Тема 14. Международное морское право. 1. Международное морское право как отрасль международного права
1. Международное морское право как отрасль международного права.
а) понятие международного морского права;
б) источники международного морского права;
в) принципы современного международного морского права.
2. Внутренние морские воды,
а)понятие;
б) правовой режим внутренних морских вод.
3. Территориальные воды.
а) понятие;
б) отсчет ширины территориальных вод;
в) правовой режим территориальных вод;
г) понятие мирного прохода.
4. Международные проливы и каналы.
а) понятие международного пролива;
б) транзитной проход и компетенция государств в отношении международных
каналов и проливов;
в) понятие и правовой режим международных каналов и проливов.
5. Открытое море. Реализация морских свобод.
6. Понятие и правовой режим прилежащей зоны.
7. Исключительная экономическая зона.
8. Континентальный шельф.
9. Международная морская организация ИМО.
Контрольные вопросы и практические задания
1.Определите предмет регулирования международного морского права.
2. Какова классификация морских пространств и ее основания?
3. Какова разница между правовым режимом территориального моря и внутренними морскими водами?
4. Каким условиям должен отвечать проход иностранных судов через территориальные воды?
5. Каковы особенности правового положения проливов, как используются они для международного судоходства?
6. Назовите пять самых больших международных проливов и охарактеризуйте их международно-правовой режим.
7. В чем заключается разница между международными проливами и каналами?
8. Что представляют из себя исторические воды? Приведите примеры.
9. Определите правовое положение исключительной экономической зоны и открытого моря за ее пределами.
10.На какие права распространяется юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне?
11.Решите тесты:
11.1.Военный корабль имеет право остановить иностранное торговое судно в
открытом море, если:
а) оно занимается работорговлей;
б) занимается пиратством;
в) когда осуществляется право преследования, которое началось в водах, где
действует юрисдикция прибрежного государства;
г) во всех перечисленных ситуациях.
11.2.Иностранное судно не облагается налогом, если оно проходит через
территориальные воды, в случае, когда:
а) нужна лоцманская помощь;
б) нужна помощь буксира;
в) необходим ремонт судна;
г) в других ситуациях:
д) во всех перечисленных ситуациях.
11.3.В исключительной экономической зоне третьи государства пользуются
свободами:
а) разведывания и разработки природных богатств;
б) создания и использование искуственных островов;
в) морских научных исследований;
г) полетов, судоходства, прокладки кабелей и трубопроводов;
д) экономического разведывания и разработки исключительной экономической
зоны.
11.4.Расставьте в порядке отдаленности от условной линии внутренних вод
следующие морские пространства:
а) исключительная экономическая зона;
б) территориальные воды;
в) открытое море;
г) прилежащая зона;
д) внутренние воды.
11.5.Понятие «район морского дна за пределами континентального шельфа»
регулируется:
а) Конвенцией об открытом море 1958г.;
б) Конвенцией по морскому праву 1982г.;
в) Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне1958г.;
г) Конвенцией о континентальном шельфе 1958г.;
д) Конвенцией о рыболовстве и защите живых ресурсов 1958г.
11.6.В соответствии с Женевской Конвенцией о территориальном море и
прилежащей зоне 1958г. и Конвенцией по морскому праву 1982г. ширина
территориального моря не может превышать:
а) 200 морских миль;
б) 12 морских миль;
в) 6 морских миль;
г) 3 морские мили;
д) 24 морские мили.
11.7.В соответствии со ст. 110 Конвенции по морскому праву 1982 г. право на
осмотр иностранного судна военным судом в открытом море невозможно в
следующих случаях:
а) судно занимается работорговлей;
б) судно занимается пиратством;
в) судно не имеет национальности;
г) судно занимается несанкционированным вещанием;
д) судно терпит бедствие.
12. Дайте характеристику правовому режиму:
- внутренних морских вод;
- территориальному морю;
- прилежащей зоне;
- исключительной экономической зоне;
- открытого моря;
- морского дна за пределами национальной юрисдикции.
13. Решите задачи:
13.1.Французское судно «Лотус» натолкнулось на турецкий траулер, который
вследствие этого затонул. Имелось значительное число жертв. Спустя некоторое
время французское судно остановилось в турецком порту. Турецкие власти
попытались задержать французского офицера, который в момент катастрофы
осуществлял управление судном.
Может ли Турция преследовать французского офицера несмотря на то, что инцидент имел место в открытом море?
13.2.В 1805 году во время войны между Великобританией и Испанией британский
капер «Минерва» захватил испанское судно «Анна» вблизи устья реки Миссисипи.
При разборе этого дела в британском призовом суде Соединенные Штаты заявили
претензию на захваченное судно на том основании, что оно было захвачено в
пределах американских территориальных вод. Как было видно из обстоятельств
дела, хотя захват произошел фактически на расстоянии свыше трех миль от берега
континента, место захвата находилось в пределах трехмильного расстояния от
нескольких мелких островов, образованных землей и деревьями, угнанными
течением в море. Как должен быть разрешен спор с позиций современного международного права?
13.3.В 1946 году морское судно «Асуа» покинуло один из французских портов и
отправилось в направлении к Палестине, имея на борту несколько нелегальных
мигрантов. Когда судно впервые было встречено в открытом море английским
военным кораблем, то на нем вообще не было никакого флага. Но через некоторое
время на судне появился турецкий флаг, который впоследствии был заменен на
сионистский. Поскольку на судне не было никаких документов, которые
подтверждали бы его национальную принадлежность, это судно было
отконвоировано в порт Хайфу, где было конфисковано в пользу правительства
Палестины на основе Постановления Верховного суда Палестины.
Какое государство в соответствии с международным морским правом осуществляет юрисдикцию и контроль над морским судном в открытом море?
Какие требования предъявляет международное право к суднам, плавающим в открытом море?
Какие условия должны быть выполнены морским судном перед тем, как ему будет предоставлено право плавать под флагом соответствующего государства?
Можно ли инкриминировать капитану судна перевозку «нелегальных мигрантов» в соответствии с положениями действующих международно-правовых актов?
13.4.Проанализируйте дело делимитации континентального шельфа и
исключительной экономической зоны (Румыния против Украины) и дайте ответы на
следующие вопросы:
- Какие договоры принял во внимание Международный Суд ООН в этом деле?
- Существовало ли согласованная линия разграничения территориального
моря Украины и континентального шельфа исключительной экономической зоны
Румынии, как утверждала Румыния?
- Какие методы делимитации применил Суд?
- Почему Суд не учел остров Змеиный как часть береговой линии Украины при установлении равноудаленной линии при делимитации?
- Существует ли принцип пропорциональности между длиной береговой линии и установлении равноудаленной линии?
Тема 15. Международное воздушное и космическое право
1. Международное воздушное право как отрасль международного права.
а) понятие международного воздушного права;
б) основные принципы;
в) источники международного воздушного права.
2. Международные полеты и режим воздушного пространства. «Свобода воздуха».
3. Международное космическое право как отрасль международного права.
а) понятие и источники международного космического права;
б) основные принципы современного космического права.
4. Международно-правовой режим космического пространства и небесных
тел.
а) понятие космического пространства и небесных тел;
б) правовой статус космического пространства;
в) правовой режим Луны.
5. Международно-правовой режим космических объектов и правовое
положение космонавтов.
30 понятие космонавтов и космических объектов;
ВД права и обязанности государств в отношении космонавтов и космических
с,бъектов.
6. Ответственность за вред, причиненный космическими объектами.
Контрольные вопросы и практические задания
1,Что регулирует международное воздушное право?
^ Как соотносятся международное воздушное право и международное
г ^убличное право в целом?
3| Каковы специальные принципы международного воздушного права?
4$. В чем специфика воздушного пространства по сравнению с космическим и
^,орским пространствами?.
ф Какие «свободы воздуха» характерны для международных воздушных
(„•общений?
ед. Перечислите основные коммерческие "свободы воздуха". Каков
^йждународно-правовой статус воздушного судна и экипажа?
77. Охарактеризуйте правовые последствия незаконного полета над
,г;сударственной территорией.
Я|. Какие международные межгосударственные организации принимают участие в
.регулировании коммерческого воздухоплавания в различных регионах земного
„ара?
^ Каков предмет регулирования международного космического права?
1). В чемособенности регулирования исследования и использования
^,-смического пространства и небесных тел?
-^1. Каким образом осуществляется регистрация космических объектов?
'12. Каким образом осуществляется спасание космонавтов и космических
.-ъектов?
.;'-. В чем особенности ответственности за совершение правонарушений в области международного космического права?
л. Правовые режимы космического пространства и небесных тел: общее и
С(4ЛИЧИЯ.
ф. Опишите сходства и различия в статусе государства запуска и . спускающего» государства.
• ф. Охарактеризуйте статус космического аппарата, обнаруженного на территории тетьего государства.
17.Решите тесты: -.".1. Полный и исключительный суверенитет государства над его воздушным , .,-остранством установила:
а) Чикагская Конвенция 1944 г.;
б) Парижская Конвенция 1913 г.;
в) Варшавская Конвенция 1929 г.;
г) Гаагский протокол 1955 г.;
д) Женевская Конвенция по морскому праву 1958 г.
.2. Субъектом ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном етьим лицам является:
а) собственник воздушного судна;
б) постоянный пользователь воздушного судна;
в) государство регистрации воздушного судна;
г) лица, по вине которых причинен ущерб;
д) лицо, которое использовало судно в момент причинения ущерба.
17.3.Международное воздушное право регулирует:
а) полеты в воздушном пространстве судов на воздушной подушке;
б) полеты ракет;
в) полеты аппаратов, которые двигаются в воздушном пространстве по
инерции;
г) полеты аппаратов, которые двигаются в воздушном пространстве с
помощью реактивного двигателя;
д) полеты суден в воздушном пространстве.
17.4.К источникам международного воздушного права НЕ относятся:
а) универсальные и региональные международные конвенции;
б) двусторонние международные договоры;
в) резолюции международных организаций;
г) международные обычаи;
д) нормы национального законодательства, регулирующие техническое
состояние воздушных судов.
17.5.Естественные небесные тела это:
а) астероиды, достигающие Земли естественным путем;
б) метеориты, достигающие Земли естественным путем;
в) естественные космические объекты, движущиеся по постоянной орбите;
г) все тела, находящиеся в космосе.
17.6.Юрисдикция государства регистрации в отношении зарегистрированного
космического объекта и его экипажа распространяется:
а) во время полета, а также когда он проходит через воздушное пространство
другого государства;
б) только во время выполнения особых миссий;
в) только во время полетов в открытом космосе;
г) во время взлета и посадки;
д) на все время полета, кроме периода прохождения через воздушное
пространство иностранного государства.
17.7.Договор о деятельности государств на Луне и других небесных телах был
подписан:
а) в 1960 году;
б) в 1971 году;
в) в 1965 году;
г) в 1967 году;
д) в 1979 году.
17.8.Космонавт - это:
а) гражданин какого-либо государства, имеющий соответствующую
квалификацию;
б) лицо, исполняющее обязанности по управлению полетов;
в) гражданин какого-либо государства, заключивший договор с ООН;
г) гражданин государства, принимающий участие в запуске и выполняющий
функциональные обязанности во время полета и нахождения на станции
космического пространства или небесных тел;
д) посланец человечества в космос.
18.Решите задачи: 18.1.У гражданки государства А., находящейся на борту воздушного судна государства В., во время полета над территорией государства С. родился ребенок.
Гражданство какого государства должен получить ребенок с учетом следующих обстоятельств:
Законодательство о гражданстве государства А. построено на основе принципа «права крови», государств В. и С. - на основе принципа «права почвы»?
Можно ли рассматривать воздушное судно в качестве части территории государства?
В случае, если на борту воздушного судна будет совершено правонарушение, какое государство вправе осуществлять юрисдикцию над правонарушителем?
18.2.В начале 70-х гг., во время напряженных отношений между Индией и
Пакистаном, в связи с уничтожением в Пакистане индийского самолета, Индия
запретила пролет над своей территорией пакистанских самолетов (в том числе и
осуществляющих транзитные рейсы).
Соответствует ли решение Индии международному воздушному праву?
18.3.17 сентября 1938 г. панамский самолет, вылетевший из панамского аэродрома,
потерпел катастрофу в зоне канала. Панамский Верховный суд в решении от 22
февраля 1939 г. признал за собой юрисдикцию в этом деле, считая, что случай
произошел не на территории зоны канала (на ее суше или на ее водах), в которой
власть осуществляется Правительством США, а вне этой территории (в воздухе),
т.е. там, где Панамская Республика осуществляет свои суверенные права.
В случае международно-правовой аренды определенной территории, распространяется ли юрисдикция государства-арендатора на воздушное пространство над этой территорией? Распространяется ли юрисдикция государства флага на воздушное пространство над территорией посольства?
18.4.12 апреля 1967 года Великобритания установила в воздушном пространстве
над Гибралтарским проливом запрещенную зону для полетов иностранных
самолетов. В связи с этим между Великобританией и Испанией возник спор, о
котором Великобритания сообщила Международной организации гражданской
авиации (ИКАО).
В ноте испанского представителя от 8 мая 1967 года на имя Генерального секретаря ИКАО было указано, что в соответствии со ст. 9 Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, государство имеет право устанавливать запрещенные зоны для полетов в воздушном пространстве при условии, что это диктуется военной необходимостью для обеспечения своей безопасности.
Какой международно-правовой принцип определяет режим использования воздушного пространства над международными проливами с помощью воздушных судов? Раскройте его содержание.
В каком международном договоре закреплен этот принцип?
Какова сфера действия ст. 9 Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации на:
а) государственное воздушное пространство;
б) международное воздушное пространство общего пользования;
в) государственное и международное воздушное пространство?
Правомерно ли, с точки зрения современного международного права
установление запрещенной зоны над Гибралтарским проливом?
18.5.При помощи спутника государство А. обнаружило на территории государства В.
богатое месторождение селитры. Не ставя в известность ни государство В., ни
международное сообщество в целом, государство А. арендовало этот участок у
государства В. за небольшую сумму и приступило к эксплуатации месторождения.
Нарушают ли подобные действия международное космическое право?
18.6.Ряд экваториальных государств (Колумбия, Конго, Эквадор, Индонезия, Кения,
Уганда), не являющихся участниками договора 1967 г. по космосу, заявили свои
претензии на сегменты геостационарной орбиты, соответствующие их территориям
по экватору.
Вправе ли они выдвигать требования к государствам, осуществляющим космическую деятельность, о вознаграждении?
18.7.29 января 1998 года в Вашингтоне полномочными представителями правительств Канады, государств-членов Европейского космического агентства Японии, России и США был подписан договор о сотрудничестве в области международной космической станции гражданского назначения. Важным аспектом взаимодействия участников данного международного договора, целью которого является долгосрочное и надежное партнерство заинтересованных государств в области технического проектирования, создание, эксплуатация и использование постоянно обитаемой космической станции, является осуществление способов организационного характера для обеспечения достижения поставленной цели.
Как вы можете прокомментировать конкретные положения этого договора с точки зрения обеспечения его выполнения в целом, совместно с основными международными многосторонними договорами по Космосу, а также урегулирования проблемы ответственности, которая может появиться в процессе эксплуатации станции или в случае предоставления, связанных с этим, услуг?
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»
Самостоятельная работа студента - это форма организации учебного процесса, при которой предусмотренные задания выполняются студентом под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Она является основным средством овладения учебным материалом во время внеаудиторной учебной работы. Работа должна проводиться на протяжении всего семестра, а ее содержание определяется рабочей программой курса. При выполнении заданий необходимо использовать материалы учебников, монографий, публикаций в периодических изданиях, сборники международно-правовых документов, ресурсы Интернет.
Виды самостоятельной работы студентов:
1 Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к текущим аудиторным занятиям.
2. Поисково-аналитическая работа.
Формы самостоятельной работы студентов:
1. Проработка теоретических основ прослушанного лекционного материала.
2. Изучение отдельных тем или вопросов, предусмотренных для самостоятельного изучения.
3. Выполнение домашних заданий.
4. Подготовка к семинарским занятиям.
5. Подготовка к контрольным работам и другим формам текущего контроля.
6. Решение и письменное оформление задач,
7. Систематизация изученного материала курса перед написанием модульных контрольных работ и экзаменом.
8. Выполнение индивидуальных (практических) заданий.
При выполнении данной работы необходимо придать ей практическую направленность, то есть студенты не должны ограничиваться знакомством с содержанием учебников, монографий, публикаций в периодической печати, изучением текстов международно-правовых актов, веб-сайтов международных организаций. Итогом работы должно стать проведение соответствующей учебно-ролевой или деловой игры. Кроме того, при проведении учебно-ролевой игры дополнительно на кафедру должен быть предоставлен пакет документов.
Следует учитывать, что оценка за самостоятельную работу студента является одной из основных составляющих итоговой оценки по изучению дисциплины. Она может составлять до 45% общей оценки по дисциппине, поэтому выполнение всех требований, содержащихся в данных методических материалах, является одним из условий получения отличной оценки по данной дисциплине.
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Выбор вида самостоятельной работы. Регламент игр.
При выборе вида игры студентам следует учитывать, что любой из них предполагает творческий подход и максимальное проявление инициативы при его выполнении. Студентам не ставится жёстких ограничений при выборе игр, при выборе исследуемого материала и информационных ресурсов.
Для самостоятельной работы на выбор предлагаются две учебно-ролевых игры:
Учебно-ролевая игра «Заседание Совета Безопасности Организации Объединенных Наций»
Учебно-ролевая игра «Организация и проведение международной
конференции»
Регламент проведения учебно-ролевой игры «Заседание Совета Безопасности Организации Объединенных Наций»
Каждая академическая группа 4-го курса разбивается в порядке жеребьевки на ролевые группы согласно их численности. Студентам необходимо провести заседание Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (далее СБ ООН) по предложенной повестке дня.
Повестка дня:
1. Прием государства в члены ООН;
2. Выбор членов Международного Суда ООН;
3. Обсуждение вопросов обеспечения мира и международной безопасности (обсуждение ситуации в одной из «горячих» точек).
Ролевые группы:
•№ | Ролевые группы | Численность |
1. | Представители постоянных государств-членов СБ ООН | |
2. | Представители временных государств-членов СБ ООН | |
3. | Составители документов | 5-7 |
4. | Кандидаты в члены Международного Суда ООН | 2-3 |
5. | Приглашенные к участию в заседании (представители Генеральной Ассамблеи, Генеральный Секретарь ООН, эксперты и т.д. | 3-6 |
Общее количество участников 25-30 |
По первому вопросу повестки дня студенты самостоятельно определяют страну, желающую стать членом ООН. Участники соответствующей ролевой группы составляют от имени выбранного государства заявление о приеме в члены ООН, данное заявление обсуждается представителями СБ ООН. В ходе заседания, оценивая степень миролюбивости государства, желающего стать членом ООН, Совет Безопасности дает рекомендацию о принятии государства в члены ООН.
По второму вопросу повестки дня в ходе заседания заседании студенты обсуждают представленные кандидатуры, проводят голосование и принимают решение об избрании кандидата в члены Международного Суда ООН либо об отказе в таковом избрании.
По третьему вопросу повестки дня в ходе заседания СБ ООН обсуждаются пути обеспечения мира и международной безопасности ситуации в одной из «горячих» точек (Палестина, Израиль, Ирак, Афганистан и др.). По результатам
обсуждения необходимо вынести резолюцию о применении санкции к государству -правонарушителю, обязывании совершить определенные действия и др.
По результатам заседания студентам необходимо подготовить и предоставить на кафедру конституционного и международного права следующие документы:
Вопрос 1 повестки дня: Прием государства в члены ООН.
- Заявление от имени государства о приеме в члены ООН.
- Рекомендация СБ о приеме государства в члены ООН.
Вопрос 2 повестки дня: Выбор членов Международного Суда ООН. Решение об избрании в члены Международного Суда ООН. Вопрос 3 повестки дня: Обсуждение вопросов обеспечения мира и международной безопасности (обсуждение ситуации в одной из «горячих» точек). Резолюция.
Регламент проведения учебно-ролевой игры «Организация и проведение международной конференции»
Каждая академическая группа 4-го курса в порядке жеребьевки разбивается на ролевые группы, согласно их численности.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | Наименование этапа | Срок |
1. | Выбор вида игры | 16-23 февраля |
2. | Подготовка и организация проведения игры | Февраль - март |
3. | Проведение игры и предоставление необходимых документов на кафедру конституционного и международного права | не позднее 26 апреля |
4. | Подведение итогов проведения игры | 26-30 апреля |
Распределение ролей в академической группе
Календарный план проведения учебно-ролевой игры «Организация и проведение международной конференции»
№ | Ролевые группы | Численность |
1. | Международный подготовительный комитет | |
2. | Состав делегации государства | 8-10 |
3. | Компетентные органы, эксперты | 8-10 |
Студенты самостоятельно определяют вид конференции в зависимости от целей конференции. Составляются и рассылаются циркулярные документы (Нота с обоснованием необходимости созыва конференции и в зависимости от вида конференции может быть проект соответствующего документа).
Создается Международный подготовительный комитет (Секретариат) для определения места проведения и расходов по проведению конференции.
Каждое заинтересованное государство формирует состав делегации и направляет специальный документ (ноту) инициатору конференции.
Компетентные органы государства утверждают необходимые документы для делегации (инструкции, директивы, указания и т.д.).
Эксперты готовят: проекты выступлений, проекты положений документов, справки и.т.д.
Завершающим этапом игры является пленарное заседание международной организации и принятие итогового документа.
Подведение итогов игры проводится поэтапно в соответствии с календарным планом и разработанными критериями.
По итогам игры на кафедру конституционного и международного права предоставляются следующие документы:
- Циркулярный документ.
- Специальный документ об участии.
- Инструкцию для делегации.
- Итоговый документ.
№ | Наименование этапа | Срок |
1. | Распределение ролей, предоставление списков ролевых групп жюри. | 17.02-20.02 |
2. | Проявление инициативы | 20.02-12.03 |
3. | Подготовка и рассылка циркулярных документов | 20.02-503 |
4. | Подготовка документов и проведение собеседования с членами ролевой группы | 06.03-07.03 |
5. | Образование международного подготовительного комитета | 07.03-12.03 |
6. | Формирование делегации | 12.03-22.03 |
7. | Подготовка инструкций | 12.03-19.03 |
8. | Предоставление инструкций главе делегации и проведение собеседования с членами ролевой группы | 19.03-20.03 |
9. | Подготовка и рассмотрение проектов выступлений, положений документов, справок и т.д. | 20.03-22.03 |
10. | Подготовка проекта итогового документа | 12.03-06.04 |
11. | Предоставление проекта главе делегации | 04.04-06.04 |
12. | Проведение пленарного заседания Международной конференции | 07.04-20.04 |
13. | Оформление всего дела и сдача его на кафедру | 20.04-25.04 |
14. | Подведение итогов игры. Объявление победителей. | 25.04-30.04 |
Проведение этапов может корректироваться с учетов расписания учебных занятий,
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Каждая группа имеет возможность получить за проведение учебно-ролевой игры 10 баллов максимально.Координатор оценивает степень участия в подготовке и проведении игры каждого студента по аналогичной схеме. Индивидуальная оценка не может быть выше общей оценки, которую получила академическая группа.