Систематизация законодательства в 30-х годах XIX века

Предпринимавшиеся ранее по­пытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т. е. со времени принятия Соборно­го уложения, накопилось значительное количество ак­тов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития.

Очередная попытка кодификации была предприня­та в 1804 году. Комиссия под руководством М. М. Спе­ранского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приня­ты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года.

В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М. М. Сперанский, фактически руководивший кодифи­кацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные ак­ты в хронологическом порядке. Предстояло выявить и собрать значительное количество законодательных ак­тов. После 1649 года в России не осуществлялась ни официальная, ни частная публикация собраний зако­нов. Многие законы вообще не публиковались, а разм­ножались путем переписывания. Таких актов было об­наружено свыше 2 тыс. Составители проделали колос­сальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53 239 наименований. К 1830 году Пол­ное собрание законов Российской империи было подго­товлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330 920 актов) и 6 томов прило­жений (указатели, книга чертежей и рисунков и т. д.).

Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Рос­сийской империи был опубликован и введен в дейст­вие с 1835 года. В Свод были включены лишь дей­ствующие акты: некоторые законы подверглись сокра­щению; из противоречащих друг другу актов состави­тели выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответ­ствовавшей отраслям права. Свод законов делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. В 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году — третье. Будучи в своей основе феодаль­но-крепостническим, Свод законов учитывал в некото­рой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей пра­ва. Вместе с тем в Своде содержалось много устарев­ших норм. В 1836 году была начата работа по созда­нию нового уголовного кодекса. В 1845 году было ут­верждено «Уложение о наказаниях уголовных и ис­правительных ».

71

Вещное, обязательственное и наследственное право в первой половине XIX в.

Вещное. Система состояла из права владения, права собственности, на чужую вещь; Различалось законное и незаконное владение. Закон различал спор о владение от спора собственности. Залоговое право подвергалось подробному регламентированию: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях. Обязательственное право. Различались обязательства из договоров и из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договора. Предмет договора -имущество или действие лиц. Договор заключался по взаимному согласию. Стороны могли вносить в договор условия, не противоречащие закону. Допускалась запродажа имущества (договор о заключении впоследствии договора купли-продажи). Предметом договора подряда и поставки могли быть постройка зданий. Договор займа не мог быть заключен подложно, во вред др. кредиторам. Договор товарищества:несколько видов: товарищество полное, на вере или по вкладам, по участкам или компания на акциях, трудовое. Для возникновения товарищества требовалась регистрация.

71Система вещного правасостояла из права собственности, права владения, права на чужую вещь, залогового права.

Имущество разделялось на движимое и недвижимое. Владение имуществом могло быть законным либо незаконным. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому.

Сервитутные права включали: ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия; ограничение в праве собственности в пользу какого-либо определенного лица.

В Своде законов был специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон.

Предметом договора могли быть как имущество, так и действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договоры можно было заключать в письменном или устном виде, для некоторых договоров требовался нотариальный или крепостной порядок.

Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.

Для наследственного праварассматриваемого периода характерно расширение завещательной свободы. Принадлежащее наследователю имущество можно было завещать кому угодно. Недействительными признавались завещания, сделанные безумными, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.

Завещание составлялось в письменной форме в присутствии свидетелей. Закон различал нотариальные и домашние завещания. В некоторых случаях допускался упрощенный порядок составления завещания.

При отсутствии завещания существовал следующий порядок наследования по закону:к наследству призывались все кровные родственники. Ближайшими родственниками были наследники мужского пола по нисходящей линии (дети, внуки, правнуки). При отсутствии сестер братья поровну делили имущество родителей. Если не было сыновей и внуков, наследство делилось поровну между дочерьми. При наличии сыновей и дочерей последние получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями. Переживший супруг наследовал 1/7 часть недвижимого и 1/14 часть движимого имущества. Если у умершего не было наследников или никто не вступил в наследство в течение десяти лет со дня вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.

Подробно регламентировалось семейное право.

Юридические последствия имел только церковный брак.Для заключения брака требовались достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 — для жениха), согласие вступавших в брак, наличие свободы воли и сознания. Заключение брака также зависело от согласия родителей, опекунов, попечителей и других лиц (военное или гражданское начальство, владелец помещичьих крестьян и т. д.).

Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, духовный сан, монашество, различие вероисповеданий, родство, осуждение на безбрачие.

Расторжение брака производилось в исключительных случаях и только церковью.

Социальный статус жены определялся статусом мужа. Жена была обязана повиноваться мужу, при этом она не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению.

Имущество супругов было раздельным. Приданое жены, а также приобретенное ею имущество признавались ее собственностью. Своим имуществом супруги могли распоряжаться самостоятельно и независимо друг от друга.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и права наследования его имущества.

В случае неповиновения дети могли быть заключены в тюрьму. В имущественных отношениях родителей и детей действовал принцип раздельности имущества.

74

Брачно-семейное законодательство в первой половине XIX в.

Единственной формой брака был церковный. Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил соответствующего вероучения: православия, католичества, мусульманства. Имущество супругов было раздельно. Закон делил детей на законнорожденных и незаконнорожденных. Последние не имели права на фамилию отца и его имущество. В отношениях родителей с детьми действовал принцип раздельности имущества.

75

Правовой статус монарха и органов верховного управления Российской империи в первой половине XIX в. Министерская реформа.

Царь оставался верховным самодержавным и неограниченным монархом.Он был волен в своих действиях и являлся наследственным монархом. Совет при императоре –совещательный орган при царе до1810г. Государственный совет- законосовещательный орган, разрабатывающий проекты законодательных актов. Гос. сов. Состоял из 5 департаментов. Собственная его величества канцелярия - аппарат при царе рассматривающий все важнейшие вопросы в стане.(6 отделений). Сенат-роль сената уменьшилась. Он был высшим суд. органом в стране. За сенатом оставалось право ревизовать местные органы. Министерская реформа –в 1802г. создаются военных, морских, иностр. дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министры 1 раз в год отчитывались в Сенат. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

77

Правовой статус Финляндии в составе Российской империи.

В Финляндии которая была присоединена в1809г. установилась отдельная от всей империи система гос. органов. В состав России Финляндия входила , как княжество. Русский царь одновременно был «великим князем финляндским». Основными органами власти были сейм, как орган законодательный; сенат как орган исполнительный, избираемый сеймом в составе 12 человек. С 1816г. сенат возглавляется генерал-губернатором, назначаемым императором. Законы Р.И. не распространяются на Финляндию.

78

Правовой статус Польши в составе Российской империи.

Польские и литовские земли вошли в состав Рос­сии в результате 3-его раздела Польши По итогам Венского конгресса Ал I даровал Польше Консти­туционную хартию. АлI стал королем польским. Исполнительная власть в руках наместника царя, при нем действовал Гос. совет. В Польше сохранялось местное право. После польского восстания Ник I заменил Конституционную хартию Органическим статутом, в ре­зультате: во­еводства преобразованы в гу­бернии, упразднялась автономность Польши. Царство Польское преоб­разовано в Варшавское генерал-губернатор­ство.

79

Правовой статус народов Закавказья и Сибири в составе Российской империи. «Устав об управлении инородцев» 1-822 г.

Система управления окраинами включала множество специфических админ-тер-ых образований, методов регулирования, учреждений и должностных лиц. В петровскую эпоху Сибирь представляла одну губернию, позже ее территория разделена на 5 провинций. Общее руководство Сибирью осуществлял Сибирский приказ. К кон. 18в организованы 2 губернии (Топольская и Иркутская). «Устав об управлении инородцев», подготовленный Сперанским: все инородные народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским к их сословной принадлежности. Кочевые и бродячие подчинялись системе родового управления: стойбище или улус, возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родовой знатью.

80

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.: общая
характеристика. Общее понятие преступления, состав преступления, система преступлений и наказаний.

1845 принят УК Уложение о наказаниях уголовных исправительных: сохранялся сословный подход к квалификации наказ-я и определению санкций в соответствии с привилегиями.преступление - противозаконное деяние и неисполнение того, под страхом наказания законом. Проводилось различие м/ж преступлением и проступком. Уложение перечисляло основания, по которым устранялось вменение: случайность, малолетство (до 10 лет вменение исключалось, 10 -12 условно), безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или результат обмана), принуждение, необходимая оборона. Субъективная сторона делилась на: умысел: с заранее обдуманным намерением, непредумышленный; неосторожность. Уложение различало соучастие: по предварит. соглашению участников и без этого соглашения. Соучастники: зачинщики, сообщники, подговорщики, подстрекатели, пособники, укрыватели. Система наказания. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней (от смертной казни до внушения).К уголовные наказания: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, лишены прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ. Лишение всех прав состояния -гражданская смерть. К исправительные: лишение всех прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, денежные взыскания. Лишение всех особенных прав и преимуществ: лишение титулов, чинов, права поступать на службу, быть свидетелем и опекуном. Наказания: главные (11 родов нак-я), дополнительные (поражение в правах, покаяние, конфискация, учреждение, опеки, отдача под надзор полиции, запрещение промысла), заменяющие. ( могли заменить главные) - общие. Их дополняли особенные нак-я (исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе, выговор, замечание) и исключительные наказания (лишение христианского погре­бения, частичное лишение права наследования).Система преступлений: преступления против веры, гос-ые, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.

80-81

В 1832г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. Нормы уголовного права были систематизированы в кн. 1 т. XV Свода законов. Книга состояла из разделов, глав и статей; всего было 765 статей. Впервые были выделены Общая и Особенная части.

В 1845 г. императором Николаем I был утвержден новый уголовный кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.Кодекс был введен в действие в 1846 г. Уложение также состояло из разделов, глав и статей. Общее количество статей - 2224.

В соответствии со ст. 4 Уложения под преступлением понималось как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исполнительного законом предписано.

В Уложении 1845 г. устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Уложение вводило следующие основания, устраняющие уголовную ответственность:случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая сила и необходимая оборона.

Субъективная сторонавыражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.

Уложение устанавливало виды соучастия в преступлении:по предварительному сговору участников и без предварительного сговора. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей и укрывателей.

Система преступленийстала более сложной. Можно выделить следующие виды преступлений:преступления против веры, государственные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, преступления против благочиния, преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц и др.

Система наказанийсостояла из уголовных и исправительных наказаний. Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие.

К уголовным наказаниямотносились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниямотносились: лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания, внушения. Лишение всех особенных прав и преимуществ состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном.

Судебный процессносил инквизиционный характер.Решающая роль отводилась полиции — на нее возлагалось следствие и исполнение приговора.

Следствие разделялось на предварительное и формальное. Основаниями для возбуждения дела служили: донос, жалоба отдельных лиц, инициатива государственных органов (прокурора, стряпчих, полиции). После окончания следствия дело передавалось в суд.

На судебном заседании один из членов суда либо секретарь докладывали дело. Свидетели и эксперты в суд обычно не вызывались. Обвиняемому не принадлежала активная роль в судебном процессе, он был его объектом.

Доказательства подразделялись на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствамотносились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, заключение медицинских экспертов, абсолютно одинаковые показания двух свидетелей. Несовершенными доказательствамибыли: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, оговор посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики.

По тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял «мнение» и направлял его для утверждения и вынесения приговора в палату уголовного суда. Дела по незначительным преступлениям рассматривались в сокращенном составе полицейскими чиновниками

82

Предпосылки и причины реформ 60-70-х гг. XIX в. Подготовка крестьянской
реформы 1861 г. Основные правовые документы реформы.

Первой причиной является системный кризис результатом которого был проигрыш в Крымской войне. 20 млн. мужчин крепостные, 11млн. мужчин частновладельческие.1 млн. удельные крестьяне. 8 млн. гос. крестьяне.- нехватка раб. рук. Три позиции: 1 рано но надо.2. надо но без земли.3. надо но с землей. 19 февр 1961г – принятие. Выкупные сделки – полная личная свобода , 20 % выплачивал сам.

83

Крестьянская реформа 1861 г.: правовое положение временнообязанных крестьян,
выкупная операция, управление крестьянами. Последствия и значение реформы.

1861 г – крестьянская реформа: крестьянство освобождено от ка­балы. Положения:Крестьяне получили: личную свободу; ограниченную свободу передвижения (зависимость от крестьянских общин); право на образование; заниматься гос. службой; торговлей; крестьяне могли вступать в гильдии; обращаться в суд; крестьяне были временно-обязанными, пока не вы­купали надел земли, если он не мог выкупить весь надел, то выплачивал часть, а остальную - государство. Порядок выкупа: земля сохранялась за помещиками, крестьянам – оседлая доля, за которую должны выплатить

25 %.остальные деньги посту­пали собственнику из казны, но эту сумму с % крестьяне должны воз­местить государству в течение 49 лет. Выйдя из зависимости крестьяне должны учреждать сельские общества. Формировалось самоуправление крестьян:во главе- волостной староста и волостной сход. В зависимости от земли устанавливались размеры подушного надела. положительным итог реформы: уравнение членов обще­ства в естественных правах и в пра­ве на свободу. Недостатки:сохранение землевладения; маленький размер крестьянских наделов; учреждение общин и круговая порука в общинах.

Наши рекомендации