Тема: Контрольно-обобщающее занятие по теме «Политическая сфера общества».

Цель: систематизировать знания и умения учащихся по теме «Полити­ческая сфера общества», закрепить полученный уровень знаний, умений и продиагностировать их уровень.

Занятие можно организовать в форме групповой работы. В качестве заданий могут быть предложены следующие:

1.Была ли в эпоху первобытности власть? На какие факторы она опирается в истории существования человечества? От чего это зависит?

2.Сравните власть учителя и власть сотрудника милиции? Что общего и в чем различие между ними?

3.Какие принципы и идеи для вас авторитетны? Какие люди и организации обладают авторитетом? Почему?

4.Проанализируйте соотношение понятий «власть как сред­ство» и «власть как цель».

5.Может ли существовать общество вне политики? Что представляет собой политическая власть?

6.Поясните основные признаки государства на конкретных примерах. Почему в эпоху первобытности не существовало государств?

7.Чем отличаются друг от друга государства? Приведите при­меры разных государств.

8.Какую роль в истории человечества сыграл абсолютизм?

9.Какая политическая форма наиболее приемлема для граж­данского общества:

а) авторитаризм,

б) тоталитаризм,

в) охлократия,

г) демократический плюрализм.

10.Как называют политико-правовую связь личности с госу­дарством:

а) гражданство,

б) подданство,

г) гражданство в республиках, а подданство в монархиях,

д) и гражданство, и подданство.

11.Докажите, что во многих странах (как в истории, так и в современности) были нетипичные формы правления? Какие ти­пичные формы правления вы знаете, почему они взаимопрони­кают друг в друга?

12.К каким формам политического режима относятся следу­ющие факты:

а) у власти находится единственная партия, которая не допу­скает оппозиции и управляет страной;

б) в стране политический плюрализм, существует много пар­тий, движений, борющихся в рамках закона за власть.

13.Когда и где появляются партии? Можно ли назвать полити­ческой партией Тайное общество декабристов? Ответ обоснуйте.

14.Поясните, почему люди бывают непримиримы к инако­мыслию? Какие последствия это может иметь?

Многовариантные тесты

1. Правление небольшого числа благородных граждан назы­вается:

а) демократией,

б) тиранией,

в) аристократической республикой,

г) олигархией,

2. В каких из перечисленных стран существовала однопартий­ная система:

а) Германия,

б) СССР,

в) Китай,

г) Колумбия,

д) Куба.

3. В структуру политической системы входят:

а) политические отношения и политические организации,

б) политические отношения, политические организации и политические нормы,

в) политические отношения, политические организации, по­литические нормы, политические идеи, взгляды и полити­ческая культура.

4. Система способов и методов реализации власти — это:

а) политический режим,

б) политическая система,

в) государство.

5. Признаками партии являются:

а) защита интересов своих членов,

б) добровольность членства,

в) разработка программных и уставных норм, регулирующих деятельность,

г) ведение политической борьбы за обладание государствен­ной властью,

д) организация производства.

6. Деятельность политических партий в обществе относится к:

а) духовной сфере общества,

б) социальной сфере общества,

в) политической сфере общества,

г) экономической сфере общества.

7. Правление группы нечестных граждан в античности назы­валось:

а) олигархией,

б) аристократической республикой,

в) охлократией,

г) тиранией.

8. Политологи выделяют следующие виды политических ре­жимов:

а) демократический,

б) авторитарный,

в) тоталитарный,

г) все перечисленные выше.

9. Какие из положений не являются признаками демократиче­ского политического режима:

а) запрещение гражданам всего, что не разрешено законом,

б) гарантии гражданских и политических прав личности,

в) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти,

г) принятие политических решений большинством при ува­жении интересов и прав меньшинства.

10. В каких из перечисленных стран существует двухпартийная система:

а) Германия,

б) Китай,

в) Колумбия,

г) Куба,

д) США,

е) Англия,

ж)Канада.

11. Какие положения не относятся к признакам тоталитаризма:

а) сверхцентрализованная структура власти,

б) монопольная идеология,

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

г) единственная партия.

12. Какие из перечисленных ниже государств являлись кон­федерациями :

а) Священная Римская империя,

б) США в 1776—1789гг.,

в) Австро-Венгрия до 1815 г.,

г) Византия,

д) Арабские Эмираты.

13. Приведите в соответствие формы государства и критерии, в соответствии с которыми они выделяются:

а) монархия 1) форма правления,

б) федерация, 2) форма территориального устройства.

в) республика.

14. Президент Российской Федерации избирается:

а) на пять лет,

б) гражданами Российской Федерации на основе всеобщего рав­ного и прямого избирательного права тайным голосованием,

в) на четыре года.

15. Электорат — это:

а) все, кто пользуется избирательным правом в данном госу­дарстве и может принять участие в выборах,

б) та часть избирателей, обычно голосующая за ту или иную партию, организацию, ее представителей,

в) небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

16. Важнейшими признаками президентской республики явля­ются:

а) президент — глава государства,

б) президент избирается прямым всенародным голосованием,

в) главой правительства становится лидер победившей на вы­борах партии.

17. Признаками правового государства являются:

а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

б) равенство всех перед законом,

в) институт президентской власти,

г)взаимная ответственность государства и граждан.

18. Осуществление власти в государстве недемократическими методами называется:

а) монархией,

б) тиранией,

в) диктатурой,

г) охлократией,

д) олигархией.

Двухвариантные тесты

На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет».

Тест 1

1. С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд.

2. Власть всегда находится в руках активного меньшинства.

3. На Ближнем Востоке феодальные государства встречаются наряду с монархическими режимами.

4. При любом политическом режиме парламент юридически выступает в качестве высшего органа власти.

5. Суверенитет — это верховная власть над определенной терри­торией.

Тест 2

1. В узком смысле государство тождественно стране и политиче­ски организованному народу, проживающему на данной тер­ритории.

2. В федеративном государстве административно-территориаль­ные единицы не обладают собственной государственностью.

3. Согласно взглядам древних греков, неограниченная монар­хия превращается в автократию.

4. Если взрослые решили приватизировать жилое помещение, где прописан подросток в возрасте от 15 до 18 лет, они обяза­ны получить от него согласие на приобретение жилья в соб­ственность.

5. При поступлении на работу необходимо пройти медицинский осмотр тем, кому еще не исполнилось 21 года.

Тест 3

1. Уволить работников можно при сокращении штата на пред­приятии.

2. Авторитет в узком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в широком смысле — одна из форм осуществления власти.

3. Олигархи — активные защитники демократии.

4. В современном мире столько политических систем, сколько существует государств.

5. При монархии люди совершенно свободны в принятии своих решений.

Тест 4

1. Каждое общество порождает собственную политическую систему.

2. Слово «начальник» применимо к любому должностному лицу, имеющему право принимать управленческое решение и требо­вать его исполнения.

3. Ребенок имеет права на имущество родителей.

4. Закон позволяет устанавливать для работников испытатель­ный срок.

5. Диктатура - крайняя форма авторитарного политического режима.

Тест 5

1. Ответственность - круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

2. Конституционное право объединяет нормы, устанавливающие преступность и меру наказания за нее.

3. Закон позволяет беспрепятственно получить разрешение на въезд в страну, где проживают мать и отец ребенка.

4. Глава правительства РФ назначает выборы в Государственную думу, он же может ее и распустить.

5. Если президент избирается всенародным голосованием, то он должен заручиться поддержкой всех или самых крупных электоратов.

Тест 6

1. В процессе судебного рассмотрения дел по уголовным делам суд не обязан выслушивать прокурора.

2. Впервые институт президентства в России был введен в 1992 г.

3. Каждый человек может начать трудовую деятельность с 15 лет.

4. Исторически власть возникла гораздо раньше силы.

5. Различие в политических режимах и политике всегда было характерно для одной и той же формы государственного прав­ления, а тем более для различных.

Тест 7

1. Сила и авторитет могут считаться двумя источниками власти.

2. Политические партии и партийные блоки создаются только для того, чтобы эффективно провести избирательную кампанию.

3. С 12 лет мнению ребенка придается юридический смысл.

4. Председателем Совета Безопасности РФ является президент страны.

5. Гражданское право составляют нормы, регулирующие отноше­ния между органами власти и гражданами.

Тест 8

1. Третейские суды не входят в судебную систему страны.

2. Электоральная функция политической партии состоит в вос­питании преданных его членов и формировании политической культуры граждан.

3. Закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет малолетними.

4. В Англии и США ведущих партий по две.

5. Суд присяжных может отменить закон, противоречащий конституции.

Тест 9

1. Представительская функция политической партии состоит в подготовке и выдвижении кадров для различных политиче­ских институтов.

2. В современном мире существуют три основные разновидности демократии: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

3. Дееспособность — способность иметь права и обязанности.

4. По закону дети обязаны проявлять заботу о своих родите лях.

5. Закон запрещает привлекать людей к сверхурочной работе.

Тест 10

1. В рамках парламентского режима государство может быть республикой.

2. Людей, имеющих двойное (или более) гражданство, одновре­менно называют апатридами.

3. Консерватизм — идейное и общественно-политическое тече­ние, возникшее в европейских странах в XVII—XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, эко­номических свобод.

4. Изготовитель не имеет право устанавливать срок на произ­веденную продукцию.

5. Правовое государство — реальное воплощение идей и принци­пов конституционализма.

Тест 11

1. В рамках парламентского режима государство может быть кон­ституционной монархией.

2. Территориальная организация государства описывает то, как взаимодействуют между собой целое и части.

3. В нашей стране правительство формирует премьер-министр, а Госдума соглашается или не соглашается с его предложением.

4. Гражданин не может по своему усмотрению выбирать место проживания.

5. Активность электората определяется процентной долей числа пришедших голосовать от общего количества избирателей.

Тест 12

1. Впервые тоталитарные формы правления появились после вто­рой мировой войны.

2. К гражданским правам относят право на труд и свободный выбор профессии.

3. Сделка, в которой принимают участие несколько лиц, называ­ется договор.

4. Конституция в нашей стране появилась в XIX веке.

5. В Конституции Российской Федерации признаются политиче­ское многообразие и многопартийность.

Тест 13

1. Суверенитет — досрочное отстранение от власти.

2. В президентской республике главную роль играет не прави­тельство и не президент, а парламент.

3. Правовую помощь населению оказывает прокуратура.

4. В разных частях света продолжают существовать и действо­вать коммунистические партии.

5. К неправильным формам государства античные философы относили монархию, аристократию и демократию.

Тест 14

1. Правление небольшого числа благородных граждан называется аристократической республикой.

2. Разделение наций может происходить только мирным путем.

3. Централизованные государства — основная форма государ­ственности в современном мире.

4. Законодательный орган РФ — Федеральное Собрание.

5. В смешанном типе республики правительство ответственно в равной степени и перед президентом, и перед парламентом.

Тест 15

1. К недемократическим режимам следует отнести такие формы правления, где главную роль играет парламент.

2. Власть как средство и власть как цель — не только разные, но противоположные явления.

3. Сепаратизм — стремление к соединению, слиянию части с це­лым.

4. Лишенных гражданства лиц конституция не защищает.

5. Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное голосование у народа.

Тест 16

1. Три формы правления — монархию, аристократию и демо­кратию — можно объединить в одну и назвать ее республикой.

2. В нашей стране президент избирается всенародным голосова­нием.

3. Партии современного типа возникли в Европе и Северной Аме­рике в конце XVIII и начале XIX веков.

4. Административное право регулирует имущественные и неиму­щественные отношения.

5. Под тоталитаризмом понимаются формы единоличного пра­вления, когда государство контролирует все стороны жизни граждан.

Тест 17

1. Государство — это монополия на законное насилие.

2. В республике формальным источником власти является одно лицо.

3. Правление группы нечестных граждан зовется олигархией.

4. В правовом государстве источником законов выступает граж­данское общество.

5. В унитарном государстве роль центрального правительства серьезно ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны).

Тест 18

1. Президент РФ руководит внутренней и внешней политикой и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

2. Надзор за исполнением законов осуществляет адвокатура.

3. Унитарная форма государства лучше подходит для однонацио­нальных стран.

4. Правление небольшого числа благородных граждан в антично­сти называлось республикой.

5. Закон называет детей в возрасте от 8 до 15 лет малолетними.


Наши рекомендации