Понятие, сущность и виды административного процесса

Понятие «административный процесс» трактуется расширительно: оно охватывает две обобщающие видовые группы административно~процессуальных производств – юрисдикционные и процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реачизации задач и функций исполнительной власти. Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуально определенных административных дел или вопросов в целях обеспечения законности и государственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и процедурными производствами имеются отличия по предмету и последствиям производства (см. схему 15).

Для юрисдикционных производств характерно то, что они носят правоохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разрешении органами исполнительной власти (а в некоторых случаях – судами) административно~правовых споров и в правовой оценке поведения их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения (мер наказания и иных мер воздействия).

К видам юрисдикционного производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба; производство по жалобам; производство по различным спорам, касающимся прав физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обычно возникает по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно~правового отношения.

Процедурное производство выражается в том, что органы исполнительной власти, решая при отсутствии административного спора определенные вопросы в пределах своей компетенции, обязаны соблюдать специальные процессуальные правила. Именно бесспорность решаемого вопроса прежде всего отличает процедурное производство от юрисдикционного; результатом процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а выдача органами исполнительной власти соответствующих разрешений, издание индивидуальных правовых актов, с помощью которых обеспечивается нормальная работа органов управления, удовлетворение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Видами административно~процедурных производств являются: ли~цензионно~разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления; другие виды производств организационно~процедурного характера.

Единого административно~процессуального кодекса в России пока нет. Порядок рассмотрения и разрешения дел административно~юрисдикционного характера урегулирован КоАП, Таможенным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ`, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»2, Федеральными законами от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спир~тосодержащей продукции»3, от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих»4, Указом Президента от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»5, а также другими нормативными актами, предусматривающими порядок привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

БанкШпор.RU - Конструктор шпаргалок - BankShpor.RU

Наши рекомендации