Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и соответственно по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии классификации административно-правовых норм.
По предмету регулирования различают:
• материальные - нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности;
• процессуальные — установленные государством общие правила поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, другими словами, их административно-правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления) и должны действовать участники регулируемых отношений.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанные с ним управленческие отношения (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.д.).Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
По функциям права административно-правовые нормы делятся на:
• регулятивные (содержащие правила созидательности - «активная администрация»);
• охранительные (призваны обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений - «пассивная администрация»).
По содержанию предписания нормы делятся на:
• обязывающие, предписывающие обязательное совершение каких-либо действий;
• запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, во время проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования организаторам и участникам этих мероприятий запрещается препятствовать движению транспорта и пешеходов);
• уполномочивающие (управомочивающие), предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований нормы (например, физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению работника милиции в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»);
• стимулирующие (поощрительные);
• рекомендательные.
Административно-правовые нормы могут классифицироваться и по иным критериям:
• по юридической силе: нормы законов, подзаконных актов;
• действию во времени: срочные и бессрочные;
• масштабу действия: общереспубликанские и местные;
• адресату: могут быть выделены нормы, регламентирующие правовое положение граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления;
• объему регулирования: общие, межотраслевые, отраслевые;
• степени определенности изложенных в нормах требований: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные (допускающие несколько вариантов поведения, предусмотренных нормой) и др.