Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации
Срок полномочий и отставка.Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правительства, но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой государства. Основная формула, следовательно, такова: новый Президент - новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок его полномочий в четыре года. В данном случае встает важный вопрос о легитимности согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине законного срока полномочий () Президента могут пройти парламентские выборы, которые изменят состав Государственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы всегда будут происходить в период президентской легислатуры, поскольку даже очередные парламентские выборы обычно не синхронизированы с датой выборов нового Президента. Однако в полном соответствии с логикой смешанной формы правления Конституция РФ не требует повторного согласия Государственной Думы на назначение Председателя и переназначения членов действующего Правительства. Решающее значение, таким образом, имеет законный срок полномочий Президента РФ, а не Государственной Думы.
Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов или что оно немедленно прекращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только после своего вступления в должность, поручив Председателю и руководимому им органу действовать вплоть до сформирования нового Правительства. Такой указ, например, издал В.В. Путин в день вступления в должность Президента России 7 мая 2000, приняв заявление предыдущего Правительства о сложении им своих полномочий.
В мировой конституционно-правовой практике известны понятия коллективной ответственности Правительства и индивидуальной ответственности каждого его члена. В первом случае Правительство уходит в отставку в полном составе. Наряду с коллективной ответственностью каждый министр индивидуально отвечает за положение дел в своем ведомстве и в случае его неудовлетворительной деятельности должен уйти в отставку. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку всего Правительства. В Конституции РФ таких положений нет, но Федеральным конституционным законом «О Правительстве России» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, следовательно, все его решения принимаются совместно, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства за проводимый им политический курс. Эту ответственность оно несет только перед Президентом, который вправе освободить от должности любого члена Правительства, а также самого Председателя Правительства по собственному усмотрению.
Логическое объяснение такого положения следует искать в том, что Президент РФ несет ответственность перед народом за деятельность исполнительной власти и потому должен иметь возможность оперативно решать вопрос об освобождении от должности такого руководителя Правительства, действия которого не соответствуют политическому курсу Президента. Роль Государственной Думы в назначении Председателя Правительства этим не ущемляется, поскольку новая кандидатура Председателя неминуемо будет представлена для получения ее согласия. Если же допустить, что Председателя Правительства нельзя освободить без согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ, то последний получил бы серьезную поддержку для действий, идущих в разрез с политикой Президента РФ.
Вопросы отставки или, иначе говоря, конституционной ответственности Правительства в нашей стране регулируются ст. 117 Конституции РФ. Правительство может по собственному решению, принимаемому коллегиально, подать в отставку. Согласия Государственной Думы для этого не требуется (по прежнему закону «О Совете Министров - правительстве России» оно предусматривалось). Президент РФ единолично решает, принять или отклонить просьбу Правительства РФ. Если он принимает отставку или может «уговорить» Правительство изменить свое решение, то дальнейшие действия Президента и Правительства понятны. Но что последует, если Президент не примет отставку, а Правительство будет на этом настаивать? Конституционного ответа на этот вопрос нет. Здесь возможно только политическое урегулирование, но Правительство должно продолжать свою деятельность в силу ранее принятых на себя обязательств.
Более сложные отношения складываются между Правительством и Государственной Думой, поскольку, не имея конституционных средств воздействия на политику Президента РФ, Государственная Дума систематически направляет острие своей критики именно на орган исполнительной власти. Согласно Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет автоматически его отставки.
В течение трех месяцев Государственная Дума вправе повторно выразить недоверие Правительству. В таком случае Президент РФ обязан принять одно из двух решений: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу РФ. Следует признать, что содержащаяся в данной ситуации угроза роспуска Государственной Думы не может не оказывать отрицательного влияния на депутатов.
Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Такое право, очевидно, существует для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло бы убедиться в доверии большинства депутатов Государственной Думы и сбить остроту критики в свой адрес. Если же Государственная Дума в ответ на такую инициативу выразит свое недоверие, реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней он может принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначить новые выборы. Трудно представить, что Председатель Правительства предпримет вышеуказанную акцию без согласия Главы государства (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно). Становится очевидно, что данная инициатива обусловлена договоренностью о принятии Президентом в рассматриваемом случае именно второго решения. Депутаты, конечно, понимают, что постановка Председателем Правительства РФ вопроса о доверии (в условиях выгодной политической конъюнктуры) по существу не оставляет им выбора: они должны выразить доверие, если не хотят своего роспуска.
Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правительству, а его Председателю. Это закономерно рождает предположение, что Председатель вправе совершить эту акцию единолично, но тогда затруднительно ответить, каковы должны быть его действия, если члены Правительства РФ на его заседании большинством голосов примут обратное решение. Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально принятом решении Правительства.
Следует отметить, что недобровольная отставка Правительства РФ - по инициативе ли Председателя Правительства РФ или Президента РФ, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы Федерального Собрания РФ в соответствии с Конституцией РФ - возможна. Однако во всех рассмотренных случаях Правительство РФ по поручению Президента страны продолжает действовать вплоть до сформирования нового Правительства. Этим закрепляется объективная необходимость непрерывности его деятельности при всех сложившихся обстоятельствах