История появления PR в Казахстане
Public relations как самостоятельная сфера деятельности появились в Казахстане сравнительно недавно. Случилось это в начале и середине 90 годов XX века и было связано с приходом в страну крупных западных PR-агентств, готовивших условия для деятельности западных инвесторов и работавших также с правительством Республики Казахстан в рамках реализации национальных общественно-образовательных проектов в поддержку экономических реформ. Со временем PR стал входить в жизнь компаний и организаций, началось формирование отечественного PR-рынка с участием отечественных консультантов и агентств. В 2001 году по инициативе нескольких компаний, предоставляющих профессиональные услуги на рынке PR, была создана Национальная ассоциация по связям с общественностью Республики Казахстан (НАСО РК, членами-учредителями ассоциации являются агентство социальных и маркетинговых исследований BRIF Research Group, Казахстанский пресс-клуб, агентство коммуникативного менеджмента «Ренессанс», Национальный пресс-клуб, коммуникационная группа «Имидж-Партнер», агентство «Медиа-Систем» и агентство PR-Management Company. Основная миссия НАСО – формирование и развитие в Казахстане профессиональной PR-индустрии. 17-го июня 2008 года члены объединения окончательно утвердили и приняли «Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью Республики Казахстан», которым и обязались следовать.В 2002 году был основан Клуб казахстанских PR-профессионалов "PRшы". это неформальное объединение PR-менеджеров отечественных и международных компаний, некоммерческих организаций, государственных ведомств и PR-агентств Казахстана.Клуб также выступает за развитие в стране цивилизованного рынка по связям с общественностью, повышение стандартов PR-деятельности, престижа и профессионального уровня PR-специалистов Казахстана. С конца 90-х годов прошлого века и до 2005 года включительно высшие учебные заведения страны готовили и выпускали специалистов по связям с общественностью. В 2005 году случилось непонятное и труднообъяснимое: в рамках программы высшей школы специальность «Связи с общественностью» была закрыта. Существует несколько объяснений этому факту. Одни звучат логично, и, согласно им, в конкурсе на разработку государственных стандартов образования в сфере PR, объявленном в своё время Министерством образования и науки РК, выиграл некий частный вуз, который и должен был подготовить типовые учебные программы. Однако он вскоре закрылся. Программы так и не появились, что и послужило поводом для закрытия специальности. В 2008 году НАСО поставила себе задачу добиться включения специальности в Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. Ее члены инициировали публикации в СМИ, проводили круглые столы и обсуждения, направляли письма в правительство и министерство. Закономерным результатом активной деятельности всего PR-сообщества Казахстана стало то, что в этом году приказом комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 20 марта 2009 года №131-од специальность «Связи с общественностью» была включена в Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. Дата введения - 1 сентября 2009 года.
32. Первые действия PR-специалиста в кризисных ситуациях.
Кризис –перелом состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.
Действия в кризисной ситуации
Составляется план возможных действий на 24 часа: (все действия идут параллельно):
· Совещание антикризисной команды совместно с топ-менеджерами. Разработка конкретного сценария (антикризисной стратегии) действий по выходу из кризиса.
· Назначение сотрудников, ответственных за реализацию антикризисных мероприятий.
· Назначение сотрудников, которые имею право общаться с клиентами и СМИ. Информация должна идти только от банка, а не от СМИ или через слухи.
Форма: официальные письма, устные переговоры на всех необходимых уровнях – через профильные отделы, топ-менеджмент, личные связи.
· PR-отдел:
Назначается сотрудник, который занимается мониторингом СМИ.
· Для СМИ готовятся пресс-релизы и дополнительные материалы, в которых помимо информации о банке содержится разъяснение сложившейся ситуации, собственная версия происходящего и готовые ответы на сложные вопросы.
· Определяется целесообразная форма обращения к публике – в зависимости от серьезности, масштаба или профиля ситуации: пресс-конференция, брифинг, рассылка пресс-релизов, заявление топ-менеджеров, эксклюзивное интервью дружественному СМИ, PR-статья в СМИ, устное или письменное оповещение клиентов и партнеров…
· Выбирается место и организатор для проведения пресс-конференции или брифинга.
· Инструктаж персонала, в том числе написание ответов для секретарей и сотрудников фронт-офисов, которым будут задавать вопросы клиенты. Для остального персонала – запрет на контакты, переадресация вопросов сотрудникам PR: «К сожалению, мне сложно комментировать ситуацию в целом, поэтому я бы посоветовал вам обратиться в нашу PR-службу за более подробной информацией».
· Инструктаж руководителей и сотрудников филиалов и представительств.
· Организация «горячей телефонной линии». Лучше, если она переключается на PR-отдел.
· Выделение целевой аудитории, которая является наиболее значимой для бизнеса.
Пример : Тайленол - лекарство фирмы «Джонсон и Джонсон». В результате несовершенства упаковки таблетки кто-то заменил на ядовитые вещества. В результате несколько человек погибло. Грамотные действия руководства и специалистов по связям с общественностью фирмы позволили не только с честью выйти из кризиса, но и упрочить свои позиции. Действия руководства «Джонсон и Джонсон» получили название «Правила «Тайленола».
Они достаточно просты:
1. Сделайте все, чтобы глава компании стал доступен для прессы.
2. Попросите прощения, выразите сожаление о случившемся.
3. Отзовите продукт.
Игнорирование их может подорвать репутацию компании больше, чем урон, нанесенный кризисной ситуацией.