I. Орфоэпические и акцентологические нормы

1. Вместо точек вставьте нужную гласную ё или е.

БЕЗНАД…ЖНЫЙ БЕСХРЕБ…ТНЫЙ БЛ…КЛЫЙ БЛ…Ф БРЕВ…НЧАТЫЙ ГОРШ…ЧНЫЙ Ж…ЛЧЬ ИСТ…КШИЙ (год) МАН…ВРЫ НЕДОУМ…ННЫЙ НИКЧ…МНЫЙ ОДНОИМ…ННЫЙ   ОП…КА ОС…ДЛЫЙ ПОИМ…ННЫЙ ХРЕБ…Т Ш…РСТКА Щ…ЛКА

2. Как правильно произнести слова – с мягким или твёрдым согласным перед е? Подчеркните слова, в которых согласный звук перед епроизносится мягко, например, спортсмен.

АКАДЕМИЯ БЕРЕТ ДЕТЕКТИВ ДЕКАН ДЕФИС   КРЕМ КОМПЬЮТЕР ОДЕССА ПРЕССА ПРОГРЕСС   СЕССИЯ СТРЕСС ТЕЗИС ТЕНДЕНЦИЯ ТЕСТ ШИНЕЛЬ

3. Поставьте ударение в часто неправильно произносимых словах.

АПОСТРОФ БЛАГА ВКЛЮЧИТ, ВКЛЮЧИМ ДИСПАНСЕР ДОГОВОР; мн. ДОГОВОРЫ, ДОГОВОРОВ ЖАЛЮЗИ ЗВОНИШЬ, ЗВОНЯТ ЗУБЧАТЫЙ ИЗБАЛОВАННЫЙ ИЗБАЛОВАТЬ, избалую ИСКРА КАТАЛОГ КВАРТАЛ КОЛЛЕДЖ КРАСИВЕЕ ЛОМОТЬ, ломтя   МАСТЕРСКИ МИЗЕРНЫЙ МУСОРОПРОВОД НОВОРОЖДЕННЫЙ НОРМИРОВАТЬ, нормирую ОПЕКА ОСВЕДОМИТЬ, осведомлю ПОДРОСТКОВЫЙ ПОРТ, порта; мн. ПОРТЫ, портов ПРИГОВОР, приговора; мн. ПРИГОВОРЫ, приговоров ПРИНЯТ, принята, принято СВЕКЛА СИММЕТРИЯ СЛИВОВЫЙ (сок) СОЗДАЛ, создала, создало СОСРЕДОТОЧЕНИЕ СРЕДСТВА, средствам, средствами ТАНЦОВЩИЦА ТОРТЫ, тортов УВЕДОМИТЬ, уведомлю, уведомишь УГОЛЬ, угля; мн. УГЛИ, углей УПРОЧЕНИЕ ФЕНОМЕН ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЩАВЕЛЬ, щавеля; ЭКСПЕРТ  

4. Для большинства ораторов и даже для телеведущих камнем преткновения является произношение следующих слов (а для Вас?). Поставьте ударение.

НАМЕРЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЮРНБЕРГСКИЙ процесс ВЫ ПРАВЫ ВЫ НЕПРАВЫ ВАЛОМ ВАЛИТ ИСЧЕРПАТЬ МАЛАЯ ТОЛИКА

5. Укажите, какое значение имеют слова, различающиеся местом ударения. Составьте с каждым из слов словосочетание.

ВÉДЕНИЕ – ВЕДÉНИЕ, ОСТРÓТА – ОСТРОТÁ, ХАРÁКТЕРНЫЙ – ХАРАКТÉРНЫЙ.

II. Морфологические нормы

1. Допишите окончания в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода выделенных имён существительных.

Необыкновенно длинн… боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Забавн… пони звали Кити. Кенгуру кормил… детёныша. Финск… салями в России — очень востребованный продукт. Шёлков… кашнеспособ… смягчить даже строгий деловой костюм. В новой квартире повесим кружевн… тюль. В ваш… автозаложили бомбу. Внусн… харчоутолил… мой голод. У мое… протеже – красивое платье. В 1955 году МГУ праздновал… свое двухсотлетие. Я получил объёмист.. бандероль.

2. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже (кого? чего?):

автомат-закусочная — ……………………………..;

телефон-автомат — ………………………..;

бал-маскарад — ……………………………;

диван-кровать — ……………………………..;

плащ-палатка — ………………………………;

плащ-пелерина — ………………………………;

шеф-повар — ………………………..;

яхт-клуб — ……………………….;

торт-мороженое — …………………………….. .

3. Допишите словоформы, где это необходимо.

В посылке оказалось пять бана… и пять баклаж… . При укладке пути не хватило ста рель… В галантерейной магазине большой выбор чулок и нос… Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста гектар… В продажу поступила первая партия ранних помидор…. Без шорт… на морском побережье в пляжный сезон не обойтись. Отряд партизан… освободил деревню от неприятеля. Варенье из абрикос… — настоящее лакомство. Банкешпрот… или других консервов диетологи рекомендуют предпочесть свежеприготовленную рыбу.

4. Выберите и подчеркните один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имён существительных во всех сферах общественной жизни.

(Ректоры – ректорá) ведущих вузов собрались в конференц-зале. Опытные (шофёры – шоферá) уверенно вели машины по горным дорогам, почти не убавляя скорости на поворотах. (Директоры – директорá) школ возмущены обязательным введением в учебный план новых дисциплин. (Тракторы – тракторá) же, по рассказам людей, в управлении легче автомобиля. Новые, комфортабельные (корпусы – корпусá) ждут отдыхающих.

Наши рекомендации