Социальные общности. Социальная дифференциация

1. Понятие и разновидности социальных общностей. Классы как социальный феномен

2. Социальные роли и социальные статусы

3. Социальное неравенство (стратификация)

4. Социальная мобильность

Люди образуют различные социальные общности на основе родственных, национальных связей, на базе собственности, определенного места в социальной системе. Они могут компактно проживать и быть рассеянными по разным территориям, понимать друг друга с полуслова и говорить на разных языках. К социальным общностям, или группам, относятся, например, народность, социальный класс (дворяне, крестьяне, интеллигенция), трудовой коллектив, семья. Таким образом, группы могут возникать помимо воли и желания людей.

Общество состоит из множества больших и малых общностей. Если систематизировать взгляды социологов, можно выделить 6 основных критериев (по Радугину):

1) сходство условий жизнедеятельности,

2) осознание общих интересов и потребностей,

3) наличие связей совместной деятельности,

4) наличие собственной культуры или внутренних норм,

5) система управления и самоуправления,

6) самопричисление членов общности.

Социальные общности – явление многогранное. В процессе их изучения в социологии сложилась богатая классификация:

1. По численности: малые, большие, массовые

2. По функциональности: производственные, политические, этнические, религиозные, родственные…

3. По времени существования:постоянные, временные, группы продолжительного существования

4. По форме организации: добровольные, стихийные, собранные насильственно

5. По типу членства: открытые и закрытые

6. По общественному статусу:формальные и неформальные

7. По взаимоотношениям:реальные (постоянное общение) и условные (объединены по какому-либо признаку, например, по возрасту или полу)

8. По степени сплоченности: rдиффузные (случайные),

rассоциации (сплочение на основе личных целей),

rкорпорации (для достижения поставленной цели, в том числе за счет интересов других групп),

rколлектив (высокая сплоченность и единство целей),

rкоманда (эффективные связи внутри группы, экономная структура, свое лицо, и главное – профессионализм всех участников)

Каждый человек принадлежит какой-либо социальной группе (молодежь, студенты и пр.). Кроме принадлежности к той или иной группе мы можем занимать некое промежуточное положение. Пограничное состояние свойственно представителям маргинальных групп (см. подробнее вопрос 4).

Социальные группы – явление историческое. В первобытном обществе главным коллективом был род, который впоследствии стал основой для этнической общности. Первое классовое общество – рабовладельческий строй - характеризуется двумя противоположными классами, но в нем есть и профессиональные общности: ремесленники, городские, сельские жители. Итак, наличие в обществе социальных групп объясняется разнообразными условиями быта, культуры, труда. Так, классами называют группы, различающиеся по их месту в системе экономических и социальных отношений, по способам получения дохода. Классы есть тогда, когда в обществе есть неравенство

2.Как уже отмечалось, каждый из нас, живущих в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебный коллектив, дружеская компания). В каждой из групп мы занимаем определенное положение, т.е. обладаем неким статусом. Это значит, что в зависимости от положения к нам предъявляются определенные требования. Один и тот же человек ведет себя в одной ситуации как начальник, в другой - как отец, в третьей – как друг и т.д. Каждая позиция, предполагающая наличие прав и обязанностей называется в социологии статусом. Человек имеет несколько статусов, правда, при этом один из них все равно будет преобладать. Он обусловлен, прежде всего, должностью, и называется интегральным. Этот статус отражается в манере говорить, держаться в обществе, одеваться, в ценностях и ориентирах. Статус может быть как предписанным, так и приобретенным. Предписанные – значит навязанные обществом вне зависимости от человека и без его усилий. В это понятие входит этническое происхождение (американец), место рождения (москвич), семья (из рабочих). В приобретенном статусе отражается все достигнутое человеком: писатель, политический лидер, телезвезда. В понятие статуса входит естественные статус (пол, возрастная категория)

Если социальный статус обозначает конкретное место в социальной системе, то совокупность требований, предъявляемых человеку, образует социальную роль. Социальная роль – это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Учитель обязан выполнять обязанности директора, не опаздывать на уроки, готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение. При этом учитель имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью. Ученики называют его по имени-отчеству, выполняют его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдают порядок в аудитории во время занятия. От банкира ожидают один вид поведения, от безработного – совсем иной. Эти ожидаемые нормы могут быть и не зафиксированными

Любопытно:

Ø Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, известны участникам ролевого взаимодействия, и поэтому порождают определенные ожидания. Таким образом, социальное поведение становится предсказуемым

Ø Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Придя на прием к врачу, мы раздеваемся, и при этом совершенно не удивляемся этому требованию. Но в других местах предъявлять требование раздеться по меньше мере глупо и бестактно

Ø Иногда ролевые нормы расходятся с общепринятыми. Палач и агент тайной полиции могут осуждаться окружающими, но их социальная роль необходима и признана обществом. В то же время исполнители немногих социальных ролей освобождаются от соблюдения общепринятых норм. Священники и врачи не обязаны давать показания, если требуется раскрыть тайну исповеди или врачебную тайну.

Зачастую одежда является показателем определенного статуса. Так, в арабских странах невозможно показывать очертания тела лишь по той причине, что ты женщина. В дорогих ресторанах запрещается появляться без галстука – элемента принадлежности к средней и высшей социальной страте. В прошлом характер одежды еще жестче регламентировался. Парламент Англии в XIV в. предписывал штрафовать людей, осмелившихся надеть костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице. Наказывались люди не за костюм, а за попытку завысить с его помощью свой статус. В XVIII в. английские джентльмены надевали фраки и цилиндры – именно эта одежда позже стала ассоциироваться с возможностью не работать. Затем такой костюм стал обычным для высшего общества. Для дорогостоящих развлечений – охоты, рыбалки – использовались клетчатый костюм и котелок, а со временем такая одежда вытеснила фрак, оставив ему место в официальных церемониях.

На Руси о высоте положения свидетельствовала … высота шапки

Некоторые роли, например, пешеход, пациент, покупатель, являются незначимыми для человека, их потеря не переживается так как, например, потеря работы мужчиной.

На протяжении истории в обществе происходят структурные сдвиги, и распределение ролей может измениться. Рассмотрим роль женщины в России. Первое изменение приходится на конец XIX - начало XX в., когда мужчины в зимнее время стали уходить на отходные промыслы, а на женщин ложились все обязанности по хозяйству. Второй этап – сталинская индустриализация. Нехватка рабочей силы повлекла за собой уравнение в правах женщин и мужчин. Третий - война и послевоенное возрождение народного хозяйства. Эпоха «развитого социализма» добавила в женский портрет новые черты: поскольку заработные платы были низкими, семьи становились двухдоходными (двухкарьерными). Наконец, последний этап наступил во время перехода к рыночной экономике. В это время формировался новый тип женщины. Для нее свойственны желание конкурировать с мужчинами в бизнесе, демонстративная независимость, а также отдельные элементы, таки как курение, грубость, культ силы и денег, наконец, любовь за деньги

Исполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы (рабочий на конвейере). Исполнение одной и той же социальной роли на протяжении долгого времени накладывает отпечаток на человека: те, кто часто выступает перед аудиторией, привыкают громко говорить, у хирургов со временем развивается привычка абсолютно чистых рук.

3.Подобно тому, как здание состоит из вертикальных опор и горизонтальных перекрытий, соединяющих узлов и входных отверстий, точно так же и в обществе должны быть основные элементы, образующие каркас. Общество не может существовать, если один человек выполняет все функции: он и вождь, и военачальник, и лекарь, и пекарь, и дровосек, и портной. Наше положение в обществе - это наш статус. В обществе существует деление на вертикальные слои. Эти слои называются стратами (от лат. stratum – слой, пласт).

В основе деления на старты лежат: доходы, престиж, близость к власти, к политике, уровень образования, возраст, состояние здоровья, место жительства и др. Если сложить все эти критерии, получится совокупныйсоциальный статус

Для определения статуса на протяжении истории вводились сословия, титулы, чины. Стержнем системы титулов в России выступала система из 14 классов, введенных в 1722 г. «Табелью о рангах». В каждом классе нужно было прослужить 3-4 года. Начиная с 8-го класса, давалось потомственное дворянство. К потомственному дворянину обращались «Ваше благородие», к немецким фамилиям прибавляли «фон», к испанским «дон», к французским «де».

В цивилизованных современных обществах существует деление на классы:

высший (в свою очередь делится на верхний-высший и нижний-высший),

средний (делится на верхний-средний, средний-средний и нижний-средний),

низший (верхний-низший, средний-низший)

Любопытно ознакомиться с различиями между нижним-средним подклассом и верхним-низшим. Основу обоих составляют люди со средним или средне-специальным образованием, занятые в производстве. Однако представители нижнего-среднего подкласса предпочитают культурный досуг: они посещают театры и библиотеки, хотя бы немного ориентируются в искусстве и политике; люди, принадлежащие к верхнему-низшему подклассу, праздно и бескультурно проводят свой досуг: игра в домино или карты, просмотр телевизора

Средний класс в России очень малочисленный – всего 14-15% против 70-80% в развитых капиталистических странах.

Универсальным измерителем неравенства во все времена выступали деньги. Их количество определяет место индивида и его семьи в системе стратификации. Богатых людей можно условно разделить на «старых богатых», чьи состояния накапливались десятилетиями и даже столетиями, и «новых богатых», которые создали свое состояние в считанные годы и не успели проверить его прочность временем. В зависимости от того, насколько высок экономический уровень, бедность охватывает малую или большую долю населения. Порог бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода. Бедные тратят 50-70% своего дохода на питание. В России постсоветского периода средний класс малочисленный, а бедных насчитывается около 60%. Половина из них – жертвы социальной политики государства. (У нас человек действительно получает лишь 20% от реально заработанных денег, возможностей дополнительного заработка у бедных намного меньше, чем у среднего класса, третья причина – инфляция). Бедность опасна тем, что воспроизводит сама себя: плохая обеспеченность ведет к ухудшению здоровья и деквалификации.

Социальное расслоение в России (2001 г.)

Слой населения Доля населения, % Уровень доходов на душу в мес, дол.
Богатые 3-5 Свыше 3000
Состоятельные 1000-3000
Середина 100-1000
Малообеспеченные 50-100
Бедные Ниже 50

Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru 5 %

Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru 5%

14 %

81 % Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru

Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru 14%


Социальная структура в информационном обществе отличается большой подвижностью (см. вопрос 4). Возможность подняться на следующую ступень социальной лестницы составляет основу общества. Эти основы отзывчивы к любым переменам и позволяют в короткие сроки оптимизировать структуру общества

Человечество не одно столетие пытается прийти к социальному равенству. Возможно ли это? На этот счет единого мнения нет. Маркс и его сторонники полагали, что оно достижимо, для этого достаточно уничтожить частную собственность, вслед за этим исчезнет и эксплуатация человека человеком. Большинство теоретиков общества полагают, что те существенные различия между людьми, которые возникают в процессе жизнедеятельности, неустранимы. А это значит, что идея построения общества, свободного от социального неравенства, утопична. Французский писатель Онере де Бальзак еще в XIX в. писал: «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом»

В современном обществе социальное равенство понимают как равенство перед законом, равенство прав и возможностей. В обществе, где стремятся к достижению социального равенства, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения и места проживания. Всем без исключения важен доступ к получению образования, медицинских услуг, к престижным профессиям, сферам деятельности, к занятию тех или иных должностей, продвижению по службе. В большинстве стран мира граждане наделены равными избирательными правами и могут не только избирать, но и быть избранными.

4.Существуют закрытые общества, где переход из одной страты в другую невозможен (рабовладельческие общества, варно-кастовый строй в Индии, который сохраняется в деревне);

открытые общества, где возможен переход как вверх, так и вниз

относительно закрытые, где юридически переход невозможен, но в жизни случается (при крепостном праве можно было добиться личного освобождения).

Переход людей из одних социальных групп в другие называют социальной мобильностью. Те перемещения, которые не сопровождаются изменением социально-экономического статуса, называются горизонтальными. К ним относится смена места жительства (равноценная), переход из одного гражданства в другое, из одной религии в другую, перевод с одного предприятия на другое. Процессы вертикальной мобильности связаны с перемещением вверх-вниз по ступеням социальной лестницы. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. Восходящая – это повышение в должности, нисходящая – разжалование, увольнение и т.п. Между восхождением и нисхождением существует известная несогласованность: все хотят подниматься, и никто не хочет спускаться. Различают межпоколенную мобильность, когда дети достигают более высокой позиции, чем их родители. Внутрипоколенная имеет место там, где индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции

Различают также индивидуальную и групповую мобильность. Групповая активизируется в переломные и нестабильные периоды: крестьянство пополняет ряды рабочих в период индустриализации и после отмены крепостничества, военные перевороты и революции тех, «кто был ничем», делают «всем», в результате войны представители всех сословий становятся военнослужащими, во время кризиса работники бюджетной сферы превращаются в представителей малого бизнеса. Распад СССР и отказ от плановой экономики стали причиной массового притока беженцев из бывших республик. Способствовало групповой мобильности и сокращение численности Вооруженных Сил.

Как известно, тех, кто утратил связь с прежней социальной группой, но не примкнул к какой-либо другой, не установил культурных, дружеских связей, называют маргиналами. Это, например, селяне, переехавшие в город, русские эмигранты, «повисшие в воздухе», которые перебиваются случайными заработками, инвалиды, лица без определенного места жительства. Россия пережила минимум две волны маргинализации. После революции 1917 года из социальной структуры вытеснены два класса – дворянство и буржуазия. Но не только представители бывшей элиты становятся маргиналами. Минуя обычные пути восхождения по социальной лестнице, «красные» директора и министры в одночасье оказывались там, где не могли бы оказаться раньше. Они стали восходящими маргиналами – оторвались от одного класса, но не стали полноценными представителями нового, высшего класса, т.к. сохранили манеры, обычаи, свойственные низам общества. Вторая волна маргинализации наступила в начале 90-х годов, когда формировалась новая элита из следующих категорий:

а) криминальные элементы, недоучки, рэкетиры, представители организованной преступности, чей путь к

обогащению лежал вне правового пространства;

б) разночинцы – выходцы из разных групп, которые получили доступ к дележу бывшей государственной

собственности в ходе приватизации (большая часть из них – бывшая номенклатура)

В это же время представители российской интеллигенции пополнили ряды «новых бедных». Такой категории бедных не было ни в США, ни в какой иной стране мира. Во-первых, они имели высокий уровень образования, во-вторых, большинство из них оказались в этой категории временно.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют социальными лифтами, или каналами мобильности.

Каналы вертикальной мобильности:

а) получение образования;

б) приобретение собственности повышает статус независимо от происхождения;

в) удачный брак;

г) физические, умственные способности, внешние данные;

д) церковь и армия служат прекрасными каналами вертикальной мобильности (этот путь сегодня очень распространен: из военнослужащих – в политическую элиту).

Действию каналов мобильности мешают социальные барьеры и перегородки. В молодом быстроразвивающемся государстве вертикальная мобильность идет активней. Примеры: Россия эпохи Петра I, Советская Россия 20-30-х годов, перестроечные годы, когда даже иностранцы заметили, что в России легче, чем где-либо сколотить состояние. Когда все места заполняются, движение наверх замедляется. Тенденция к закрытости присуща всем обществам. В стабильных обществах высший класс становится все более потомственным. Сегодня в России чтобы получить доступ наверх, необходимы серьезные возможности. Но доступ в сельский и городской средний класс по-прежнему открыт.

Разновидностью мобильности являются миграционные процессы. Различают следующие разновидности.

Миграция – переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню, т.е. любое территориальное перемещение. Миграция активизируется сезонно (туризм, лечение, учеба), маятникообразно – регулярные перемещения и возвращение назад.

Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или длительное проживание.

Иммиграция - въезд в данную страну на постоянное ПМЖ или длительное проживание.

Благодаря миграции возникали новые города и страны (1492 г. открытие Америки). Миграция возникает там, где ухудшаются условия жизни, сужаются возможности для вертикальной мобильности (бегство крестьян в Сибирь и на Дон, где складывалось казачество).

В современной международной миграции особую роль приобрела так называемая «утечка мозгов» - это разновидность интеллектуальной безвозвратной или долговременной миграции. Для России этот процесс имеет самые негативные последствия: с 1989 г. по 2000 г «утечка мозгов» составила 1,5 млн. человек, а экономические потери 50-60 млрд. дол. И все это несмотря на то, что западный рынок труда перенасыщен. На благополучном Западе вакантными сегодня остаются социально непривлекательные и относительно низкооплачиваемые рабочие места. Это вредный и малоквалифицированный труд на немеханизированных участках производства, на благоустройстве территорий, в сельском хозяйстве или сфере обслуживания.

Социальные нормы

1. Социальные нормы

2. Социальный контроль и самоконтроль

3. Девиантное и делинквентное поведение

4. Преступность и молодежь

Наилучшее состояние общества – состояние стабильности. Резкие отклонения в положительную и отрицательную стороны представляют угрозу для стабильности общества. Отклонениями считают любые поступки и действия, не соответствующие писаным и неписаным нормам. Так, жители Древней Спарты (V в. до н.э.) придерживались очень строгих норм поведения, формы одежды и даже длины волос.

В обществе существует множество норм. Слов «норма» латинского происхождения и означает оно буквально «правило», «образец». Социальные нормы вырабатываются обществом и предназначены они для того, чтобы направлять людей, контролировать и оценивать их поведение. С помощью норм жизнь общества приобретает упорядоченный характер: они ориентируют человека, как следует поступать, что приемлемо, что нежелательно. На психологическом уровне поведением руководят черты характера, склонности, мотивы, эмоции, интеллект. На социокультурном уровне это нормы и правила, отдаленно напоминающие компьютерные команды: они похожи на информационные блоки: блок предписаний («надо»), блок запретов («нельзя»), блок разрешений и рекомендаций («можно»).

Лучше всего нормы соблюдаются, когда индивид заинтересован делать это. Практика не выявила, какой вид норм – разрешающий или запрещающий – является более эффективным

Правовые нормы закрепляются в законах, их соблюдение обеспечивается силой государства. Моральные нормы несут оценочную нагрузку (хорошо-нехорошо, справедливо-несправедливо). И хотя люди более или менее свободны в своих действиях, нарушение норм морали встречает общественное осуждение. Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в искусстве, но и в поведении, и в производстве, и в быту. Негативные оценки эстетической стороны тесно соприкасаются с моральными (этическими). Политические нормы регулируют отношения личности и государства, политическую деятельность, отношения между социальными группами и государствами. Наконец, соблюдение религиозных норм поддерживается верой в неизбежность кары за грехи, грехом для верующих является нарушение этих самых религиозных норм.

Нормы классифицируют

по сфере применения

групповые общие

по продолжительности функционирования

стабильные однодневки (хотя трудно определить, сколь норма будет актуальной)

по жесткости

 
  Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru


Ж е с т к о с т ь Табу  
Законы  
Нравы  
Традиции  
Обычаи  
Привычки  
Социальные общности. Социальная дифференциация - student2.ru Степень распространенности (снижается с нарастанием жесткости)
               

Привычка – это установленная схема поведения в определенных ситуациях. Привычки отличают воспитанных людей от невоспитанных, аристократов от простолюдинов. Пока они приобретаются стихийно, их называют привычками, если их воспитывают, они становятся манерами. Умышленное неисполнение хороших манер – это вызов культуре и обществу. Весь комплекс хороших манер называют этикетом

Обычай – одобренные обществом массовые образцы поведения, которым рекомендуется следовать. Обычаи, переходящие из поколения в поколение, становятся традициями

Традиция – все то, что унаследовано от предков. Разновидностью традиции является обряд. Символические действия, совершаемые для придания значимости каким-либо событиям, называют церемониями и ритуалами

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы поведения, отражающие моральные ценности общества. Их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций

Законы - это нормы, оформленные властью и требующие неукоснительного выполнения

Табу - абсолютный запрет какого-либо действия, слова или предмета, как правило, охраняющий от нежелательных последствий (на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил, оскорбление кого-либо)

по санкциям

формальные - неформальные

позитивные – негативные (см. вопрос 2)

Для того, чтобы общество нормально функционировало, составляющие его индивиды должны поступать в соответствии с социальными нормами. Вполне оправдано, что у общества имеется для обеспечения стабильности специальный механизм – социальный контроль. Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Если бы его не было, люди делали бы все, что им заблагорассудится. С помощью этого механизма общество может обуздывать непокорных членов. Даже небольшой группе случайно собравшихся вместе приходится выбирать механизмы контроля, дабы сохранить единство, хотя бы на краткий промежуток времени. Таким образом, социальный контроль – это система методов, с помощью которых общество направляет поведение индивидов

Социальный контроль незаметен, пока действия не нарушают общественного порядка. Однако стоит нарушить установленные правила или обычаи, отступить от образцов поведения, заложенных в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

Нормы действуют как стандарты поведения и ожидания поведения (от человека окружающие ждут вполне однозначного поведения, например, важно, передвигаясь по правой стороне тротуара, быть уверенным, что встречные прохожие будут идти в нужном направлении). Игнорирование одних норм вызывает косой взгляд, неодобрение или ухмылку, нарушение других предполагает серьезное порицание.

Социальный контроль включает 2 главных элемента: нормы и санкции. Нормы – это предписания, как правильно вести себя в обществе, запреты или разрешения, выраженные в любой форме: устной или письменной, формальной или неформальной. Санкции – средства наказания или поощрения за несоблюдение (или соблюдение) социальных норм. Выделяют 4 типа санкций.

Формальные позитивные (Ф+)официальное одобрение: награждение, премии, стипендии, титулы, почетные звания, грамоты, повышение в должности.

Неформальные позитивные (Н+)неофициальное одобрение: комплимент, похвала, лестный отзыв, улыбка.

Формальные негативные (Ф-)наказания по закону, административные взыскания, лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация, разжалование, отлучение от церкви.

Неформальные негативные (Н-)порицания, замечания, нелестная кличка, отказ от общения, жалоба, разоблачительная статья, издевка, насмешка, слухи.

Общество обычно заботится о том, чтобы люди меньше сталкивались с явлениями, способными дестабилизировать их поведение. Тюрьмы, полигоны для ядерных испытаний, закрытые лаборатории максимально закрыты по понятным причинам.

Если применение санкций совершается самим человеком против себя, речь идет осамоконтроле.Самоконтроль необходим для сдерживания природной стихии. Усвоение социальных норм, как известно, проходит в процессе взросления и социализации. Поведение индивида все больше управляется внутренними регуляторами, стандарты поведения воспринимаются им как часть самого себя. Всем знакома ситуация, когда есть возможность совершить безнаказанно и без ведома других выгодный или приятный для себя, но аморальный с точки зрения социальных стандартов поступок. Но мы так не поступаем, потому, что нам «не позволяет совесть». Самоконтроль, прежде всего, связан с чувством вины и совестью, а совесть – это общественный контроль, ставший внутренним. Социологи употребляют термин «овнутрение». Ряд социальных запретов интернационализированы («овнутрены») настолько глубоко, что возможность их нарушения прочно вытеснена в бессознательное. У нормального человека не возникает мысль вступить в интимные отношения со своей матерью или сестрой. Известно, что на ранних стадиях существования человечества запрета на кровосмешение не было. Оно возникло по мере социального развития. Внутренние ограничения не позволяют думать о вступлении в отношения с представителями того же пола.

О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят «впал в детство», его импульсивное поведение еще называют инфантилизмом.

3.Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным. Это довольно широкий список поступков: бродяжничество, героизм, крепкое здоровье, безбилетный проезд, преступление. Девиации подразделяются на 2 группы: в сторону максимально одобряемых (подвиги, миссионерство) и максимально неодобряемых. На каждую из них приходится в среднем по 15%. Человека с отклоняющимся поведением называют девиантом. В борьбе с отклонениями главную роль играет общественное мнение – совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения.

На уровне малых социальных групп девиантные отклонения проявляются в нарушении нормальных отношений: раздорах, скандалах и т.п. В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките и коррупции.

Если девиантное поведение измеряется по отношению к культурным нормам, то делинквентное – по отношению к законам. Так ограбление – и делинквентное, и девиантное проявление, алкоголизм – только девиация. Отличить легко: девиация – зло (или добро) относительное, а делинквентность – абсолютное.

Д е в и а н т н о е п о в е д е н и е
В неодобряемую сторону Н о р м а В одобряемую сторону
Супружеская измена, алкоголизм, наркомания, преступление Старание всегда получать одобрения и похвалы, добровольное сотрудничество с органами милиции, чрезмерная чистоплотность, стремление к безупречности, здороваться со всеми
Д е л и н к в е н т н о е п о в е д е н и е
В неодобряемую сторону Н о р м а В одобряемую сторону
  Любое деяние, подлежащее административному или уголовному наказанию   Подвиг, миссионерство

Так курение в компании друзей можно считать нормой, но на рабочем месте, в коллективе некурящих такое поведение вполне может считаться девиантным – отклоняющимся от нормы. Если девиации носят групповой характер, то нормы, принятые в обществе, видоизменяются. Так, например, в XIX веке сожительство мужчины и женщины вне брака являлось девиацией, а в наши дни такое поведение никого не удивляет. В то же время кавказские народы свято почитают нормы, особенно семейно-родственные.

Историческое развитие способствует изменению представлений о социальной норме и девиации. Например, гомосексуализм традиционно осуждался как девиантное поведение, но в последние десятилетия рассматривается западным обществом как вариант нормы, или, по крайней мере, как заболевание, которое требует лечения. В некоторых странах Европы даже узаконены браки между лицами одного пола. Наркомания и алкоголизм считаются болезнью. Санкции, направленные на подавление девиантного поведения, становятся менее жесткими. Вспомним кровавые публичные казни средневековья.

В чем же причины отклоняющегося поведения? Есть разные точки мнения.

а) биологическое объяснение: некоторые люди обладают прирожденной склонностью к нарушениям, и это

связано с физическими особенностями;

б) психологическое объяснение: девиации являются следствием неправильного развития личности: жестокость –

следствие безразличного отношения к ребенку или жестокости самих взрослых, низкое самоуважение толкает

подростков на поступки, которые могут привлечь всеобщее внимание к их персоне;

в) социологическое объяснение: причиной девиантных поступков являются кризисные явления в обществе

(экономические спады и подъемы, инфляция и мн. др.)

Антиподом девиантного поведения является социальная конформность – подчинение индивида принятым в обществе нормам. Однако не следует путать конформность и конформизм. Первое согласуется с требованиями общества: здороваемся, прощаемся, умываемся, чистим зубы. И в этом нет ничего плохого. Конформизм – отказ от своего Я, неспособность к принятию самостоятельных решений.

Итак, девиантное и делинквентное поведения можно различить следующим образом: первое относительно, второе абсолютно.

4. В социологии интерес к девиантному поведению не случаен. 99% американцев, представителей среднего класса, признались, что когда-либо нарушали закон. В России практически каждый бизнесмен нарушает существующее законодательство. В современном российском обществе социологи бьют тревогу по поводу нарастающей волны преступности: суды не успевают справляться с делами, тюрьмы переполнены, депутатские комиссии и правозащитные организации выступают с инициативами об амнистировании определенных категорий заключенных. Под амнистию уже не раз подпадали лица, находящиеся на 1 ступени по шкале Беккера:

1) случайное нарушение норм,

2) последующее нарушение, продиктованное жаждой наживы или удовольствия,

3) закрепление роли девианта,

4) постоянное следование роли девианта.

Эту шкалу по-другому называют «девиантной карьерой».

Многие исследователи убеждены, что, попав однажды в категорию «отверженных», человек редко возвращается к нормальной жизни. Ярким примером являются люди, освобожденные из мест заключения. Хотя им и вернули гражданские права, клеймо бывшего преступника, «нехорошая репутация» закрывают для него все возможности нормального трудоустройства. Очень многие бывшие заключенные повторно совершают противоправные действия.

Те, кто склонны к девиациям, относятся к группе риска (это алкоголики, наркоманы, подростки, т.к. они не готовы к самоконтролю). Те районы города, где часто происходят преступления, называют криминогенными (crime – преступление).

Преступление – это поступок, противоречащий закону, общественно опасное деяние. Преступность включает в себя действия, посягающие на личность, на собственность, на права и свободы граждан. Особую опасность представляет организованная преступность. В широком смысле она подразумевает существование группы лиц, организованных на постоянной основе, для получения средств незаконным способом.

Преступность – это не просто сумма преступлений, а массовое явление, подчиняющееся закономерностям. Оно свидетельствует о противоречиях и недостатках развития общества. Преступность как никакое другое явление общественной жизни вызывает тяжелые последствия.

Молодежь справедливопричисляют к группе риска. По данным ООН около 30% молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5 % совершают серьезные правонарушения. В силу физиологических особенностей подросток отличается повышенной активностью, и вследствие недостаточной зрелости он еще не готов к самоконтролю, неправильно понимает свободу и независимость. К тому же, чем чаще молодой человек сталкивается с образцами девиантного поведения, тем больше их усваивает.

Один из распространенных примеров делинквенции – вандализм футбольных фанатов. Слово вандализм происходит от названия германского племени вандалов, которые в V в. напали на Римскую империю и разграбили ее. К вандалам относят и тех, кто портит сидения в поездах, обстреливает вагоны, кто бьет стекла, оскверняет могилы, разбивая надгробия.

В 90-е было официально признано, что существует организованная преступность. Около 40% правонарушений подростков носит организованный характер. Сейчас широко распространены молодежные организации из 50-100 чел. Они участвуют в драках с применением ножей, самодельного оружия и подручных средств. Возраст правонарушителей «бережет» их от уголовной ответственности. Число их с каждым годом растет по причине усиливающихся имущественных различий. В группах – жесткая дисциплина: «Попался – отвечай сам», попавшие в заключение финансируются из «общака». Возглавляют такие организации, как правило, взрослые люди.

Наши рекомендации