистическим конституциям не наблюдается, как в свое время в этих последних обычно не сохранялась преемственность по отношению к конституциям досоциалистическим. Напротив, постсоциалистические конституции часто свидетельствуют о стремлении обеспечить определенную преемственность по отношению к досоциалистическим конституциям.
Пересмотр конституции.
В системе конституций, считающихся «суровыми», люб конституционное изменение составляет всегда конституционным большинство из 2/3 на уровне всего парламента (в случае двухкамерн системы), но еще и народный референдум, в котором большинство граждан должны высказаться в пользу конституционных изменений.
В системе так называемых «гибких» конституций простого закона, за который проголосовал парламент, достаточно для внесения желаемого изменения в конституцию, при условии - естественно - что парламенту принадлежит определенное большинство.
Суровые конституции подчеркивают ценность и авторитет главенства конституции, провозглашая систему ценностей, в которой конституционное изменение должно быть внесено всегда в определенной форме и процедуре отличнойй от ординарных законов. Система гибких конституций довольно легкая, но ставя конституции и простые законы на тот же уровень, ограничивает значение конституции, его ценности как основного юридического закона.
Процедура пересмотра конституции состоит из трех этапов:
1. инициатива о пересмотре конституции;
2. обсуждение инициативы о пересмотре компетентным органом власти;
3. принятие закона о пересмотре конституции.
Конституция Республики Молдова принадлежит к категории суровых конституций. В соответствии с ее положениями инициатива о пересмотре может принадлежать:
1. не менее чем 200 ООО граждан Республики Молдова с правом голоса;
2. не менее 1/3 депутатов Парламента;
3. Правительству.
Проекты конституционных законов должны быть представлены парламенту только одновременно с заключением конституционного суда, утвержденным голосами не менее четырех судей. В Конституции РМ существует и ряд ограничений в пересмотре конституции, которые специально предусмотрены в ст. 142. Так, положения о суверенном, независимом и целостном характере государства, а также касающиеся постоянного нейтралитета государства, могут быть пересмотрены только путем их утверждения на референдуме, голосом большинства граждан, вписанных в избирательные списки.
Однако, не о каком пересмотре не может быть и речи в случае, если его результатом явится упразднение основных прав и свобод граждан или их гарантии.
Конституция не может быть пересмотрена и в периоды чрезвычайных положений, осады и войны.
Нынешняя Конституция РМ была принята Парламентом, впоследствии не подвергалась народному референдуму.
Классификация конституции
Все известные конституции могут быть сгруппированы по видам в зависимости от ряда классификационных оснований.
По форме выражения | По процедуре пересмотра | В зависимости от политического режима | По длительности действия |
неписанные | суровые | демократические | постоянные |
письменные | гибкие | авторитарные | временные |
современные | тоталитарные |
С общесоциальной точки зрения на передний план выдвигается такой критерий классификации конституций как соответствие действительности, глубина отражения социальных реалий. По этому признаку различают
1. действительные
2. и фиктивные конституции
По форме правления, закрепленной в конституциях, различаются
- монархические (Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония)
- республиканские (Италия, Китай, Россия, США, Франция, ФРГ) конституции.
По устанавливаемой форме государственно-территориального устройства конституции подразделяются на два вида:
1. федеральные
2. унитарные.
Как простые (унитарные), так и сложные (федеративные) государства состоят из определенных частей, т.е. являются как бы составными. В соответствии с этим, можно выделить
- общенациональные конституции (США, ФРГ, Российской Федерации, Испании и др.) и
- конституции отдельных частей составного государства (штатов, земель, республик в федеративных государствах, автономий в унитарных государствах).
Верховенство конституции
Главенство конституции, это качество конституции, располагающее ее на вершину политико-правовых институтов обществ какого-либо государства, она будучи источником правил экономической, политической социальной и юридической областях.
Главенство конституции обосновывается ее содержанием и формой: материальное и формальное главенство.
Материальное главенство основано на том, что весь правовой порядок основывается на конституции.
Что касается формального главенства, она объясняется делением конституций на суровые и гибкие. Эта классификация связана с формами разработки конституции.
Главенство конституции обосновывалось и обосновывается демократизмом. Конституция является одним из правовых средств реализации демократизма в организации деятельности государства.
Конституция является основным источником политической системы, а также правовой национальной системы. Она возведена на вершину иерархической лестницы политических и нормативных актов, которым предоставляет политическую и, соответственно, юридическую законность в мере, в которой они соответствуют во всем нормам и принципам, которые она утверждает. Содержание фундаментального закона отражает социально- политические и исторические условия, существующие в определенный момент в определенном обществе, исторические традиции, национальные интересы, политическую культуру народа.
Письменные конституции разрабатываются представительскими органами на национальном уровне (конституционными собраниями, конгрессами), члены которых обладают качеством представителей нации.
Конституция как главный источник права, является его неотъемлемой частью. Она устанавливает основные принципы для правовой системы в целом. Все остальные разделы находят для себя отправную точку в положениях конституции. Любое отклонение от нее считается нарушением конституции, что ведет к недействительности соответствующей нормы. Если в конституционную норму внесены изменения, тогда вносятся изменения и в норму правового раздела, поскольку необходимо соответствие права в целом с конституцией. Главенство конституции подразумевает ряд юридических последствий, но в то же время оно обеспечено и гарантиями. Обеспечение главенства конституции означает и обеспечение социальной стабильности и правопорядка в государстве.
3 правовые гарантии главенства конституции:
1. общий контроль применения конституции;
2. контроль конституционности законов;
3. основное обязательство соблюдения конституции.
Общий контроль применения конституции является результатом того, что вся государственная деятельность организована посредством конституции. Конституция определяет основные формы реализации государственной власти, категории государственных органов. В то же время, определяя государственную систему, конституция определяет и компетенцию государственных органов. Это осуществляется с учетом того, что власть народа не исключает, а, напротив, предполагает разделение полномочий и автономию государственных органов. Все органы государства должны осуществлять свою деятельность в соответствии и в пределах, установленных конституцией. Для того, чтобы это не осталось простым требованием, любая конституция организовывает комплексную и эффективную систему контроля за применением конституции. Этот общий контроль является и первым правовым поколением главенства конституции, он осуществляется посредством установленных форм и путей контроля.
Одна из основных обязанностей главы государства - следить за применением и соблюдением конституции всеми остальными органами власти, неправительственными органами, гражданами, политическими партиями, синдикатами и т.д.
Контроль конституционности законов - это организованная деятельность по проверке соответствия законов конституции. Как институт конституционного права, конституция содержит правила об органах, компетентных осуществлять такую проверку, ее процедуру, а также меры, принимаемые после осуществления этой процедуры. В общем, контроль конституционности законов считается гарантией главенства конституции.
Рассмотренное с точки зрения иерархии норм, главенство конституции подразумевает строгое соответствие всех правовых норм с буквой и духом конституции. Это соответствие проверяется и обеспечивается через контроль законности, который является составной частью государственной деятельности и который осуществляется постоянно в установленных формах и структурах. Контроль законности касается всех правовых актов, изданных органами власти, и он осуществляется, как правило, вышестоящими государственными органами, а иерархия предусматривает подчинение и контроль.
«Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон, ни какой другой правовой акт, противоречащий положениям Конституции, не имеет юридической силы».
Форма правления
Первыми дали классификацию формам правления историк Геродот и философы Платон и Аристотель. Выражением, давшим жизнь этому явлению, была «политическая власть», а критерием классификации послужило количество человек, обладавших властью. Они же вводят понятие «республика», означавшее все политические формы, в которых отсутствует потомственный глава государства и власть принадлежит народу.
Согласно Платону, в мире существуют следующие формы правления:
- аристократия как идеальная форма правления;
- тимократия: правление богатых и амбициозных выходцев из аристократии;
- олигархия: передовая форма тимократии, правление осуществляется самыми богатыми;
- демократия: допускает доступ народа к правлению;
- тирания: может быть установлена и устанавливается вследствие превышения демократических свобод.
Аристотель предлагал три вида формы правления:
- монархия: концентрация власти в руках одного человека. По мнению великого философа, монархия могла легко перейти в тиранию или деспотизм;
- олигархия: власть принадлежит нескольким индивидам (диархия, триумвират и т.п.) или более ограничена по необходимости (социальный класс, военная каста);
- демократия: полноправным держателем власти являлся народ.
Л. Монтескье в особой манере разграничивал формы правления:
- республика: власть принадлежит либо отдельной социальной категории (аристократическая республика), либо всему народу (демократическая республика);
- монархия: власть принадлежит монарху, который осуществляет ее в соответствии с относительно точным и стабильным законом;
- деспотизм: власть осуществляется вне каких-либо предписанных правил.
Форма правления выражает способ осуществления власти. Она независима от государственной структуры. Различные формы правления могут сменять друг друга в рамках одной государственной структуры и наоборот.
В конституционном праве под формой правления понимается способ создания и функционирования высших органов по отношению к отличительным чертам главы государства и с его отношениям с законодательной властью.
Форма правления это внешнее выражение сущности государства, определяемое структурой и правовым поведением высших органов государственной власти. Это система образования отношений между руководителем государства, высшими органами законодательной власти и исполнительной власти.
Основными формами правления являются: демократия, монократия, олигархия, смешанные формы и формы, специфические для социалистических государств.
Формы правления
Монархия(от греч. Monos - «один» и arche - «руководство») - форма правления, в которой высшая власть принадлежит одному лицу, монарху (король, царь, шах и т.п.). Монархи удерживают свою позицию в силу наследства (по рождению), а их мандат не ограничен во времени. Формы монархии это: абсолютная монархия и конституционная монархия (ограниченная).
Абсолютная монархия характеризуется тем, что абсолютная власть принадлежит монарху. Он является единственным законодателем, управляет публичной администрацией и является высшей судебной инстанцией. Будучи первой и самой древней формой правления, на сегодняшнем этапе она является редкостью. В качестве примера может служить монархия в Саудовской Аравии и Омане. Помимо других неограниченных полномочий, монархи этих государств являются и религиозными руководителями. Однако, власть этих монархов может быть ограничена королевской семьей, которая решает вопрос о наследовании трона и может обязать монарха отречься от престола. В абсолютных монархиях отсутствует законодательный орган.
Конституционная (ограниченная) монархия характеризуется тем, что полномочия главы государства ограничены нормативными положениями конституции соответствующего государства. В зависимости от степени этих разграничений выделяем дуалистическую монархию и парламентскую монархию.
Дуалистическая монархия является первоначальной формой ограниченной монархии, в рамках которой государственная власть осуществляется по принципу разделения властей в государстве, особенно законодательной и исполнительной властей. Законодательная власть принадлежит парламенту, избранному кругом подчиненных (в зависимости от формы голосования и принципов избирательного права). Исполнительная власть поручена монарху, который осуществляет ее вместе с правительством, назначенным им. Судебная власть также принадлежит монарху. Монарх наделен правом отклонять законы, принятые парламентом, издавать указы - законы, обладающие силой законов, и распускать парламент. Правительство несет ответственность перед главой государства, такая форма правления существует в Марокко, Иордании, Кувейте.
Парламентская монархия является более развитой формой, по сравнению с дуалистической монархией. В настоящее время парламентская монархия существует в Великобритании, Бельгии, Швеции, Норвегии, Испании, Японии, Дании.
В парламентской монархии власть монарха не распространяется на законодательную сферу, будучи значительно ограничена сферой управления. Законы принимаются парламентом, монарх не обладает правом вето. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. В случае, если парламент выразил вотум недоверия правительству, последнее подает в отставку. Монарх не предпринимает самостоятельно никаких действий. Любой акт монарха должен быть контрассигнован подписью главы правительства или соответствующего министра. В рамках парламентской монархии монарх правит, но не управляет.
Республика (от.лат. res publica - «публичные дела») - форма правления, в которой граждане обладают суверенной властью и осуществляют ее через своих избранных представителей (парламент, президент). Правление республики противоположно правлению монархии, оно не наследственно и не пожизненно. Республика считается самой демократической формой правления. Республики подразделяются на президентские, парламентские и полу президентские.
Президентская республика отличается важной ролью президента в системе государственных органов:
руководитель государства избирается либо специальной коллегией делегатов (в США), либо прямым голосованием избирателей;
президент наделен отсрочивающим правом вето в отношении законов, принятых парламентом;
строгое разделение властей, при котором органы пользуются значительной независимостью во взаимных отношениях;
парламент не имеет права выражать вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распускать парламент;
президент является и главой исполнительной власти;
отсутствие формы ответственности правительства перед парламентом.
Типичным примером президентской республики являются США, где впервые была установлена эта форма правления. Система высших государственных органов строится по принципу «баланса и контрбаланса».
Парламентская республика основывается на концепции разделения властей в государстве. Эта форма правления характеризуется следующими аспектами:
глава государства избирается парламентом;
правительство формируется на парламентской основе и несет ответственность перед парламентом;
парламент наделен правом осуществлять контроль деятельности правительства;
парламент избирается народом всеобщим прямым тайным и свободно выраженным голосованием;
парламент может распустить правительство путем предоставления вотума недоверия;
полномочия главы государства осуществляются, как правило, правительством через главу правительства или министра, который ставит вторую подпись на актах главы государства.
Парламентская республика является нынешней формой правления в Германии, Венгрии, Италии, Индии, Чехии, Словакии, Эстонии и др. Благодаря исторической эволюции данной формы правления, сегодня говорим о: дуалистическом парламентском режиме (правительство несет ответственность и перед парламентом, и перед главой государства) и моноистистеческом парламентском режиме (правительство ответственно только перед парламентом).
Полупрезидентская республика - это форма правления, совмещающая отличительные черты президентской и парламентской республик. Франция и Португалия являются полу президентскими республиками.