Система государственного управления СССР в 1936–1991 гг.

Этапы эволюции системы государственного управления. В 30-е годы произошли качественные изменения в социальной и экономической жизни страны. В 3–4 раза увеличился производственный потенциал, в экономике господствующее положение занял государственный сектор, были ликвидированы частные предприятия. В значительной мере было преодолено фактическое неравенство республик. Крупная промышленность в национальных республиках выросла: на Украине в сравнении с 1913 г. в 10 раз, в Белоруссии – в 14 раз, Туркмении – 11 раз, Казахстане – в 20 раз. Кроме того, исчезли эксплуататорские классы, стабилизировался политический режим власти. В связи с этим необходимо было внести изменения в действующую Конституцию. На VII съезде Советов была создана Конституционная комиссия под руководством И.В. Сталина. В процессе ее работы стало ясно, что нужно разрабатывать новую Конституцию. Были созданы подкомиссии для разработки отдельных разделов, затем все проекты были сведены в один. При составлении была усилена роль органов союзного значения и сужена компетенция союзных республик. Были исключены пункты о предоставлении Президиуму права проводить референдумы по законопроектам, имеющим общенародное значение.

К лету 1936 г. проект был в основном готов и опубликован для всенародного обсуждения, в ходе которого было внесено около 40 тыс. поправок, подавляющее большинство из которых не нашло отражения при окончательном составлении документа. Так вносились предложения предоставить право выдвижения кандидатур на выборы в Советы не только общественным организациям, но и отдельным гражданам, а также оговорить условия выхода республик из состава СССР. Новая Конституция была утверждена VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г.

Конституция зафиксировала, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, экономическую основу – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность. Социальной основой СССР был признан союз рабочего класса и крестьянства при ведущей роли рабочего класса. Впервые было определено правовое положение Компартии как руководящей силы советского общества и ядра всех организаций, как государственных, так и общественных.

Конституция 1936 г. внесла значительные изменения в систему высших органов власти, избирательное право, являясь весьма противоречивым документом. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеративную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив беспредельно широкие полномочия общефедеральному центру. Она была демократичнее Конституции 1924 г. и, вместе с тем, стала прикрытием режима личной власти Сталина. Хотя в ней были закреплены основные права граждан (в том числе право выбора места жительства, право обвиняемого на защиту, на охрану чести и достоинства и др.), но правовой статус граждан регулировался не только Конституцией, но и актами текущего законодательства, которые сводили на «нет» конституционные положения и демократические права граждан.

Высшие органы власти СССР в 1936–1991 гг. По Конституции 1936 года высшим органом власти стал Верховный Совет СССР. Впервые он собрался в феврале 1938 г. Именно этот орган наделялся высшими конституционными полномочиями: он мог изменять Конституцию, принимать новые республики в состав Союза, утверждать планы экономического развития, бюджеты и пр. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались по территориальным избирательным округам с равной численностью населения. Совет национальностей формировался по норме: от союзной республики – 32 чел.; от автономной республики – 11; от автономной области – 5; от автономного округа – 1. Обе палаты имели постоянные комиссии, которыми руководили председатели палат. Верховный Совет собирался на сессии 2 раза в год. Между сессиями высшим органом власти являлся Президиум Верховного Совета. Его права постоянно расширялись в законодательной, финансовой, кадровой областях. Он утверждал состав министров, контролировал работу правительства, прокуратуры, обеспечивал проведение выборов в Верховный Совет.

Срок полномочий депутатов Верховного Совета первого созыва истекал осенью 1941 г. В связи с началом Великой отечественной войны было принято решение отложить выборы. В годы войны состоялись всего 3 сессии Верховного Совета: в июне 1942 г., феврале 1944 и апреле 1945 г. На первой сессии ратифицировали англо-советский договор, на двух других – утверждали бюджеты.

Совет народных комиссаров (правительство СССР) утверждалось Верховным Советом СССР, и было ему подотчетно. В мае 1941 г. председателем СНК был назначен И.В. Сталин. Для оперативного руководства народным хозяйством еще в 1937 г. при СНК был создан Экономический Совет – для проверки решений правительства по хозяйственным вопросам, проведения ценовой политики, трудовым отношениям и зарплате.

В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета от 15 марта 1946 г. СНК был переименован в Совет министров, а наркоматы – в министерства. Совмин обладал правом приостанавливать действия правительств союзных республик, отменять приказы министров союзных республик.

На протяжении десятилетий вплоть до начала 1990-х в России складывалась и функционировала административно-командная система управления. Сущность ее заключалась в централизации решений и неукоснительном исполнении директив центра и, особенно, Сталина. Уже к середине 1930-х годов советские органы власти были подчинены партийным. Комитет партии мог отменить выборы в Советы по самым разным причинам. Массовым явлением стал подбор и выдвижение кандидатов в Советы партийными органами. Исполнительный аппарат встал над Советами, постоянно росла его численность. Внутри него существовали жесткие отношения по вертикали и горизонтали, к кадрам предъявлялись особые требования, так как они были основой ее жизнеспособности. Кадры эта система обеспечивала по максимуму – им предоставлялись квартиры, дачи, машины, специальное обеспечение, чтобы полнее освободить руководителей от забот о себе и собственной семье и сосредоточить их усилия на главном – работе. Административно-командная система (АКС) требовала от кадров дисциплинированности и беззаветной преданности делу. Первое поколение руководителей пришло из подполья и фронтов гражданской войны. Они принесли в систему веру в идеалы социализма и партию, и пока в системе сохранялись эти кадры, она функционировала. Но постепенно внутри системы кадры стали выдвигаться не только и не столько по деловым качествам, сколько в зависимости от личной преданности вождю. Следующий удар по системе был нанесен Н.С. Хрущевым. В программе построения коммунистического общества, принятой по его инициативе, впервые была определена новая цель – потребление, которая стала знаменем номенклатуры нового поколения.

Административно-командная система управления показала себя эффективной в чрезвычайных условиях существования страны. В период индустриализации, Великой отечественной войны, восстановления разрушенного войной хозяйства она продемонстрировала свои лучшие качества: умение организовать и мобилизовать народные массы, наладить порядок в распределении и снабжении, провести перестройку управления в короткие сроки и пр. Однако с конца 1950-х гг. она стала препятствовать развитию научно-техничес-кого прогресса. Если наверху не было сторонников той или иной прогрессивной идеи, и технический прогресс не осуществлялся обычным директивным приказным путем, то других вариантов воплощения в жизнь он не имел, так как именно верхи определяли, что является прогрессом, а что нет.

Тем не менее, в течение десятилетий огромное хозяйственно-экономическое пространство находилось под единой системой управления с соответствующей структурой государственных органов. Система государственного устройства, сформированная Конституцией 1936 г., просуществовала до конца 1980-х гг. и прошла несколько этапов в своем развитии:

·1) 1936 – 1941гг.;

·2) 1941 – 1945гг.;

·3) 1945 – 1957гг.;

·4) 1957 – 1985гг.;

·5) 1985 – 1991гг.

На первом этапе, в1936–1941 гг., шло формирование новых органов государственной власти. В управлении народным хозяйством возникали новые наркоматы и ведомства. Всего существовало три типа наркоматов: союзные, союзно-республиканские и республиканские. Союзные наркоматы осуществляли прямое руководство на территории всего Союза через свои местные учреждения, помимо республиканских органов власти. Республиканские наркоматы имели полномочия в пределах республики. Они могли не входить в союзную систему и быть самостоятельными. В 1932 г. ВСНХ был упразднен, и на его основе было создано 3 наркомата: тяжелой промышленности, легкой и лесной.

В связи с началом массовой коллективизации в 1929 г. возник Наркомат земледелия СССР, который стал директивным органом и имел в своем составе трактороцентр, сельхозэнерго, союзсельхозтехнику и т.п. структуры. К 1939 г. наркомат руководил всем сельским хозяйством, в котором 93% крестьянских хозяйств было коллективизировано в 243,7 тыс. колхозов.

В период индустриализации государственная торговля стала единственной формой обмена и распределения продуктов. Частный капитал был вытеснен за счет прекращения кредитования. В 1932 г. было создано Главное управление гражданского воздушного флота при СНК СССР - Аэрофлот, который стал общесоюзным органом. Еще с 1924 г. было положено начало радиовещанию в стране, которое вошло в наркомат связи.

В предвоенный период шло дробление промышленных наркоматов. В 1937-1939 гг. на основе наркомата тяжелого машиностроения были созданы оборонный, машиностроения, топливный, черной металлургии, электростанций и электропромышленности и пр. В 1939 г., в связи с началом II мировой войны, наркомат оборонной промышленности был разделен на ряд самостоятельных: авиационный, судостроительный, вооружений, боеприпасов. Почти все наркоматы были общесоюзными, в управлении промышленностью последовательно проводился принцип централизации. Союзные республики были отстранены от непосредственного руководства развитием тяжелой промышленности.

С началом Великой Отечественной войны вся работа государства стала перестраиваться на военный лад. Госаппарат стал частью военного организма в стране. Вся структура управления была подчинена чрезвычайному органу власти – ГКО (Государственному комитету обороны), который возглавил И.В. Сталин. Первоначально в состав ГКО входило 5 человек, затем его состав расширился до 9 человек (И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский, Л.П. Берия, Н.А. Булганин, Л. Каганович). ГКО осуществлял все государственное и военное руководство в стране. Каждый из членов ГКО отвечал за определенный участок работы: Молотов – за производство танков, Вознесенский – за введение в строй эвакуированных предприятий и т.д. ГКО назначал и смещал высшее военное командование, готовил резервы для действующей армии, решал все военно-стратегические вопросы. В ряде городов, вблизи которых проходила линия фронта, создавались городские комитеты обороны. Всего было создано 60 городских таких комитетов.

С потерей южных и западных районов страны центр военного производства переместился на восток. Перебазирование промышленности охватило территорию 8 союзных республик. Для руководства этой работой был создан 24 июня Совет по эвакуации, который возглавил сначала Л. Каганович, а затем Н. Шверник. Всего было эвакуировано за полгода 1523 предприятия и 10 млн. рабочих и инженерно-технических кадров. В особо тяжелом положении оказалась оборонная промышленность. К ноябрю 1941 г. были разрушены или захвачены 303 завода боеприпасов, не работали 5 из 8 пороховых заводов. Самыми критическими были два последних месяца 1941 г., когда большая часть военной промышленности находилась «на колесах», двигаясь на восток страны. Когда предприятия были вывезены из прифронтовых районов, 25 декабря Совет по эвакуации был ликвидирован. Однако летом 1942 г., когда началось новое наступление фашистских войск на южном участке фронта, началась вторая волна эвакуации. Она оказалась меньшей по масштабу и была затруднена тем, что осенью 1942 г. Северный Кавказ был отрезан от основных железных дорог.

Наркоматы были переведены на круглосуточный режим работы, резко сократилась численность управленческого аппарата, им предоставлялось право самостоятельно решать вопросы распределения материальных и финансовых ресурсов. В годы войны больших реорганизаций в промышленности не происходило, но особенностью этого периода была специализация управления оборонной промышленностью. К началу 1943 г. производство военной промышленности превзошло среднегодовой выпуск Германии по танкам и самолетам в 2 раза, по артиллерийским орудиям – в 4 раза, по минометам – в 5 раз.

В годы войны был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы, была проведена мобилизация трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на предприятиях военной промышленности. Годы войны были звездным часом административно-командной системы управления (АКСУ). Она выдержала колоссальную нагрузку, оптимально использовала ресурсы страны, действовала оперативно, четко, жестко, максимально проявилась тогда самостоятельность и личная ответственность руководителей за конечный результат, умение решать крупные задачи с малыми ресурсами.

В период с июля 1941 по 1947 гг. была введена карточная система снабжения (распределение хлеба, а с 1943 г. - промтоваров). В центре было создано Бюро по нормированному снабжению, на местах – контрольно-учетные бюро. На крупных предприятиях питание рабочих осуществлялось через ОРСы (отделы рабочего снабжения). Для борьбы со спекуляцией организовывалась коммерческая торговля.

Усилия Наркомфина были направлены на мобилизацию средств, был введен налог на холостяков, военный, выпущены военные займы на 76 млрд. руб., повышены цены на табак, спиртные напитки, предметы роскоши.

С окончанием войны, в 1945-1957 гг., на этапе восстановления задачи управления народным хозяйством изменились. Деятельность всех звеньев госаппарата была направлена на подъем экономики, перевод ее на выпуск гражданской продукции. До 1946 г. основным звеном аппарата управления были наркоматы. Наркомы, возглавляющие их, единолично руководили порученной им отраслью, издавая приказы и инструкции. Наряду с ними существовали специальные ведомства, координирующие работу ряда наркоматов (Госплан, Госкомитет по внешней торговле, ЦСУ и пр.). Послевоенный период характеризовался неоднократными реорганизациями, сокращением служащих, после которого вновь начинался их рост. В 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства. Число министерств стало быстро расти. В 1955-1956 гг. из союзного подчинения в республиканское стали передаваться большое число предприятий и учреждений. Принципы и методы управления предприятиями оставались прежними.

В торговле в декабре 1947 г. были снижены коммерческие цены, отменена карточная система, ликвидированы ОРСы, проведена денежная реформа.

Государственное управление, органы и учреждения в 1953-1964 гг.

Во второй половине 1950-х -1960-е гг. появилась возможность проведения ряда необходимых преобразований в самых различных областях. Это осознавалось руководством государства, но не означало единства взглядов, по сути, и глубине реформ, их последовательности. Развитие советской системы в целом по-прежнему определялось мобилизационным типом развития, сверхролью государства, ролью партии и её лидера.

Начало решительных изменений в основах организации общественной жизни положено XX съездом КПСС. Восстанавливались демократические основы, активизировалась деятельность Советов и профсоюзов. Демократизировалось управление промышленными предприятиями, и расширялись права республик. В 1957 г. Н.С. Хрущев осуществил крупную реформу в области управления хозяйственной жизнью. Был принят закон о передаче управления промышленностью вновь организованным совнархозам (советам народного хозяйства) административно-экономических районов. Вместо 141 министерства для управления 200 тыс. предприятий и 100 тыс. строек создавались 105 экономических районов (70 – в РСФСР, 11 – в УССР, 9 – в Казахстане, 4 – в Узбекистане и по 1 в других союзных республиках). Совнархозы были подчинены непосредственно правительству своей республики. Таким образом, вводился территориальный принцип управления экономикой. Это позволило сократить управленческий аппарат, расширило возможность кооперирования на местах, рост производства составил 8% в год.

Однако скоро выявились недостатки этого подхода. Одним из крупных минусов этой децентрализации было сдерживание развития отраслевой специализации и технического прогресса. Не было единого центра руководства каждой отраслью. Руководство научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями оказалось в ведении специально созданных Госкомитетов, которые оказались оторванными от производства и не взаимодействовали с совнархозами, ограничиваясь рекомендациями по внедрению передовых разработок.

Система совнархозов породила местничество, рост себестоимости продукции, создание больших резервов материальных средств (впрок, на будущее) местными предприятиями.

После отставки Н.С. Хрущева в 1964 г. министерская система управления народным хозяйством была восстановлена, совхозы упразднены.

В области сельского хозяйства также были проведены преобразования. Колхозы сдавали государству половину урожая по обязательным поставкам. Но закупочные цены оставались довоенными, тогда как цены на промышленную продукцию, необходимую деревне, увеличились в 20 раз. Колхозник отрабатывал только такую норму трудодней, от которой не мог уклониться, а средства к жизни получал от приусадебного хозяйства. Основными причинами отсталости сельского хозяйства были чрезмерная централизация планирования и нарушение принципа материальной заинтересованности колхозников. В сентябре 1953 г. были повышены заготовительные и закупочные цены на сельхозпродукцию, увеличились капиталовложения в сельское хозяйство. В 1957 г. закупочные цены были еще раз повышены и списаны недоимки за прошлые годы. С 1957 г. колхозы стали переходить на гарантированную денежную оплату труда. Министерство сельского хозяйства СССР передало часть управленческих функций республикам.

Государственное управление, организации и учреждения в России в 1964-1985 гг.

Политические аспекты периода. Партийные структуры по-прежнему стремились подчинять себе государственный аппарат, действовать совместно с ним в виде бюрократической авторитарной системы. ЦК партии, как и ранее, прямо вмешивался в хозяйственные дела, применяя командно-распорядительные методы, продолжена практика совместных решений с Совмином СССР, смешение функций партийных и государственных органов, сращивание партийного и госаппарата.

В 1965 г. была предпринята самая крупная реформа перестройки управления промышленностью. Ведущим становился отраслевой принцип управления, было увеличено число министерств и расширены их права. Впервые за 45 лет изменился объект управления в экономике. Ими должны были стать производственные объединения – предприятия и НИИ (научно-исследовательские институты) одного профиля. Кроме того, менялся показатель работы предприятий – им должен был стать не объем выпущенной продукции (вал), а объем реализованной продукции. Таким образом, вводились элементы хозрасчета на предприятиях.

Однако хозяйственной самостоятельности предприятиям так и не было предоставлено, а министерства продолжали играть роль распорядителя фондов, средств, диктовали предприятиям план по валовому производству. К 1966 г. было создано 600 министерств, комитетов, ведомств с 15 млн. служащих. В итоге экономическая реформа потерпела неудачу.

Для сельского хозяйства были характерны те же принципы управления, что и для промышленности: администрирование, вмешательство партийных и советских органов в производство. Деревню по-прежнему рассматривали как сырьевой придаток города. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве шел рост сферы управления. Например, в Тульской области на 415 колхозных хозяйств существовало 400 районных управлений и организаций.

В ходе реформы в сельском хозяйстве в 1982 г. были созданы аграрно-промышленные объединения (АПО) – от республиканских до районных. Впервые агропромышленный комплекс был выделен как самостоятельный (производство, обеспечение, сбыт продукции), но реальные результаты всех преобразований были невелики.

Во второй половине 1960-х гг. союзным республикам были предоставлены новые права в области планирования, капитального строительства, решении вопросов хозяйственного и культурного развития. Резкие диспропорции в уровнях развития отдельных республик были ликвидированы, но различия сохранялись. К концу 1977 г. СССР объединял 15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов. Ни одна республика не могла активно развиваться без участия остальных.

В октябре 1977 г. принята четвертая советская Конституция. Она не изменила основ государственной жизни, но ввела правила функционирования общественных организаций, усилила централизм управления и закрепила руководящую роль КПСС. Советы стали именоваться Советами народных депутатов, а национальные районы были переименованы в автономные. К концу 1970-х годов спад темпов экономического развития, моральная деградация и коррупция части партийного руководства, застой в областях общественной жизни привели к широкому недовольству властью и партией.

Попытки преобразования административно-командной системы управления в 1985–1991 гг. После избрания М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС начался процесс демократизации и перестройки. Сущность этого этапа заключалась в переходе от административных методов командования к экономическим и рыночной экономике в целом. В обобщенном виде это было представлено в постановлении Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». В соответствии с поставленной задачей намечалась реорганизация управления и значительное сокращение административного аппарата. Началось упразднение министерств в традиционных отраслях экономики: машиностроении, приборостроении, металлургической промышленности. В результате в промышленности осталось 37 министерств и 10 госкомитетов. Укрупнение затронуло практически все сферы хозяйственной жизни. Наряду с этим создавались структуры нового типа: министерства экономики и прогнозирования, внешнеэкономических связей, природопользования и охраны окружающей среды, госкомитеты по экономической реформе, таможенный, главная налоговая инспекция, центр проведения межбанковских валютных операций (валютная биржа) и др. В 1990 г. были открыты товарные биржи, посреднические фирмы для информационных и оптовых услуг. Предполагалось в течение 4-5 лет перейти от централизованного распределения через госзаказ к оптовой торговле по рыночным ценам.

Однако все эти преобразования были противоречивы и преследовали цель отстранить от власти партийных консерваторов. Они лишь разрушали имевшуюся систему централизованного руководства, но не создавали новой. Началось падение производства, разрушение оптовой и розничной торговой сети. Притом что в стране достаточно было товаров, существовал и нарастал дефицит на внутреннем рынке. Регионы и отрасли производства обособились, частные интересы одержали верх. Экономика перестала быть управляемой с 1991 г. Не работало уже государственное регулирование, но еще не был сформирован рынок.

С 1985 г. начался новый этап в жизни государства, связанный с обновлением общественно-политических структур и развитием демократии. В декабре 1989 г. были приняты два закона: «Об изменениях и дополнениях к Конституции» и «О выборах народных депутатов СССР». В марте 1990 г. принят закон «Об учреждении поста Президента СССР». На основании этих законов высшую ветвь законодательной власти представляли Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 человек (по 750 от территориальных, национально-территориальных округов и союзных общественных организаций), который собирался 1 раз в год, и Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат (по 271 депутату), избравшихся Съездом. Депутаты Верховного Совета постоянно работали в Москве. Эта система управления предполагала реальные многопартийные выборы на альтернативной основе в представительные органы власти СССР и союзных республик. В марте 1991 г. вместо Совета министров СССР был учрежден Кабинет министров, который подчинялся Президенту. Кабинет формировался президентом по согласованию с Верховным Советом, который утверждал премьер-министра.

В декабре 1989 г. издан закон СССР «О Комитете конституционного надзора СССР», и в апреле 1990 г. избран его состав. Данный Комитет должен был следить за тем, чтобы законы СССР, Конституции и законы союзных республик не противоречили Конституции СССР, но он не вправе был отменять такого рода акты.

Национально-государственное устройство СССР в 1936–1991 гг. По Конституции 1936 г. Союз ССР составляли 11 союзных республик: РСФСР, УССР, БССР, Грузия, Азербайджан, Армения, Карелия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия. В 1936 г. союзной республикой стал Казахстан. Для создания жизнеспособного образования к территории Казахстана присоединили бывшие до революции южные сибирские уезды: Петропавловский, Кокчетавский, Акмолинский, Семипалатинский, Усть-Каменогор-ский и половину Алтайского горного округа.

С присоединением в 1939-1940 гг. Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Бесарабии пополнены территории Украины, Белоруссии и образованы 4 новых союзных республики: Эстония, Латвия, Литва, Молдавия. Кроме союзных республик были автономные республики, автономные области и национальные округа. Всего 57 национальностей из 119 официально признанных (98% населения всей страны) имели государственные образования. Однако все национально-территориальные образования были многонациональными.

В годы Великой Отечественной войны был применен принцип коллективной ответственности народов и ликвидированы некоторые автономии. В августе 1941 г. была ликвидирована автономная республика немцев Поволжья (выселено 367 тыс. человек). В мае 1944 г. ликвидирована автономия крымских татар, в 1943-1944 гг. - Карачаевская, Калмыцкая, затем – Чечено-ингушская автономные области, выселены балкарцы, курды, турки-месхетинцы и др. Впоследствии Верховный Совет принял декларацию с осуждением этих актов

В 1954 г. в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана Украине.

Начало перестройки не было связано с умышленным расколом федерации, реформировать предполагалось весь Союз, предоставив большую самостоятельность самим народам. Однако на деле перестройка резко ускорила разрушение Союза.

В 1989 г. почти все союзные республики приняли законы о государственном языке. Республики создали приоритетные условия для функционирования тех языков, которые объявлялись государственными. Это обострило противоречия между статусным и нестатусным населением, усилило межнациональные трения. «Языковая реформа» была первым шагом отделения республик от центра, который потерял контроль за этой ситуацией. Вторым шагом разрушения СССР было принятие в 1990 г. деклараций о суверенитетах, которые провозглашали приоритет местных законов республик над общесоюзными.

Наши рекомендации