Гарантии укрепления законности и правопорядка
Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществления прав граждан и интересов общества и государства.
Выделяют следующие виды гарантий законности:
Социально – экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
Политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.д.);
Организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов - прокуратуры, суда и т.д.);
Общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
Идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
Специально – юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований).
Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и, прежде всего, с точки зрения интересов личности и государства. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.
Другие методы государственного руководства обществом часто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование (метод организационный) нередко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод экономический) устанавливается через нормативное закрепление её размеров, порядка начисления и выплат.
4. Дисциплина: понятие и виды.
Дисциплина выступает необходимым средством против общественной дезорганизации в её различных формах и степенях.
Выделяют следующие виды дисциплины:
-Государственная (этот вид связан с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим);
-Трудовая (форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку);
-Воинская (соблюдение военнослужащим правил, установленных законами, уставами, приказами);
-Договорная (соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных договорах);
-Финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний);
-Технологическая (соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технологий и т.п.).
Законность – более узкое понятие, чем дисциплина, так как первое означает соблюдение лишь правовых норм, а второе – соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины – порядок общественный. [kgl]
[gl ]Тема 24. ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО. СФЕРА ПРАВА.[:]
Цель занятия:изучив данные понятия, их соотношение, рассмотреть правовой статус личности в современный период, определить понятие сферы права.
Ключевые слова:законность, правопорядок, дисциплина.
План лекции
1. Права человека и гражданина: понятие и классификация
2. Демократизация института гражданства.
3. Права и свободы личности и международное право. Всеобщая декларация прав человека.
4. Понятие сферы права.
1. Права человека и гражданина: понятие и классификация
Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.Права человека- универсальная категория, представляющая собой вытекающее из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее над национальной, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того который находиться в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последнее могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий стеснении в чем-то.
Права человека и гражданина делятся в зависимости от содержания на:
- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);
- политические (право избирать и быть избранным в властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
- экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд отдых и др.);
- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
- культурный (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).