Роль СМИ во взаимодействии власти и общества
Содержание
Введение. 2
Роль СМИ во взаимодействии власти и общества. 5
Место СМИ во взаимодействии власти и общества. 8
Заключение. 12
Список используемой литературы.. 17
Введение
Среди многих важных вопросов построения правового государства есть особый - это положение в обществе средств массовой информации и их отношения с властями.
Средства массовой информации влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов и судов по защите их прав и законных интересов, формируют правовую культуру населения. Поэтому от того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи и в какой мере их поддержит население, во многом зависит конечный результат осуществляемых преобразований. Эти обстоятельства и определяют необходимость взаимодействия между структурами власти и средствами массовой информации. Но на каких принципах оно может быть основано?
Информативно-системные связи занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе.
Функционирование и восприятие различных СМИ обусловливается прежде всего их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации; радио — слуховое; телевидение - и на зрительное, и на слуховое; а всемирная сеть Интернет, объединяющая самый широкий круг пользователей, претендует на создание новой, своей виртуальной реальности. Средства массовой информации в том числе и виртуальная среда начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе. В этом смысле, Интернет приносит с собой многочисленные культурно-мировоззренческие проблемы.
Ценность информации как важного социального ресурса обусловливает возрастание потребности в ее охране и защите. При авторитарной политической системе информация была надежно защищена системой цензуры и тиражировалась при помощи эффективных механизмов пропагандистской и агитационной работы. В процессе перехода от авторитаризма к демократии эти механизмы были в значительной мере разрушены, а их влияние - подорвано. Однако сегодня система мер по обеспечению информационной безопасности должна быть восстановлена, но уже с учетом новых возможностей и для решения новых задач, стоящих перед российским обществом.
В информационном пространстве современного российского общества ощущается насущная потребность в поддержании и сохранении устойчивого равновесия между реализацией демократических свобод (свободой слова, свободой печати) и необходимостью защиты личных, общественных, государственных интересов. Институты формирующегося в Российской Федерации гражданского общества должны обеспечивать это равновесие, в том числе через средства массовой информации. Обладание информацией становится одной из форм власти, определяющей возможности контроля над человеком и обществом со стороны СМИ. Современные СМИ включены в борьбу за власть, прежде всего, в сфере обеспечения контроля над общественным мнением. Следствием этого являются, с одной стороны, утрата доверия к СМИ со стороны гражданского общества, с другой - попытки ограничения реального влияния СМИ со стороны государства. По этому поводу в научной литературе высказываются различные, порою противоположные точки зрения. Достаточно широко распространено мнение о том, что в наше время наложить узду на СМИ — это все равно, что наложить узду на все общество.
Социальное взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - это вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается в том, что отсутствуют эффективные механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, что в конечном итоге дестабилизируют общество, приводит к «информационным войнам», разрушает единое информационное пространство. Развитие конфликтов СМИ и власти по пути их эскалации не должно приводить к социальной деструкции, не должно создавать угрозу информационной безопасности личности, гражданского общества, государства. Поэтому необходимо обеспечить процесс взаимодействия СМИ и власти надежными механизмами регуляции их деятельности.
Взаимодействие СМИ и власти - это достаточно противоречивый процесс, суммарный эффект которого, тем не менее, должен обеспечивать безопасность информационной сферы гражданского общества, устойчивое развитие личности. Противоречия и конфликты СМИ и власти могут и должны быть.
Роль СМИ во взаимодействии власти и общества
Мировой опыт формирования и развития социального государства свидетельствует, что основными его признаками являются преодоление отчуждения личности от власти, превращение государства в социально-ответственный инструмент общества, осуществляющий активную социальную политику в интересах всех категорий населения на основе принципов открытости и демократизма власти, социальной справедливости, согласия и взаимовыгодного партнерства. В целях формирования на практике вышеперечисленных признаков, прежде всего, необходимо взаимодействие общества и власти на основах постоянного диалога между ними, так как демократическая система управления не способна легитимно функционировать вне процессов гласности, игнорируя принцип "прозрачности" своей деятельности.
Диалог государственной власти с общественностью базируется на ряде основополагающих правил, наиболее важными из которых являются следующие: постоянно и систематически информировать общественность о проводимой политике так, чтобы эта информация была доведена до каждого гражданина; предоставлять общественности возможность высказать свое мнение о новых важных проектах и планах до принятия окончательных решений. При реализации многосторонних решений важно продемонстрировать, что никто не стремится добиться своих целей в ущерб другим сторонам. В случаях, когда объективно нельзя вызвать у всех участников тех или иных событий или процессов чувств победы, всегда можно добиться, чтобы неучастие во взаимодействии выглядело менее привлекательно, чем участие; постоянно осуществлять намеренную оптимизацию контакта в современной обстановке недоверия к властям и неверия в будущее. В целях формирования доверия к структурам государственной службы необходимо принимать активное участие в открытых обсуждениях проблем.
Выполнение перечисленных правил взаимодействия власти с общественностью позволит развивать гражданское самосознание и воспитывать у людей активный интерес к проблемам государственного управления.
При нехватке или отсутствии общественного доверия, неприятия ценностей уменьшается возможность создания учреждений, действующих на неформальной, не иерархичной, саморегулирующейся основе, которые в новых условиях становятся продолжением и дополнением официальных учреждений.
Эти проблемы могут решаться в таких конкретных направлениях деятельности связей с общественностью в органах государственной власти, как установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями; информирование общественности о принимаемых решениях; изучение общественного мнения; анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом; прогнозирование общественно-политических процессов; обеспечение органов власти аналитическими разработками. Связи с общественностью - важный элемент политической системы общества. Система связей с общественностью является связующим звеном между государством и гражданским обществом.
В силу того, что в последнее время активно развивается процесс, который получил название "медиатизации" политики, перемещается в сферу средств массовой информации и коммуникации, государственная власть должна с особой ответственностью подходить к взаимодействию с прессой. Для этого следует помнить о том, что СМИ поднимают и освещают обсуждаемые в обществе темы и таким образом доводят их до сведения исполнительной власти. И они же представляют обществу деятельность правительства и, следовательно, контролируют и критикуют его действия, и это закономерное явление. В данном случае трудно переоценить значимость работы служб по связям с общественностью в органах государственного управления. Службы по связям с общественностью призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.
В отношениях между властью и обществом назрела необходимость перехода от технологий воздействия к технологиям взаимодействия, а также учета общественного мнения и создания условий для привлечения граждан к принятию управленческих решений, особенно на местном уровне. Право граждан на получение информации, учет их позиции, предложений, привлечение к участию в подготовке решений может быть реализовано с помощью связей с общественностью. Использование знаний и умений в этой области способствует установлению обратной связи с населением, которая отвечает принципу субсидиарности, то есть передачи полномочий и ресурсов на более низкие, близкие к населению, управленческие уровни.