Правовые системы традиционного типа (обычно-правовые и религиозные)
Обычно-традиционная правовая система сегодня охватывает страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и некоторые другие.
В странах этих регионов сегодня традиционное право является не самостоятельной правовой системой, а лишь подсистемой национального права. Здесь традиционное право и европейские правовые модели в определенных сферах действуют параллельно. Структуру самого традиционного права характеризует дуализм норм (юридический и религиозно-нравственный характер).Основные характеристики обычного традиционного права: 1)Это незавершенное право или предправо с точки зрения системности. 2)Правопонимание еще слитно с космическим миропониманием. 3)Юриспруденция еще неизвестна как сфера профессиональной деятельности.4)Единственный источник права – обычай; отсутствует вертикальная соподчиненность норм. 5)Крайне слабая роль государства в формировании и реализации права. 6)Обычное право – право личное, а не территориальное. 7)Обычное право характерно для обществ с застойным характером развития, со слабо развитой государственностью. 8)Обычное право – одна из форм консервации прошлого, препятствие для централизации государства в силу локальной замкнутости и противоречивости. 9)Обычное право нерукотворно, т.к. является элементом» мирового порядка». 10) Правотворчество как таковое отсутствует.11) Обычное право носит устный характер, имеет форму мифов, пословиц, поговорок и т.д.
Индусское право – это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем.
Свое название индусское право получило от факта применения его к индусам. Под индусом при этом обычно понимают члена общины, основанной на варно – кастовой основе, в том числе и вне Индии, следующего основным религиозным постулатам древнеиндийской цивилизации. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной степени доминирует религиозная доктрина – индуизм.
Черты обычного индусского права: 1)право присутствует здесь в зародышевой форме; 2)слитность с религией и моралью; 3)многозначность понятий, присущая начальному этапу становления права; 4)власть короля носит подчиненный характер; 5)закрепляется неравенство индусов перед Богом и законом.
Мусульманское правокак система норм в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII- X вв. в Арабском Халифате и основано на религии – исламе.
Источники мусульманского права:
1)Коран – откровения бога Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммеду и обращенные к правоверным мусульманам; 2)Сунна – предания, рассказы о жизнедеятельности Пророка, столь важные для интерпретации и пояснения Корана; 3)Иджма – согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного; 4)Кияс – аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.
Именно нормы, содержащиеся в Коране и сунне, составляют божественное право ислама, или шариат.
Характерные черты мусульманского права: 1)Главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридических начал. 2)Мусульманское право, как любое традиционное право, возникает как право личное, а не территориальное. Оно отличается казуистичностью, противоречивостью, пренебрежением к абстрактным формулам. 3)Нет четкого деления на отрасли права, в том числе, на публичное и частное право. Публично-правовая сфера регламентирована в нем менее детально, чем сфера частной жизни мусульманина. Мусульманское государственное право исходит из нераздельности светской и религиозной власти. 4)Мусульманское право возникает не «снизу», из практики, а «сверху», из доктрины. Роль государства здесь лишь косвенная. 5)Акты правителя исламского государства играют подчиненную роль в системе источников мусульманского права (законы уже содержаться в Коране и сунне). 6)Со второй половины XIX в. мусульманское право подверглось вестернизации. Следствием этого процесса явилось восприятие им ряда европейских правовых институтов, использование европейских форм права, кодификации и т.д. Однако в конце XIX в. в ряде стран происходит резкий поворот в сторону исламизации. 7)Степень влияния мусульманского права на законодательство стран мусульманского Востока различается в зависимости от сфер общественной жизни. Наибольшее влияние мусульманского права – в сфере так называемого личного статуса (семейное право, наследственное право). В меньшей степени – в конституционном, уголовном праве.
Мусульманское право -- это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии -- исламе. Шариат -- (правильный путь, образ действия) -- совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права. Источниками мусульманского права являются:
1) Коран -- как священная книга ислама и основа мусульманского права;
2) сунна -- совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение;
3) иджма -- общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;
4) кияс -- суждение по аналогии в вопросах права.
Коран и сунна -- основные исторические источники мусульманского права. Включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в X в. н.э., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Государственная власть, согласно исламу, -- не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право.
Галаха -- традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. В более узком смысле -- совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (халахот) в отдельности.
Поскольку жизнь ортодоксальных евреев во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу Галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.
Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества -- основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.
При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права тРадиционные нормы были заменены нормами «общего права».
Есть свои особенности у систем китайского и японского права. Остается подчеркнуть, что все традиционные системы испытывают воздействие правовых систем Запада, хотя и сохраняют национальное своеобразие.
Система обычного права. Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов. Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.
Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.
Обычно-правовое - Личное право, а не территориальное ( как у европейцев). прав система аборегенов, Крайнего Севера, Бурятии, Абхазии, Африки.
религиозное - мусульм, индуское, иудейское. не имеют национ границ. для членов общины.