Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, поэтому в нем действуют общие принципы управления: законность, демократизм (гласность, широкое участие общественности), оперативность. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе системы принципов, которые закреплены в правовых нормах и вытекают из задач юрисдикционной деятельности.
Важнейшими из них являются:
1) обеспечение законности;
2) достижение объективной истины;
3) право на защиту;
4) презумпция невиновности;
5) равенство всех перед законом;
6) гласность;
7) оперативность.
Главным в административном производстве является принцип законности. Он означает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Указанный принцип обусловливает защиту прав граждан, а также моральную и юридическую ответственность органа (должностного лица) за надлежащее ведение процесса. (ст. 1.6 КоАП)
Выяснение объективной истины по делу-важнейшая задача административного производства. Данный принцип обязывает орган, рассматривающий дело, исследовать все обстоятельства и их взаимосвязь в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения (ст. 26.11; 24.1; ст. 24.4 - 24.7). Выяснение объективной истины по делу - основная задача административного производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения (ст.ст. 24.4 - 24.7 КоАП).
Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т.д.
Презумпция невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Данный принцип предполагает также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя имеет на это право. Из принципа презумпции невиновности вытекает и такое важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Это относится к тем случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.
Принцип равенства прямо закреплен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой все граждане равны перед законом и органом, рассматривающим дело, независимо от происхожде-ния, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Производство по делам об административных проступках осуществляется гласно, открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли названного производства такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя (ст. 24.3 КоАП РФ).
Оперативность административного производства проявляется, прежде всего, в установлении сжатых сроков, определяющих прохождение дела. По общему правилу (ст. 27.5 КоАП РФ) дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок. Это обусловлено многочисленностью и относительной несложностью административных правонарушений. Оперативность обеспечивает своевременность, большой воспитательный, предупредительный эффект воздействия, а кроме того, экономию времени и материальных ресурсов.
26 Сущность административной юстиции.
По справедливому замечанию Д. М Чечота сам по себе термин "административная юстиция" внутренне противоречиво так как содержит в себе различные по своей сущности понятия "администрация" и "юстиция" Администрация (administrate) - это управление, руководство (с точки зрения характера деятельности), а применительно к соответствующим органам и лицам - это система исполнительно- распорядительных органов государственного управления и их должностные лица
Юстиция(justitia) - это законность, справедливость, правосудие, а с, точки зрения органов ее осуществляющих - это система судебных органов. Между управлением и правосудием существует различия как в самом содержании деятельности, так и в органах ее осуществляющих.
Признаки:
1. Наличие правового спора (административно-правового, управленческого спора) о публичном праве, возникшего в связи с реализацией публичного управления, исполнительной власти, управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих, должностных лиц, т.е. в сфере управленческой деятельности. Административно-правовой спор имеет публично-правовую природу. Административно-правовой спор (в смысле административной юстиции) представляет собой юридический конфликт (или юридическую коллизию), возникший между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами (с одной стороны) и иными субъектами права (с другой стороны) в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществлением противозаконного административного нормотворчества, изданием незаконного индивидуально-правового акта, а также в связи с привлечением их к административной ответственности.
2. Разрешение административно-правового спора осуществляется специальным органом административной юстиции.
3. Одна из главных целей административной юстиции – правовая защита субъективных публичных прав граждан (их объединений)
4. Существование специальных субъектов «административно-юстиционного спора». При этом обязательной стороной спора выступают органы публичного управления, субъекты исполнительной власти, должностные лица органов исполнительной власти и иные административные органы.
5. Объектом административного спора выступает законность и обоснованность принятого органом управления административного акта или действия (бездействия) данного органа (должностного лица), которые затрагивают субъективные права граждан или юридических лиц. предметом спора, выступает административный акт (действиебездействие).
6. Административные споры рассматриваются по установленным процессуальным законодательством правилам, обеспечивающим участникам правового спора формальное (процессуальное) равенство. При рассмотрении административного дела должны соблюдаться все принципы административного процесса (гласность, устность, законность, состязательность, непосредственность и т.д.).
7. Юридическим результатом административно-юстиционного процесса является признание органом административной юстиции незаконности или недействительности (или, наоборот, законности и действительности) принятых органами управления (должностными лицами) административных актов или совершенных ими действий (бездействия).
8. АЮ является самостоятельной формой правосудия.
АЮ – порядок рассмотрения и разрешения адм. прав. споров, возникающих между гражданами (ЮЛ) с одной стороны, и органами управления с другой.
27 Административно-правовые режимы: понятие, виды и содержание.
Понятие.
Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.
Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.
Признаки административно-правовых режимов:
• устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
• регламентируются, в основном, нормами административного права;
• закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
• вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
• широко применяются административные методы воздействия;
• вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
• нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Виды.
По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).
В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.
Содержание.
Элементы содержания административно-правовых режимов:
1. целевое назначение;
2. принципы административно-правовых режимов;
3. общественные отношения (объект), регулируемые режимом;
4. административно-правовой статус субъектов режима;
5. средства обеспечения режима.
Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Принципы административно-правовых режимов:
• разделение административных и судебных властей;
• минимализация ограничений прав и свобод граждан;
• законность;
• ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.
Объект административно-правового режима - совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности.
Средства обеспечения административно-правовых режимов - совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим.
Виды средств обеспечения:
• специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;
• широкое применение прямого государственного принуждения;
• разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;
• систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;
• организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.
28 Чрезвычайные административно-правовые режимы.
Чрезвычайное положение - особый правовой режим деятельности органов госвласти и местного самоуправления, предприятий и организаций независимо от форм собственности, их должностных лиц; вводимый в соответствии с Конституцией и законодательством на всей территории России или ее части; допускающий определенные ограничения прав и свобод человека и гражданина и налагающий дополнительные обязанности.
1. Цели введения чрезвычайного положения
1) защита прав и свобод человека и гражданина
2) защита основ конституционного строя РФ
Чрезвычайное положение вводится только как временная мера.
2. Основания введения чрезвычайного положения
1) попытка насильственного изменения конституционного строя
2) захвата или присвоения власти
3) вооруженный мятеж
4) террористические, иные насильственные действия, которые могли привести или привели к человеческим жертвам
5) чрезвычайные природные, техногенные, экологические происшествия
Чрезвычайное положение вводится - мотивированным указом Президента РФ с указанием территории, времени действия, конкретных мер по устранению причин, вызвавших введение чрезвычайного положения, исчерпывающего перечня прав и свобод человека с последующим утверждением Советом Федерации в течение 72 часов; на срок не более 30 суток на всей территории РФ; не более 60 суток в отдельных ее местностях
3. Меры чрезвычайного положения и временные ограничения
• полное или частичное приостановление на территории действия ЧП деят-ти органов исп. власти и МСУ
• ограничение свободы передвижения
• усиленная охрана общественного порядка
• ограничение на осуществление некоторых видов финансово-экономической деят-ти
• запрет на проведение собраний, митингов, забастовок
• эвакуация граждан и материальных ценностей
• введение комендантского часа
• иные ограничения, не противоречащие КРФ
На территории действия ЧП:
1. назначается комендант территории; 2. создается Оперативный штаб; 3. иные спец-е органы управления.
О введении ЧП уведомляются ООН и Совет Европы. При устранении причин, вызвавших ЧП, оно отменяется указом Президента с прекращением мер и ограничений, возникших в связи с введением ЧП.
Основные нормативные акты – КРФ, ФКЗ «О ЧП».
Ответственность
Статья 32 ФЗ «О ЧП»Ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения.
Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.