Зарождение юридического образования во Франции
В Западной Европе, и в том числе во Франции, юриспруденция и юридическое образование возникли раньше, чем в других странах. Примерно с V по XI вв. развитие этих институтов шло вне ВУЗов (ВУЗов ещё тогда не существовало), обучение осуществляли конкретные лица; с XI по XV вв. юридические школы постепенно развиваются, они объединяются в ВУЗы, и следующий период уже характеризуется окончательным расцветом университетов (XV-XVII вв.).
Первоначально юридические школы образовывались при церквях. Это объяснялось тем, что сфера образования была практически неподконтрольна государству, а между тем являлась важнейшим механизмом воздействия на людей. Церковь осознала всю значимость образования в этом плане, поэтому она постаралась закрепить связь образования и церкви. Однако не все учебные заведения были полностью подконтрольны церкви. Например, университеты, появлявшиеся с XIII века, были практически независимыми, они должны были только получить лицензию от церкви.
Университет можно понимать как корпорацию. Изначально это было скорее не учебное заведение, это была разновидность городской организации, корпорации преподавателей и студентов.
Причины появления университетов во Франции были такими же, как и во всей Европе. Среди предпосылок их создания можно отметить экономические, социальные причины, желание получить профессиональную юридическую подготовку (вместо осуществлявшейся ранее «частной» системы обучения), культурный фактор (то есть приверженность идеям просветителей и т.д.).
Ко времени создания во Франции первого университета – Сорбонны, была сформирована база, которая стала основой права. Её составили: открытие юридических документов Юстиниана, а позже – создание Corpus Juris Civilis, появление в XI-XII вв. схоластического метода, который стал основой юридического образования, и преподавание права в Европе. Схоластика (Пьер Абеляр – отец схоластики) – это метод синтеза и анализа, своеобразная религиозная философия. Задачей её было объяснить религиозные догмы с точки зрения философских категорий, при этом суммировать знание, закрыть пробелы и разрешить противоречия. Юристы, используя схоластический метод, создавали новые понятия.
Итак, к началу XIII века правовая база в Западной Европе, и в том числе во Франции, стала достаточной для изучения её в университете. Поэтому в 1215 году расположенные на левом берегу Сены колледжи объединяются в Парижский университет (Сорбонну). Юридический факультет был высшей школой. Система образования там была двухступенчатая, юридическое образование получали в качестве второго высшего. Перед этим необходимо было овладеть семью искусствами: риторикой, грамматикой, логикой, арифметикой, геометрией, астрономией, теорией музыки.
В 1231 г университету даруется ряд привилегий (освобождение от налогов, широкая автономия, право выбора программ и т.д.).
С 1257 по 1258 гг. открывается колледж для неимущих. Духовник короля Робер де Сорбон обеспечил небогатым людям возможность получать образование.
С 1265 Сорбонна приобрела статус ВУЗа.
Этот университет был чрезвычайно популярен, в том числе и среди студентов из-за границы. Однако вследствие ссоры английского короля с епископом Франции, поток студентов заметно уменьшился. В Англии в это время был открыт Оксфордский университет.
Что касается современной истории Сорбонны, то в 1793 году университет был закрыт, однако потом открылся вновь. Сейчас он разделён на 4 части.
Итогами становления юридического образования во Франции являются (они же –итоги по Европе):
· Установлен транснациональный характер права
· Право становиться наукой, которую преподают в юридической школе
· Достигнута чёткая обособленность права от других дисциплин
· Формируется класс профессиональных юристов.
·