Правительство США и федеральные исполнительные ведомства
Кабинет. Главы различных министерств и ведомств исполнительной власти назначаются президентом и одновременно являются его советниками. Важнейшие чиновники образуют т.н. кабинет, или кабинет министров. Его численность сегодня возросла с 4 (государственный секретарь, министр финансов, военный министр и генеральный прокурор) до 14 (государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного строительства и городского развития, транспорта, энергетики, образования и по делам ветеранов). До 1971 в кабинете была представлена и почтовая служба. 14 министерств – огромные организации, состоящие из десятков управлений, отделов и служб. В систему министерства юстиции, к примеру, входит Федеральное бюро расследований (ФБР), а министерство обороны включает Объединенный комитет начальников штабов, консультирующих президента по военным вопросам, а также министерства сухопутных войск, военно-морских сил и военно-воздушных сил. Государственный департамент и министерство обороны являются важнейшими ведомствами исполнительной власти, однако их политический вес меняется в зависимости от влиятельности их глав и политических установок президента. Со времен Второй мировой войны власть (т.е. возможность влиять на решения президента) смещалась от министерств, которые обычно функционировали более или менее независимо, к различным отделам Исполнительного управления президента, находящегося под непосредственным контролем последнего.
Федеральные ведомства. Существуют отдельные ведомства, которые формально находятся в подчинении у президента, но действуют независимо. Таковы, например, администрация общих служб и управление по делам ветеранов. Есть также комиссии (например, комиссия по атомной энергии), во главе которых стоит совет директоров, представляющих обе политические партии, выражающие различные точки зрения и несущие коллективную ответственность за решение важных вопросов. Для исполнения специальных функций созданы государственные корпорации (например, Управление ресурсами бассейна Теннесси, Экспортно-импортный банк, Комиссия Панамского канала, Федеральная корпорация страхования депозитов).
Быть может, важнейшими ведомствами этого типа являются независимые регулятивные комиссии, возглавляемые двухпартийными советами директоров. Члены этих комиссий подлежат ротации в разные сроки, так что в работе всегда принимают участие опытные специалисты. В качестве примеров можно назвать комиссию по торговле между штатами, федеральную комиссию по торговле, федеральную комиссию по связи. Вопреки принципу разделения властей эти комиссии совмещают все три функции государственной власти. Они разрабатывают детали законов, принятых Конгрессом; более того, из-за воздействия на прохождение законопроектов и благодаря тому, что Конгресс охотно делегирует им полномочия в области административного права, эти ведомства являются, пожалуй, в соответствующих областях наиболее влиятельной силой законодательного процесса. Комиссии несут ответственность за надлежащее исполнение вырабатываемых ими правил и реализацию политического курса президента и Конгресса. Наконец, они осуществляют квазисудебные функции, устраивая слушания и вынося решения по делам, возникающим в связи с исполнением правил и проведением политического курса.
Главы федеральных ведомств, как правило, назначаются президентом с согласия сената. Обычно они вступают в должность на определенный срок и не могут быть произвольно смещены. В случае двухпартийных комиссий президент ограничен в праве назначать и смещать глав ведомств. Большинство рядовых членов комиссий входит в состав государственного аппарата и их отбор производится с учетом профессиональной квалификации, а не партийной принадлежности.
Верховный Суд США.
Специфика суд системы США заключается в том, что в стране существуют параллельно 50 судебных систем и федеральная судебная система. В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как федеральных судов, так и судов субъектов Федерации.
Американская Конституция заложила основы единой централизованной федеральной судебной системы, которая состоит из звеньев:
районных судов,
окружных судов
и Верховного суда США.
Судьи этих судов назначаются Президентом США с одобрения Сената. Кроме того, в систему федеральных судов входят так называемые «специализированные суды», имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений (налоговый суд, суд по делам военнослужащих, суд по таможенным и патентным делам, претензионный суд).
Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные (окружные) суды осуществляют проверку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда административных (квазисудебных) органов (например, Национального управления трудовых отношений).
Верховный суд, состоящий из девяти судей, является высшей судебной инстанцией. Согласно Конституции судьи назначаются Президентом по совету и с согласия Сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. Для Верховного суда характерна письменная процедура рассмотрения дела, не требующая присутствия сторон, свидетелей и других обязательных для судебной процедуры действий. Верховный суд широко использует свою дискреционную функцию — право принимать к производству по собственному усмотрению дела, содержащие «федеральный вопрос». Кроме того, Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции этот суд выступает по всем спорам между двумя и более штатами, между центром и штатом, по делам, возбуждаемым одним штатом против граждан другого или иностранцев. Верховный суд внес крупный вклад в дело защиты гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации. Важной особенностью Верховного суда США является то, что он правомочен осуществлять и осуществляет на практике конституционный контроль. Начиная с 1803 г. господствует доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию и данное толкование осуществляют суды и судьи.
Британская Конституция.
Структура конституции. В Великобритании нет писаной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Юридическая конституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи.
Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.
Статут – акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства – монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы). Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько).
Судебный прецедент – это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют “несправедливые” правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название “право справедливости”). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).
Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).
Доктринальные источники – это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.
Содержание конституции. В отличие от конституции США, которая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в системе некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются.
По конституции Великобритания – парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.
Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом.