Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.
Государственное принуждение реализуется в 2х направлениях
1) оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба).
2) в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).
3)
Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм
Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения.
Государственное принуждение – осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний.
Само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Виды государственного принуждения:
1) По степени закрепленности в правовых актах
а) правовое- государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддастся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.
б) неправовое - может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
2) По содержанию
а) физическое - строго индивидуализировано,
б) психическое (психологическое) – может быть направлено и на коллектив лиц.
Виды государственных принудительных мер:
1) превентивные меры - предупреждение правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно-правовых мероприятий — осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.;
2) меры пресечения - пресечение правонарушения (задержание правонарушителя, арест преступника, изъятие у него орудий преступления и т.д.). Меры пресечения, в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь с целью предупредить правонарушение. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и кары;
3) меры защиты -это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для восстановления нормального состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей.Если юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты - с выполнением "старой" обязанности, той, которая была возложена на данного субъекта. Цель мер защиты - не карать, а лишь восстановить нарушенное право без привлечения нарушителя к ответственности (например, взыскание долга, алиментов, налогов и т.д.).
4) меры юридической ответственности - возложение на правонарушителя определенных лишений (лишение свободы, штраф и др.)
5) иные меры государственного принуждения:
а) принудительные меры воспитательного характера – комната милиции,
б) принудительные медицинского воспитательного характера – лечение от наркомании в местах лишения свободы,
в) реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости
Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет следующие особенности:
1) служит защите интересов граждан, государства, общества,
2) является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний.
3) осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме. В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, право граждан на защиту. Чем четче и полнее регламентирована процедура применения государственного принуждения, тем надежнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами.
4) оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.
94. Законность: понятие, принципы, гарантии. Пути укрепления законности и правопорядка в РоссийскойФедерации
Законность – это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.
В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций:
1) как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и обеспечения неуклонного осуществления законов и других правовых актов.
2) как принцип деятельности демократического государства, основа его эффективного функционирования.
3) как принцип права, правового регулирования.
Рассматриваемые подходы, безусловно, правильны. Но они характеризуют законность лишь с одной стороны. Категория же «режим», охватывая все указанные аспекты, наиболее полно и объективно характеризует содержание явления, показывает, что оно является стержнем нормального функционирования всей общественной системы.
Требования, предъявляемые всем субъектам права, всем участникам общественной жизни, урегулированные правом.
1) требование неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов.
2) верховенство закона. Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества.
3) обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компетентным органам государства, которые должны создать условия, обеспечивающие их реальное осуществление.
4) Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
5) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали.
Только при реализации всех указанных требований в обществе реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены прежде всего к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.
Основные принципы законности – основополагающие начала, обеспечивающие ее содержание и место в общественной жизни.
1) Единство законности.При всем многообразии действующих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии, учреждении) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, отдельные субъекты РФ принимают НА, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ.
2) Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Однако в современной России имеют место отступления от этого принципа (привилегии для отдельных ДЛ, правовые иммунитеты, освобождение некоторых субъектов права от юридической ответственности и т. д.).
3) Целесообразность законности.Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, субъективизма и волюнтаризма отдельных лиц.
Гарантии законности– это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
1) Общие условия - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование:
а) Экономические условия: степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т. д.
б) Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества и способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
в) Идеологические условия.Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Уважение к праву, к закону – личное убеждение человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, правоприменителя, законодателя.
г) Социальные условия.Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся - необходимые условия укрепления законности
д) Правовые условия.Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть технически совершенным. Расплывчатые формулировки, пробелы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности.
2) Субъективные факторы как гарантии законности.
а) состояние правовой науки полнота и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций, например, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистическое государство по своей сущности — государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами.Осуществляемая в последние годы научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.
б) эффективность деятельности политического руководства, правильное избрание государственными лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовность и умение соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление законности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом зависит ее состояние.
Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
1) Юридические гарантии- совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и свобод и их защиту. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия.
а) Средства выявления (обнаружения) правонарушений.К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда РФ и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий.
б) Средства предупреждения правонарушений.Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например: как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т. д.
в) Меры пресечения правонарушений.Используются в тех случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостановка работы предприятия в связи с грубым нарушением противопожарных требований и т. д.
г) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений.Таковыми являются принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.
д) Юридическая ответственностьявляется важнейшим и необходимым средством обеспечения законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.
е) Процессуальные гарантии.Процесс есть форма жизни закона, поэтому реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, четкий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.
ж) Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
2) Организационные средства.К ним относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это, например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков и др.).