Политико-правовые идеи раннего христианства
Христианство возникло в I в.н.э. в римской провинции Иудее. За пять столетий (I-V вв.) оно из учения небольшой иудейской секты выросло в космополитическую религию Средиземноморья. Большое влияние на христианство оказало ведущее направление той эпохи - стоицизм (особенно римский). Но особое влияние на христианство оказала иудейская религия, которая возникла более трех тыс. лет назад. Священные тексты иудаизма (Библия) создавались с XII по II вв. до н.э. Согласно Библии суть исторического развития состоит в том, что оно постоянно стремится к своей высшей точке, к установлению царства божьего на земле. Царство божье ждет тех, кто делает добрые дела; их же ждет и воскрешение.
Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом Иеговой для установления справедливости. В Ветхом завете говорится, что мессия должен происходить из рода царя Давида. Иисус Христос и был таким мессией.
Раннее христианство было прежде всего религией, обращенной не только к страждущим и обремененным, а ко всем людям - независимо от звания, чина, титула, знатности, богатства, национальности и возраста. Правда, необходимо было соблюдать одно условие - чтобы все они проявляли добрую волю и веру в Иисуса Христа. Христианство обращалось ко всем людям, проповедуя равенство во грехе, искуплении и воздаянии. Даже По мере распространения христианства первоначальные тенденции этого вероучения исчезли, и наиболее характерными его идеями стали непротивление злу насилием, признание частной собственности, повиновение государственной власти, покорность рабов своим господам и подчинение женщины мужчине. Эти идеи высказывались еще самим легендарным основателем христианства Иисусом Христом, который призывал лояльно относиться к государственной власти. Наиболее отчетливо отношение к государству и обществу выражено в учении апостола Павла. В своем послании к христианам римской общины он прямо требует безусловного повиновения государственной власти.
Данные положения стали основополагающими и открыли путь сначала для признания христианства наряду с другими религиями (Миланский эдикт 313 г.), а затем превращения христианства в господствующую религию.
Такое же отступление от первоначальных идей можно встретить и в сочинениях «отцов» церкви. Правда, они призывали к повиновению власти римских императоров с тем условием, что цезарь не может вмешиваться в дела религии и требовать от христиан поклонения себе, как богу. Как известно, Константин стал первым христианским императором, который получил благословение церкви. Таким образом, проблема соотношения светской и духовной власти стала основой для политико-правовой мысли на многие века.
В идеале власти являются равными и не подчиняются одна другой, не сталкиваются и соприкасаются. Но на самом деле конфликты между ними были постоянными. Церковь, видя слабость королей, постоянно пыталась провозгласить свое верховенство. Для этого приводились следующие аргументы: Христианство наряду с этими идеями выдвинуло и ряд новых идей, ранее не известных. Основная из них - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской. Это означало, что личность уже не принадлежит полностью государству, а человек не является полностью подчиненным полису, «поглощенным» им. У человека появляется право, не зависящее от государства, - право на бессмертие. Таким образом, возникает определенная «автономия» личности, которая может «расширяться». Если есть две власти, то какой из них следует подчиняться - вот еще один вопрос, которой ставится перед личностью. Следует ли подчиняться распоряжениям властей, если они несправедливы? Большинство христиан полагали, что следует повиноваться, но не беспредельно. Если повеление противоречит вере, оно не связывает христианина.
В христианских общинах шла борьба между различными сектами по самым животрепещущим вопросам, в том числе и по вопросу о собственности. Такой спор внешне возник в связи с постановкой вопроса об организации христианских общин, в которых ко II в. стала складываться церковная иерархия.
Церковный писатель Ириней, представлявший интересы аристократии в христианских общинах, пытался дать теоретическое оправдание притязаниям священнослужителей на особое привелегированное положение в церкви и требовал предоставления неограниченной власти епископам в правлении общиной и признания за ними непререкаемого авторитета в делах веры.
Почти во всех христианских общинах победили сторонники Иринея . Они постарались убрать из христианского учения все, что могло возбудить ненависть к определенным сословиям. Таким образом, к IV в. сложилась "каноническая" литература, включавшая только те книги, которые были разрешены церковными правилами (канонами) для чтения и богослужения. Вся остальная литература, не вошедшая в "канон", была объявлена "ложной" и "отреченной" или тайной.
В противоположность неравенству, которое господствовало тогда в политико-правовой системе, христианство провозгласило принцип равенства людей независимо от их национального, социального, имущественного и политического положения.
Идея равенства возводится первохристианами к высшей трансцендентной сущности (Богу) и означает прежде всего равенство людей перед Богом. _По мнению христиан, богатство является причиной порчи человека, является "корнем всех зол", оно закрывает дорогу к правде и свободе, "заглушает слово". Осуждая имущих, идеологи раннего христианства призывают передать имущество беднякам. И в конечном итоге делают радикальный вывод о том, что необходимо обобществить имущество, отказаться от частной собственности. Таким образом, здесь прослеживаются идеи не только потребительского, но и общинного коллективизма.
Политико-правовые взгляды Аврелия Августина
(354-430 гг.)
Постепенно, с течением времени, христианство становится предметом особого внимания со стороны римских императоров, особенно в Византии: они оперируют к вопросам богословия, принимают личное участие в рассмотрении церковных споров и разногласий, ведут беспощадную борьбу со всякими "ересями".В IV в. окончательно складываются официальное церковное вероучение и его политическая доктрина.
Политическая доктрина христианства особенно ярко выражена в произведениях константинопольского епископа Иоанна Златоуста (345-430) и епископа Гиппонского Аврелия Августина (354-430). Аврелий Августин - автор известного произведения "О граде божьем", в котором изложены политические взгляды - выражены притязания церкви на господствующее положение в мире.
По мнению Августина, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления являются следствием греховности человека. "Великое преступление" Адама и Евы, от которых происходит весь род человеческий, привело к изменению природы человека в «худшую сторону», за что человек повинен «греху и неизбежной смерти». Сама греховность предопределена замыслом Бога-творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи.
Таким образом Августин разделяет весь род человеческий на два разряда: живущих «по человеку», по «плоти» и живущих «по богу», по «духу» и называет их "двумя градами". Одному граду суждено «вечно царствовать с богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом».
Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве "человека над человеком", в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства.
Естественный порядок земного мира, полагал Августин, носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено "царство небесное".
Августин полагал, что до тех пор, пока не наступит второе пришествие Христа, необходимо соблюдать все земные социально-политические порядки, правда, только в том случае, если они не «противоречат религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного бога». Августин призывал правителей быть исполнителями божьего промысла и содействовать церкви в ее борьбе против всякого рода ересей.
Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в Древности. Затем римско-католическая церковь использовала его положения для всемерного укрепления своих позиций и обоснования притязаний на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным. И сегодня он остается одним из столпов христианского вероучения.