I. Орфоэпические и акцентологические нормы
1. Вместо точек вставьте нужную гласную ё или е.
БЕЗНАД…ЖНЫЙ БЕСХРЕБ…ТНЫЙ БЛ…КЛЫЙ БЛ…Ф БРЕВ…НЧАТЫЙ ГОРШ…ЧНЫЙ | Ж…ЛЧЬ ИСТ…КШИЙ (год) МАН…ВРЫ НЕДОУМ…ННЫЙ НИКЧ…МНЫЙ ОДНОИМ…ННЫЙ | ОП…КА ОС…ДЛЫЙ ПОИМ…ННЫЙ ХРЕБ…Т Ш…РСТКА Щ…ЛКА |
2. Как правильно произнести слова – с мягким или твёрдым согласным перед е? Подчеркните слова, в которых согласный звук перед епроизносится мягко, например, спортсмен.
АКАДЕМИЯ БЕРЕТ ДЕТЕКТИВ ДЕКАН ДЕФИС | КРЕМ КОМПЬЮТЕР ОДЕССА ПРЕССА ПРОГРЕСС | СЕССИЯ СТРЕСС ТЕЗИС ТЕНДЕНЦИЯ ТЕСТ ШИНЕЛЬ |
3. Поставьте ударение в часто неправильно произносимых словах.
АПОСТРОФ БЛАГА ВКЛЮЧИТ, ВКЛЮЧИМ ДИСПАНСЕР ДОГОВОР; мн. ДОГОВОРЫ, ДОГОВОРОВ ЖАЛЮЗИ ЗВОНИШЬ, ЗВОНЯТ ЗУБЧАТЫЙ ИЗБАЛОВАННЫЙ ИЗБАЛОВАТЬ, избалую ИСКРА КАТАЛОГ КВАРТАЛ КОЛЛЕДЖ КРАСИВЕЕ ЛОМОТЬ, ломтя | МАСТЕРСКИ МИЗЕРНЫЙ МУСОРОПРОВОД НОВОРОЖДЕННЫЙ НОРМИРОВАТЬ, нормирую ОПЕКА ОСВЕДОМИТЬ, осведомлю ПОДРОСТКОВЫЙ ПОРТ, порта; мн. ПОРТЫ, портов ПРИГОВОР, приговора; мн. ПРИГОВОРЫ, приговоров ПРИНЯТ, принята, принято СВЕКЛА СИММЕТРИЯ СЛИВОВЫЙ (сок) | СОЗДАЛ, создала, создало СОСРЕДОТОЧЕНИЕ СРЕДСТВА, средствам, средствами ТАНЦОВЩИЦА ТОРТЫ, тортов УВЕДОМИТЬ, уведомлю, уведомишь УГОЛЬ, угля; мн. УГЛИ, углей УПРОЧЕНИЕ ФЕНОМЕН ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЩАВЕЛЬ, щавеля; ЭКСПЕРТ |
4. Для большинства ораторов и даже для телеведущих камнем преткновения является произношение следующих слов (а для Вас?). Поставьте ударение.
НАМЕРЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЮРНБЕРГСКИЙ процесс | ВЫ ПРАВЫ ВЫ НЕПРАВЫ ВАЛОМ ВАЛИТ | ИСЧЕРПАТЬ МАЛАЯ ТОЛИКА |
5. Укажите, какое значение имеют слова, различающиеся местом ударения. Составьте с каждым из слов словосочетание.
ВÉДЕНИЕ – ВЕДÉНИЕ, ОСТРÓТА – ОСТРОТÁ, ХАРÁКТЕРНЫЙ – ХАРАКТÉРНЫЙ.
II. Морфологические нормы
1. Допишите окончания в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода выделенных имён существительных.
Необыкновенно длинн… боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Забавн… пони звали Кити. Кенгуру кормил… детёныша. Финск… салями в России — очень востребованный продукт. Шёлков… кашнеспособ… смягчить даже строгий деловой костюм. В новой квартире повесим кружевн… тюль. В ваш… автозаложили бомбу. Внусн… харчоутолил… мой голод. У мое… протеже – красивое платье. В 1955 году МГУ праздновал… свое двухсотлетие. Я получил объёмист.. бандероль.
2. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже (кого? чего?):
автомат-закусочная — ……………………………..;
телефон-автомат — ………………………..;
бал-маскарад — ……………………………;
диван-кровать — ……………………………..;
плащ-палатка — ………………………………;
плащ-пелерина — ………………………………;
шеф-повар — ………………………..;
яхт-клуб — ……………………….;
торт-мороженое — …………………………….. .
3. Допишите словоформы, где это необходимо.
В посылке оказалось пять бана… и пять баклаж… . При укладке пути не хватило ста рель… В галантерейной магазине большой выбор чулок и нос… Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста гектар… В продажу поступила первая партия ранних помидор…. Без шорт… на морском побережье в пляжный сезон не обойтись. Отряд партизан… освободил деревню от неприятеля. Варенье из абрикос… — настоящее лакомство. Банкешпрот… или других консервов диетологи рекомендуют предпочесть свежеприготовленную рыбу.
4. Выберите и подчеркните один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имён существительных во всех сферах общественной жизни.
(Ректоры – ректорá) ведущих вузов собрались в конференц-зале. Опытные (шофёры – шоферá) уверенно вели машины по горным дорогам, почти не убавляя скорости на поворотах. (Директоры – директорá) школ возмущены обязательным введением в учебный план новых дисциплин. (Тракторы – тракторá) же, по рассказам людей, в управлении легче автомобиля. Новые, комфортабельные (корпусы – корпусá) ждут отдыхающих.